Политическая раздробленность на Руси

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект по истории средних веков 6 класс
Иконка файла материала Политическая раздробленность на Руси.docx

Политическая раздробленность на Руси

Цель: познакомить с причинами и последствиями политической раздробленности в Европе и на Руси, и определить особенности этого процесса на Руси.

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целостным представление об историческом пути Руси в середине XII-начале XIIв.;

уметь: объяснять причины княжеских междоусобиц; применять партийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия роли личности в истории; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

- метапредметные

 1) коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 2) регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий; 

3) познавательные УУД: создавать применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

- личностные УУД : формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технология - проблемно - диалогическая

Оборудование: учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2016.;карта «Русь в XII-XIII вв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; рабочие листы., карточки с заданиями

 

Виды деятельности учащихся на уроке:

1.     Участие в постановке темы, целеполагание.

2.     Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.

3.     Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.

4.     Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.

5.     Работа в парах.

6.     Коллективная работа – составление кластера.

Деятельность учителя на уроке:

1.     Направление в целеполагании.

2.     Направление в овладении знаниями.

3.     Контроль над выполнением заданий.

4.     Стимулирование учебной деятельности.

     План урока.

I. Вступительное слово учителя. Мотивация и постановка проблемы.

II .Актуализация знаний

III. Рефлексия по содержанию урока

IV. Комментирование домашнего задания.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю всем вам!

С этим хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.

I.Мотивация и постановка проблемы.

Учитель:  (слайд1) Внимание на доску. Что вы видите?  Почему оно так называется? Как оно выглядит?  Прочное ли это одеяло? От чего зависит прочность? Сказывается это как -то на его качествах?

Если представить , что одеяло - это земля (территория), на что оно похоже? Что напоминает?  Верно, напоминает землю, разделенную на участки.

Учитель: (слайд 2)

- А если посмотреть на другой источник: историческую карту? Перед вами две карты: «Русь в IX-XI вв.» и «Русь в XII-XIII вв.». Рассмотрите их внимательно и скажите, что на этих картах общего? А в чём различие?

Учащиеся отвечают:

- На первой карте - Русь единое целое государство.

-На второй карте - показана Русь, разделенная на отдельные княжества, т.е. раздробленная.

Учитель:  Сформулируйте тему нашего урока.

Учащиеся отвечают: предлагают свои варианты ответов. (Раздробленность государства….)

Учитель:  С территориальным изменением государства, с появлением в нем самостоятельных княжеств изменяется и политическое управление государством, поэтому это не просто раздробленность - это политическая раздробленность. Итак, запишите пожалуйста, на рабочих листах тему урока: «Политическая раздробленность на Руси».  (слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня с вами  на уроке должны узнать, чтобы раскрыть тему «Политическая раздробленность Руси» ?

Учащиеся отвечают: узнать -

-Причины этого распада единого Древнерусского государства?

-Какие последствия имела раздробленность Руси?

-Какое государство более могущественно- единое или раздробленное?

-Всегда ли последствия раздробленности носили негативный характер?

Учитель: Таким образом главной задачей нашего урока является решение проблемы появления политической раздробленности на Руси ; выявление и анализ её причин и последствий для развития .

II.Актуализация знаний.

План изучения новой темы

1. Причины политической раздробленности в Европе и Руси.

2. Последствия раздробленности Руси.

Учитель:

- Встречали ли вы термин раздробленность раньше?

Задание № 1

1 группа

Составьте логическую цепочку и ответьте на вопрос:

-Какие  причины, способствовали распаду средневековых государств?

феодальная раздробленность, Европа, Х- Х  вв, крупные землевладения, феодал, рост привилегий, король,  “первый среди равных”.

2 группа

Составьте логическую цепочку и ответьте на вопрос:

Экономический подъем, рост городов, ремесленники, развитие торговли, расцвет культуры, но постоянные усобицы и войны

-К каким последствиям это приводило?

Задание № 2

1 группа

Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос: “ К чему призывал Ярослав Мудрый?” .( выделите главные слова)

Слайд : “Завещание Ярослава”

Стараясь положить конец раздорам Ярослав Мудрый оставил завещание своим потомкам.

   ”И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. ”

Скажите, выполнили ли наказ наследники Ярослава Мудрого?

2 группа

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: “Какое значение имел Любечский съезд?”

Слайд “ Любечский съезд 1097г.”

В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха состоялся общерусский съезд князей в Любиче. На съезде был утвержденный главный принцип: «каждо да держить отчину свою». Таким образом за каждым из князей закреплялись земли их отцов, и никто не был в праве претендовать на чужие территории.

Таким образом, установление этого принципа закрепляло начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества. Окончательно Русь распалась после смерти в 1132 году Мстислава Великого (сын В. Мономаха). Наступило время, которое летописец охарактеризовал горькими словами “раздрася вся Русская земля”

Задание № 3

Работа с текстом

 (учащиеся, работая с текстом учебника с.101 и разбочими  листами определяют причины раздробленности на Руси.)

