Политическая раздробленность на Руси
Цель: познакомить с причинами и последствиями политической раздробленности в Европе и на Руси, и определить особенности этого процесса на Руси.
Планируемые результаты:
- предметные: овладевать целостным представление об историческом пути Руси в середине XII-начале XIIв.;
уметь: объяснять причины княжеских междоусобиц; применять партийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия роли личности в истории; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
- метапредметные
1) коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий;
3) познавательные УУД: создавать применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
- личностные УУД : формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология - проблемно - диалогическая
Оборудование: учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2016.;карта «Русь в XII-XIII вв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; рабочие листы., карточки с заданиями
Виды деятельности учащихся на уроке:
1. Участие в постановке темы, целеполагание.
2. Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.
3. Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.
4. Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.
5. Работа в парах.
6. Коллективная работа – составление кластера.
Деятельность учителя на уроке:
1. Направление в целеполагании.
2. Направление в овладении знаниями.
3. Контроль над выполнением заданий.
4. Стимулирование учебной деятельности.
План урока.
I. Вступительное слово учителя. Мотивация и постановка проблемы.
II .Актуализация знаний
III. Рефлексия по содержанию урока
IV. Комментирование домашнего задания.
Ход урока
Здравствуйте ребята! Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю всем вам!
С этим хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.
I.Мотивация и постановка проблемы.
Учитель: (слайд1) Внимание на доску. Что вы видите? Почему оно так называется? Как оно выглядит? Прочное ли это одеяло? От чего зависит прочность? Сказывается это как -то на его качествах?
Если представить , что одеяло - это земля (территория), на что оно похоже? Что напоминает? Верно, напоминает землю, разделенную на участки.
Учитель: (слайд 2)
- А если посмотреть на другой источник: историческую карту? Перед вами две карты: «Русь в IX-XI вв.» и «Русь в XII-XIII вв.». Рассмотрите их внимательно и скажите, что на этих картах общего? А в чём различие?
Учащиеся отвечают:
- На первой карте - Русь единое целое государство.
-На второй карте - показана Русь, разделенная на отдельные княжества, т.е. раздробленная.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Учащиеся отвечают: предлагают свои варианты ответов. (Раздробленность государства….)
Учитель: С территориальным изменением государства, с появлением в нем самостоятельных княжеств изменяется и политическое управление государством, поэтому это не просто раздробленность - это политическая раздробленность. Итак, запишите пожалуйста, на рабочих листах тему урока: «Политическая раздробленность на Руси». (слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны узнать, чтобы раскрыть тему «Политическая раздробленность Руси» ?
Учащиеся отвечают: узнать -
-Причины этого распада единого Древнерусского государства?
-Какие последствия имела раздробленность Руси?
-Какое государство более могущественно- единое или раздробленное?
-Всегда ли последствия раздробленности носили негативный характер?
Учитель: Таким образом главной задачей нашего урока является решение проблемы появления политической раздробленности на Руси ; выявление и анализ её причин и последствий для развития .
II.Актуализация знаний.
План изучения новой темы
1. Причины политической раздробленности в Европе и Руси.
2. Последствия раздробленности Руси.
Учитель:
- Встречали ли вы термин раздробленность раньше?
Задание № 1
1 группа
Составьте логическую цепочку и ответьте на вопрос:
-Какие причины, способствовали распаду средневековых государств?
феодальная раздробленность, Европа, Х- Х вв, крупные землевладения, феодал, рост привилегий, король, “первый среди равных”.
2 группа
Составьте логическую цепочку и ответьте на вопрос:
Экономический подъем, рост городов, ремесленники, развитие торговли, расцвет культуры, но постоянные усобицы и войны
-К каким последствиям это приводило?
Задание № 2
1 группа
Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос: “ К чему призывал Ярослав Мудрый?” .( выделите главные слова)
Слайд : “Завещание Ярослава”
Стараясь положить конец раздорам Ярослав Мудрый оставил завещание своим потомкам.
”И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. ”
Скажите, выполнили ли наказ наследники Ярослава Мудрого?
2 группа
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: “Какое значение имел Любечский съезд?”
Слайд “ Любечский съезд 1097г.”
В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха состоялся общерусский съезд князей в Любиче. На съезде был утвержденный главный принцип: «каждо да держить отчину свою». Таким образом за каждым из князей закреплялись земли их отцов, и никто не был в праве претендовать на чужие территории.
Таким образом, установление этого принципа закрепляло начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества. Окончательно Русь распалась после смерти в 1132 году Мстислава Великого (сын В. Мономаха). Наступило время, которое летописец охарактеризовал горькими словами “раздрася вся Русская земля”
Задание № 3
Работа с текстом
(учащиеся, работая с текстом учебника с.101 и разбочими листами определяют причины раздробленности на Руси.)
