– В коже различают 2 слоя: наружный – эпидермис и внутренний – собственно кожа, или дерма. Наружный слой состоит из 2 видов клеток – живых и мёртвых. Мёртвые клетки располагаются на поверхности кожи и образуют ороговевший слой. Под ними лежат живые клетки. Ороговевший слой выполняет защитную функцию, его клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми.
В дерме находится красящее вещество – пигмент и от его количества зависит цвет кожи. Он называется меланин. Запи-шем в тетрадях: «Меланин – это белок-пигмент, содержащийся в коже, волосах, радужке глаз и др. частях, от которого зависит их цвет».– В коже различают 2 слоя: наружный – эпидермис и внутренний – собственно кожа, или дерма. Наружный слой состоит из 2 видов клеток – живых и мёртвых. Мёртвые клетки располагаются на поверхности кожи и образуют ороговевший слой. Под ними лежат живые клетки. Ороговевший слой выполняет защитную функцию, его клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми.
В дерме находится красящее вещество – пигмент и от его количества зависит цвет кожи. Он называется меланин. Запи-шем в тетрадях: «Меланин – это белок-пигмент, содержащийся в коже, волосах, радужке глаз и др. частях, от которого зависит их цвет».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.docx
Областное государственное бюджетное образовательное
профессиональное учреждение
«Ульяновский техникум питания и торговли»
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА
по курсу «Биология. Человек»
тема:
«ПОКРОВЫ ТЕЛА» Тема урока: «Покровы тела»
г. Ульяновск, 2017 г.
Цели урока:
1) образовательные: дать ученикам представление о покровах тела человека, коже
и её производных, их строении и функциях, познакомить с
заболеваниями покровов тела и их профилактикой и
предупреждением, подготовить к сдаче ЕГЭ;
2) развивающие: развить мышление, внимание, кругозор, память и познавательные
интересы учащихся, заинтересовать изучением школьного предмета
биологии и анатомии в частности;
3) воспитательные: воспитать чувство дисциплинированности, внимательности,
ответственности, аккуратности и заботы о своём здоровье.
Новые анатомические и гистологические объекты: эпидермис, ороговевший слой,
собственно кожа (=дерма), коллагеновые волокна,
потовые железы, сальные железы, волосы, волосяная
луковица, волосяной мешок, стержень волоса, ногти,
ногтевая пластинка, ногтевое ложе, кожный валик,
корень ногтя.
Вводимые на уроке понятия: кожа, меланин.
Оборудование: учебник «Биология. Человек. 8 класс» Н.И. Сонина и М.Р. Сапина;
схемы «Выделительная система человека» и «Строение кожи»;
мультимедиапроектор, ноутбук, экран, презентация Microsoft Power
Point «Заболевания кожи. Профилактика кожных заболеваний».
Тип урока: комбинированный урок. ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2,5 МИН.
– Доброе утро, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Положили все на край стола свои дневники. На ваших рабочих местах должны
быть учебник, тетрадь и письменные принадлежности. Кто отсутствует на
уроке? {Отмечаю в журнале}
– На прошлом занятии мы с вами знакомились с выделительной системой
человека, и назвали 3 основных органа, выполняющих функции выделения.
Какие? {Лёгкие, почки и кожа} Логически понятно, что нам осталось
познакомиться с кожей, которая кроме этого ещё и является покровом тела.
Поэтому на сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим строение кожи, её
функции и посмотрим небольшую презентацию.
Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте
проверим, как вы успешно усвоили предыдущую.
10 МИН.
Письменный
индивидуальный
Устный
индивидуальный
II. ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
– Некоторые из вас сейчас получат тест. Работайте – у
вас на его выполнение 8 минут. Работайте сразу на тестовом
листе и не забудьте его подписать.
– Остальная часть класса работает устно вместе со мной.
1) Что такое выделительная и мочевыделительная
системы? Какие в/ва выводятся из организма в окружающую
среду? Какие органы образуют мочевыделительную систему
человека? Покажи на плакате.
2) Что такое нефрон? Какое строение он имеет. Сделай
рисунок на доске.
3) Что такое первичная и вторичная моча? Как они
образуются?
4) Какой состав имеет первичная и вторичная моча? Где
они образуются? Каков их суточный объём?
5) Какие правила следует соблюдать для предотвращения
заболеваний органов мочевыделительной системы?
6) Какие существуют заболевания органов
мочевыделительной системы?
– Давайте ваши дневники. Кто работал письменно,
заканчивайте, и передавайте свои работы с последних парт
на первые.
III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИЛА
26,5 МИН. Деятельность
учащихся
Делают
записи в
тетрадях.
Беседуют с
учителем.
Записывают
под диктовку.
Объяснительно
иллюстративный,
описательный
рассказ с
элементами
катехизической
беседы
Рисуют
рисунок.
Записывают
под диктовку.
Объяснительно
иллюстративный,
исследовательски
й, наглядный
.
Деятельность учителя
– Открываем свои тетради, записываем
сегодняшнее число и тему урока
«Покровы тела». Покровами тела Ч.
является кожа. Дадим определение: «Кожа
– это наружный покров тела человека.
Самый большой человеческий орган.
Составляет 15% массы человека». Если
кожу взрослого Ч. разложить на земле, она
займет примерно 10 м². Переходим к
рассмотрению её функций. Сделаем
заголовок «Функции кожи»:
1) Защитная – кожа защищает наш
организм от различных механических
воздействий (давления, трения, разрыва,
удара и др.); предохраняет от
проникновения в организм бактерий,
препятствует потере воды.
2) Осязательная – кожей мы
непосредственно соприкасаемся с
окружающей средой. Мы воспринимаем
холод, тепло, прикосновение, давление,
боль, укалывание и т.д., т.к. в коже
имеется огромное количество нервных
окончаний.