- Как изменился порядок владения землей?

- Что стало основой богатства бояр?

- Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?

- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?

- Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?

- Каким образом факт отсутствия твердого и определённого порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?

Причины раздробленности

1. Постоянные междоусобицы между князьями.

2. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя.

3.Нет твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.

4. Натуральный характер хозяйства.Торговля  развита слабо.

5.Постоянный процесс дробления княжеств

6.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов.

7.Упадок торгового пути « из варяг в греки».

8. В каждом княжестве свое вече, свое ополчение

9. Стремление эксплуатировать зависимое

Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.

Эти причины привели Русь к распаду.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Добрый день, мой милый друг!              (здороваются за руку)

Посмотри- ка ты вокруг,                        (повороты головы в стороны)

Здесь есть ты,                                           (развести руки в стороны)

Здесь есть я ,                                             (показать на себя)

Будем вместе мы  друзья!                      ( обняться в кругу)

Работа в группах

задание № 4

1 группа

 работа с текстом учебника с.102 п.3 - с.103 п.4

- Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединяла страну?

- Какой властью обладал киевский митрополит? Приведите доказательстве полноты его власти.

- Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?

- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?

- Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?

- Когда у русских людей появились чувства принадлежности к одной Русской земле?

- Что стало выражением народного стремления к единению?

- Какие события легли в основу «Слово о полку Игореве»?

- Какие важны вопросы ставит автор этого произведения?

- В чем он видит главную причину несчастий Руси?

- К кому он обращается?

- Кого приводит в качестве примера для подражания?

Вывод ( записать в рабочие листы)

2 группа

работа с текстом учебника с.104 п.5-6

 Отношения Руси с кочевниками.

 - Обсудим, как складывались отношения Руси с кочевниками.

- Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?

- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?

- На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?

- Какая земля особенно страдала от половцев?

- Каковы были последствия их набегов?

Вывод ( записать в рабочие листы)

Учитель:

Посмотрите на карту. К середине 12 века Русь распалась на 15 государств.Все ли они были одинаковыми по размеру? Назовите самые крупные. В каждом княжестве было свое войско,свои меры длины и веса, осуществлялась своя внешняя политика. Наиболее могущественные князья стали именовать себя великими. Внутри княжества стали выделяться наследственные уделы. Несмотря на то, что усобицы не утихали цель их была иной: не захватить власть во всей Руси, а укрепить княжество, расширить за счет соседей. Князья занимались строительством городов и храмов, привлекая в свои владения земледельческое население, ремесленников,торговцев. Развивалась торговля как с соседними княжествами, так и с дальними соседями в Европе,на Кавказе, на Востоке

Столицы княжеств становились кльтурными центрами.Летописи теперь создавались не только в Киеве, но и в Новгороде,Чернигове, Галиче...Ценрами летописания оставались монастыри.

Задание №5

Из перечня последствий одна группа должна выбрать положительные, а другая отрицательные. Готовый результат фиксируется на доске

А теперь давайте определим, к каким последствиям привела политическая раздробленность русское государство?

 

Положительные

Отрицательные

1.Каждое княжество стремилось стать сильнее и богаче ; осваивались новые земли, строились города, распахивались и засеивались новые угодья.

2. Расцвет художественной культуры

3 Рост городов

4. Формирование новых торговых путей.

4. Сохранение единого языка, общих законов.

1. Разорение русских земель.

2. Ослабление некогда единой и сильной державы.

3. Дробление княжеств между наследниками.

 

 

 

 

 

III.Рефлексия

Учитель:

Вывод:

( в оценочных листах)

1. Раздробленность была для Русской земли катастрофой.

2.Раздробленность способствовала развитию Русской земли.

3. Свое мнение ...

Продолжите высказывание (см. памятку на доске):

Я узнала, что….

Я нашёл подтверждение тому, что…

Я даже не предполагала, что …

Мне было сложно понять……

На уроке мне было легко работать , потому что…

IV. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:__________________________________________________________

 

Причины раздробленности

1. Постоянные междоусобицы между князьями.

2. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя.

3.Нет твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.

4. Натуральный характер хозяйства.Торговля  развита слабо.

5.Постоянный процесс дробления княжеств

6.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов.

7.Упадок торгового пути « из варяг в греки».

8. В каждом княжестве свое вече, свое ополчение

9. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины.

 

 

 

 

 

                Политические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Экономические

 

Что объединяло Русь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как складывались отношения с кочевниками?

 

 

 

 

 

Что изменилось в управлении княжеств?

 

 

 

 

 

Удел - это...

 

Вывод:

1.Раздробленность была для Русской земли катастрофой.

2.Раздробленность способствовала развитию Русской земли.

3.Свое мнение ______________________________________