презентация для урока обществознания в 11 классе, полтиическая система. Данная презентация напралена на отработку таких ключевых понятий, как подсистемы политич.системы, государство, его функции и форма государства. Элементы формы государства: полтитический режим, форма правления, государственнное территориальое устройство. Данную презентацию можно использовать на уроках права
УИЛЬЯМ ГЛАДСОН 41-Й ПРЕМЬЕР-
МИНИСТР ВЕЛИКОБРИТАНИИ
(1868 — 1874 ГГ.)
Политика
–
лабиринт,
в
которой войти
чем
проще,
выбриться
Структура политической системы
Структура политической системы
Структура политической системы
И н с т и т у ц и о н а л ь н а я п о д с и с т е м а
К у л ь т у р н о и д е о л о г и ч е с к а я п о д с и с т е м а
Н о р м а т и в н а я п о д с и с т е м а
К о м м у н и к а т и в н а я п о д с и с т е м а
Ф у н к ц и о н а л ь н а я п о д с и с т е м а
Взаимодействия
политической системы и общества
Воздействия
общества на
политическую
систему.
Воздействия
политической
системы на
общество
1. Регулятивная(руководящая). Именно в политической системе
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
РОЛЬ И ФУНКЦИИ
определяются цели и задачи общественного развития,
разрабатывается политический курс власти.
2. Интегративная – сохранение целостности общества.
Предотвращение его дезинтеграции, распада, в согласовании
многообразных интересов различных социальных групп.
ГОСУДАРСТВО В
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.
Центральный институт
политической системы –
государство.
Государство: 1) наивысшая
концентрация власти;
2) суверенитет в определенных
территориальных границах;
3) возможность осуществлять
принуждение;
4) ряд исключительных прав( на
использование силы, на принятие
общеобязательных законов, на
взимание налогов).
Это главный управляющий центр
политической системы.
ГОСУДАРСТВО В
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.
Многообразная деятельность государства регулируется политическими
нормами, особое место среди них занимает конституционное право – отрасль
права регулирующая фундаментальные общественные отношения.
Фундаментальные общественные отношения
Конституционны
й
(общественный)
строй
государства,
формы и
способы
осуществления
власти в
государстве.
Основы
правового
положения
личности.
Государственное
устройство, т.е
территориальная
организация
государства.
Система,
порядок
формирования,
принципы
организации и
деятельности
органов
государственно
й власти и
местного
самоуправлени
Форма государства
Показывает особенности устроения и
функционирования государства .
форма
правления
государственный
режим
Форма
государственного
устройства
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
форма
правления
Характеризует состав высших органов
государственной власти, порядок их
образования, организацию и порядок
взаимодействия между собой и
населением.
Монархия
Республика
Государство, где верхов
ная власть принадлежит
одному лицу,пользующе
муся ей по своему усмот
рению, по праву, которое
не делегировано ей, ни
какой другой властью.
Государство, где источни
ком власти является народ
ное большинство. Верхов
ная власть осуществляет
ся представительными ор
анами, избранными на оп
ределенный срок народом.
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
Монархия
Признаки:
1.Во главе Монарх.
2.Власть передается по наследству.
3.Не несет ответственности за свои действия.
4.Отсутствует разделение властей.
5.Единолично представляет свое государство.
6.Пользуется Титулом.
7.Получает значительное содержание из казны.
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
Монархия
конституционная
неограниченная,
абсолютная
Монарх пользуется всей
полнотой власти, не за-
висит от других органов
власти.
Монарх правит посредством, или
при обязательном содействии ор-
ганов, или властей существующих
независимо от монарха.
парламентарная
Англия,Бельгия,Швеция
-Монарх–«Царствует, но не
правит», символ государства,
имеет отлагательное Вето,ми-
нистры зависят от парламента
дуалистическая
Пруссия,Италия(в прошлом)
-У монарха исполнительная
власть, формирует правите-
льство, право Вето и роспус-
ка парламента.
