Материал содержит методические рекомендации родителям одаренных детей, полезные советы мамам и папам маленьких почемучек, которые в свое время дал Джон Гауэн – исследователь детской одаренности и один из самых больших авторитетов в области изучения творчества. Признаки одаренности в дошкольном возрасте.Материал содержит методические рекомендации родителям одаренных детей, полезные советы мамам и папам маленьких почемучек, которые в свое время дал Джон Гауэн – исследователь детской одаренности и один из самых больших авторитетов в области изучения творчества. Признаки одаренности в дошкольном возрасте.
Полезные советы родителям одаренных детей.docx
Полезные советы родителям одаренных детей.
Полезные советы мамам и папам маленьких почемучек, которые в свое время
дал Джон Гауэн – исследователь детской одаренности и один из самых больших
авторитетов в области изучения творчества:
создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к
которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными
открытиями;
поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие
к ранним неудачам;
будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте
любопытство ребенка;
оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того пожелает,
самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и
цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой
восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные
дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы
в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения;
создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и
окружающим. Без этих "банальностей" человек не способен достичь высот
самовыражения;
помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание
со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий
импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он
окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он
не одинок в своей борьбе;
постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить
однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в
интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный
дискомфорт;
помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его
поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого
может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй;
постарайтесь найти своему чаду "компаньона" такого же возраста и
способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но это лучше,
чем позволить ребенку замкнуться и избегать общения. Одаренность в дошкольном возрасте (3 – 7 лет)
Если у Вашего ребенка:
отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир
устроен так, а не иначе,
проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,
обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),
зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на
дальнее (от парты к доске),
то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.
Что делать родителям?
Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4х летнем возрасте очень
любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы
они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение.
Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и
опытам.
Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают
мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание
логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно
мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться
ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных
школьным учебникам.
В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы.
Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие
занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а
обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения
имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения
разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и
энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов
собственного труда.
Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением,
решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких
оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать
собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие
дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном
возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия,
стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль,
предложить идею и выслушать мнение других.
Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет
сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать
участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во
всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми. Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников,
бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему
будет легче развиваться.
Полезные советы родителям одаренных детей.
Полезные советы родителям одаренных детей.
Полезные советы родителям одаренных детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.