Материал содержит методические рекомендации родителям одаренных детей, полезные советы мамам и папам маленьких почемучек, которые в свое время дал Джон Гауэн – исследователь детской одаренности и один из самых больших авторитетов в области изучения творчества. Признаки одаренности в дошкольном возрасте.Материал содержит методические рекомендации родителям одаренных детей, полезные советы мамам и папам маленьких почемучек, которые в свое время дал Джон Гауэн – исследователь детской одаренности и один из самых больших авторитетов в области изучения творчества. Признаки одаренности в дошкольном возрасте.
Полезные советы родителям одаренных детей.
Полезные советы мамам и папам маленьких почемучек, которые в свое время
дал Джон Гауэн – исследователь детской одаренности и один из самых больших
авторитетов в области изучения творчества:
создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к
которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными
открытиями;
поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие
к ранним неудачам;
будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте
любопытство ребенка;
оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того пожелает,
самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и
цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой
восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные
дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы
в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения;
создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и
окружающим. Без этих "банальностей" человек не способен достичь высот
самовыражения;
помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание
со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий
импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он
окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он
не одинок в своей борьбе;
постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить
однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в
интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный
дискомфорт;
помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его
поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого
может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй;
постарайтесь найти своему чаду "компаньона" такого же возраста и
способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но это лучше,
чем позволить ребенку замкнуться и избегать общения.Одаренность в дошкольном возрасте (3 – 7 лет)
Если у Вашего ребенка:
отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир
устроен так, а не иначе,
проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,
обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),
зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на
дальнее (от парты к доске),
то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.
Что делать родителям?
Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4х летнем возрасте очень
любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы
они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение.
Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и
опытам.
Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают
мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание
логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно
мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться
ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных
школьным учебникам.
В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы.
Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие
занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а
обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения
имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения
разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и
энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов
собственного труда.
Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением,
решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких
оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать
собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие
дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном
возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия,
стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль,
предложить идею и выслушать мнение других.
Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет
сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать
участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во
всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников,
бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему
будет легче развиваться.