3) Выделительная.
4) Терморегуляторная.
– Давайте рассмотрим строение кожи.
Запишите заголовок «Строение кожи».
Сделаем рисунок.
– В коже различают 2 слоя: наружный –
эпидермис и внутренний – собственно
кожа, или дерма. Наружный слой состоит
из 2 видов клеток – живых и мёртвых. Мёртвые клетки располагаются на
поверхности кожи и образуют
ороговевший слой. Под ними лежат живые
клетки. Ороговевший слой выполняет
защитную функцию, его клетки постоянно
слущиваются и заменяются новыми.
В дерме находится красящее вещество
– пигмент и от его количества зависит цвет
кожи. Он называется меланин. Запишем в
тетрадях: «Меланин – это белокпигмент,
содержащийся в коже, волосах, радужке
глаз и др. частях, от которого зависит их
цвет».
Дерма образована соединительной
тканью, поэтому здесь содержатся мышцы
и коллагеновые волокна, что придают
коже упругость. Благодаря ней кожа легко
растягивается при движениях. Также
дерма густо пронизана кровеносными и
лимфатическими сосудами и нервами.
Глубже дермы расположена подкожно
жировая клетчатка.
Помимо этого, в самой коже
располагаются её производные. Запишем.
Сделайте заголовок «Производные кожи»:
1) ногти – это роговые пластинки на
тыльной поверхности концов пальцев рук
и ног, выполняющие защитную функцию.
Рассмотрим рисунок в тетрадях – стр. 174
вверху.
2) волосы – это составная часть
защитного покрова. Волос состоит из
волосяной луковицы и стержня. Луковица
располагается в глубоких слоях кожи в
волосяной сумке. Мех у животных.
) чешуя – у рыб;
3) кожные железы: сальные и потовые.
Сальные железы – выделяют кожное
сало, которое служит смазкой для волос и
предохраняет кожу.
Потовые железы – осуществляют
выделение из организма воды и
растворённых в ней продуктов обмена в/в.
Объяснительно
иллюстративный,
описательный
рассказ с
элементами
катехизической
беседы Смотрят.
Слушают.
Записывают в
тетрадях
названия
болезней и
меры их
предупреждени
я.
Открывают
дневники,
записывают д/з.
Наглядный
1 МИН.
Инструктирующи
й рассказ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Заболевания кожи.
Профилактика кожных заболеваний»
IV
.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Открываем свои дневники и записываем
д/з:
1) стр. 174175 – учить;
2) отвечать на опросы на стр. 176;
3) выучить все записи в тетради.
4) написать в тетради краткое
сообщение о любой кожной болезни.
Литература:
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И.
Сонин, М.Р. Сапин. – 7е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 215 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест для письменной проверки д/з. На следующем листе.
Фамилия и имя ученика
_____________________________
ТЕСТ
по теме «Выделение»
1. Центральным органом
мочевыделительной системы является
(ются)…
а) мочевой пузырь; б) мочеиспускательный канал;
в) мочеточники; г) почки.
2. Длина почек составляет…
а) 56 см; б) 89 см; в) 1012 см; г) 1516 см.
3. Структурнофункциональной единицей
почек является…
а) нефрат; б) нефрит; в) нефрон.
4. Сколько структурнофункциональных
единиц в каждой почке?
а) 500 000; б) 1 000 000; в) 2 000 000; г)
10 000 000.
5. Сколько литров крови прогоняется через
почки за сутки?
а) 170; б) 1 700; в) 17 000.
6. В первичной моче не содержится(атся)
…
а) белки; б) вода; в) глюкоза; г) мочевая
кислота.
7. Воспаление стенок мочевого пузыря
называется…
а) нефрон; б) нефрит; в) цистит; г) энурез. 8. ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ! Почки – это
____________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______.
9. ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Мочевыделительная система – это
_______
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______.
10. ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ! Вторичная
моча – это _________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______.
11. ДОПИШИ! Ёмкость мочевого пузыря
составляет ___________мл.
12. ПОЯСНИ! Как образуется вторичная
моча?____________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______.
Фамилия и имя ученика
_____________________________
ТЕСТ
по теме «Выделение»
1. Центральным органом
мочевыделительной системы является
(ются)…
а) мочевой пузырь; б) мочеиспускательный канал;
в) мочеточники; г) почки.
2. Длина почек составляет…
а) 56 см; б) 89 см; в) 1012 см; г) 1516 см.
3. Структурнофункциональной единицей
почек является…
а) нефрат; б) нефрит; в) нефрон.
4. Сколько структурнофункциональных
единиц в каждой почке?
а) 500 000; б) 1 000 000; в) 2 000 000; г)
10 000 000.
5. Сколько литров крови прогоняется через
почки за сутки?
а) 170; б) 1 700; в) 17 000.
6. В первичной моче не содержится(атся)
…
а) белки; б) вода; в) глюкоза; г) мочевая
кислота.
7. Воспаление стенок мочевого пузыря
называется…
а) нефрон; б) нефрит; в) цистит; г) энурез.
8. ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ! Почки – это
____________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______.
9. ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Мочевыделительная система – это
_______
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______.
10. ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ! Вторичная
моча – это _________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______.
11. ДОПИШИ! Ёмкость мочевого пузыря
составляет ___________мл.
12. ПОЯСНИ! Как образуется вторичная
моча?____________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______.
ПОКРОВЫ ТЕЛА
ПОКРОВЫ ТЕЛА
ПОКРОВЫ ТЕЛА
ПОКРОВЫ ТЕЛА
ПОКРОВЫ ТЕЛА
ПОКРОВЫ ТЕЛА
ПОКРОВЫ ТЕЛА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.