- Как изменился порядок владения землей?
- Что стало основой богатства бояр?
- Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?
- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?
- Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?
- Каким образом факт отсутствия твердого и определённого порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?
Причины раздробленности
1. Постоянные междоусобицы между князьями.
2. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя.
3.Нет твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.
4. Натуральный характер хозяйства.Торговля развита слабо.
5.Постоянный процесс дробления княжеств
6.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов.
7.Упадок торгового пути « из варяг в греки».
8. В каждом княжестве свое вече, свое ополчение
9. Стремление эксплуатировать зависимое
Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.
Эти причины привели Русь к распаду.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Добрый день, мой милый друг! (здороваются за руку)
Посмотри- ка ты вокруг, (повороты головы в стороны)
Здесь есть ты, (развести руки в стороны)
Здесь есть я , (показать на себя)
Будем вместе мы друзья! ( обняться в кругу)
Работа в группах
задание № 4
1 группа
работа с текстом учебника с.102 п.3 - с.103 п.4
- Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединяла страну?
- Какой властью обладал киевский митрополит? Приведите доказательстве полноты его власти.
- Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?
- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
- Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?
- Когда у русских людей появились чувства принадлежности к одной Русской земле?
- Что стало выражением народного стремления к единению?
- Какие события легли в основу «Слово о полку Игореве»?
- Какие важны вопросы ставит автор этого произведения?
- В чем он видит главную причину несчастий Руси?
- К кому он обращается?
- Кого приводит в качестве примера для подражания?
Вывод ( записать в рабочие листы)
2 группа
работа с текстом учебника с.104 п.5-6
Отношения Руси с кочевниками.
- Обсудим, как складывались отношения Руси с кочевниками.
- Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?
- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
- На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?
- Какая земля особенно страдала от половцев?
- Каковы были последствия их набегов?
Вывод ( записать в рабочие листы)
Учитель:
Посмотрите на карту. К середине 12 века Русь распалась на 15 государств.Все ли они были одинаковыми по размеру? Назовите самые крупные. В каждом княжестве было свое войско,свои меры длины и веса, осуществлялась своя внешняя политика. Наиболее могущественные князья стали именовать себя великими. Внутри княжества стали выделяться наследственные уделы. Несмотря на то, что усобицы не утихали цель их была иной: не захватить власть во всей Руси, а укрепить княжество, расширить за счет соседей. Князья занимались строительством городов и храмов, привлекая в свои владения земледельческое население, ремесленников,торговцев. Развивалась торговля как с соседними княжествами, так и с дальними соседями в Европе,на Кавказе, на Востоке
Столицы княжеств становились кльтурными центрами.Летописи теперь создавались не только в Киеве, но и в Новгороде,Чернигове, Галиче...Ценрами летописания оставались монастыри.
Задание №5
Из перечня последствий одна группа должна выбрать положительные, а другая отрицательные. Готовый результат фиксируется на доске
А теперь давайте определим, к каким последствиям привела политическая раздробленность русское государство?
Положительные |
Отрицательные |
1.Каждое княжество стремилось стать сильнее и богаче ; осваивались новые земли, строились города, распахивались и засеивались новые угодья. 2. Расцвет художественной культуры 3 Рост городов 4. Формирование новых торговых путей. 4. Сохранение единого языка, общих законов. |
1. Разорение русских земель. 2. Ослабление некогда единой и сильной державы. 3. Дробление княжеств между наследниками.
|
III.Рефлексия
Учитель:
Вывод:
( в оценочных листах)
1. Раздробленность была для Русской земли катастрофой.
2.Раздробленность способствовала развитию Русской земли.
3. Свое мнение ...
Продолжите высказывание (см. памятку на доске):
Я узнала, что….
Я нашёл подтверждение тому, что…
Я даже не предполагала, что …
Мне было сложно понять……
На уроке мне было легко работать , потому что…
IV. Домашнее задание.
Тема:__________________________________________________________
Причины раздробленности 1. Постоянные междоусобицы между князьями. 2. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя. 3.Нет твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. 4. Натуральный характер хозяйства.Торговля развита слабо. 5.Постоянный процесс дробления княжеств 6.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. 7.Упадок торгового пути « из варяг в греки». 8. В каждом княжестве свое вече, свое ополчение 9. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины.
|
Политические
Экономические |
Что объединяло Русь?
|
|
Как складывались отношения с кочевниками?
|
|
Что изменилось в управлении княжеств?
|
Удел - это... |
Вывод:
1.Раздробленность была для Русской земли катастрофой.
2.Раздробленность способствовала развитию Русской земли.
3.Свое мнение ______________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.