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
Республика
парламентарная
законодательной и
-Единство
исполнительной
властей (назначается
и контролиру-ется
парламентом.
-С потерей
Недостатки:
большинства
парламентского
президентская
Глава государства-глава
пра-вительства,
назначаемого с согласия
парламента, может его
распускать.
Президент-символ
смешанная
Недостатки:
нации.
-неустойчивость правительства,
-угроза тирании большинства
правительство уходит
в отставку.
-конфликты между ветвями
власти.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
-административно-территориальная организация го-
сударственной власти, характер взаимоотношений
между государством и составляющими его частями,
между отдельными частями государства, между
центральными и местными органами.
зависит
Публичная
Власть
Территориальная
организация.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
1.Унитарная
Полное политическое единство.
Составные части государства не
имеют собственного законода-
тельства, обладают равными
правами
2.Федеративная
3.Конфедеративная
Союз ряда
государств.Они сох-
Раняют высшие органы
власти,
Свое законодательство,
налого-
Вую систему и т.д.
Государственно-правовые объе-
динения суверенных государств.
Имеют свои Конституции, бюд-
жетсамостоятельно выступают
на международной арене.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
узкий смысл
Совокупность приемов
и способов государств-
енного руководства.
Уровень
широкий смысл
гарантированности прав
и свобод граждан,ха-
рактер отношения
власти к правовым
основам общест-ва.
типы политических режимов
демократический
тоталитарный
авторитарный
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
демократический
авторитарный
1.Выборный законодательный орган власти.
2.Конституционные гарантии политических и
социально-экономических прав для всех со-
циальных слоев общества.
3.Прямое участие населения в решении госу-
дарственных вопросов.
4.Различные формы собственности.
5.Многопартийность.
тоталитарный
6.Идеологический и политический плюрализм.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
авторитарный
1.Господство одной политической
партии, движе-ния, группы.
2.Одна «официальная» идеология.
3.Одна форма собственности.
4.Сведение к минимуму прав и свобод
граждан.
5.Резкое расслоение населения.
6.Низкий уровень жизни населения.
7.Акцент на карательные меры и
принуждение.
8.Агрессивность во внешней политике.
тоталитарный
+Тотальный контроль за жизнью общества.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.
политическая
система
Политическая система общества - система политических уч-
реждений государства.Включает в себя партии, профсоюзы,
церковь и др. организации и движения, преследующие поли-
тические цели, а также нормы, политические традиции и ус-
тановки, связывающие политические организации в систе-
му и обеспечивающие её функционирование.
политические
отношения
политические
взгляды
политические
организации
политические
нормы
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
РЕЖИМ
совокупность приемов, методов и
способов осуществления
государственной власти в
обществе, характеризует степень
политической свободы, правовое
положение личности в обществе и
определенный тип политической
системы, существующей в стране.
демократически
й
Антидемократичес
кий (авторитарный
и тоталитарный)
Политическ
ий режим
Антидемократический
режим
• попираются права и
свободы человека и
гражданина,
• запрещается
деятельность
оппозиционных партий,
• осуществляется
тотальный контроль за
всеми проявлениями
общественной жизни
Демократический режим
• органы власти
формируются
демократическим путем;
• действует
многопартийная система.
• широкий круг
демократических прав и
свобод гражданина в
совокупности с
механизмом обеспечения
их реализации и защиты;
• личность надежно
защищена от
неправомерного
посягательства на ее
интересы и со стороны
государства, и иных лиц
ГОСУДАРСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Государство
особая организация политической
власти общества, обладающая
публичной властью, суверенитетом,
располагающая специальным
аппаратом, осуществляющим на
профессиональной основе функции
управления, имеющая возможность
принимать общеобязательные
веления в отношении всех граждан,
проживающих на ее территории.
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1) экономическая (выработка экономической политики,
установление правовых основ рынка и ценовой
политики);
2) социальная (создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека);
3) экологическая;
4) строительство гидромелиоративных, ирригационных,
транспортных и иных общественных систем;
5) информационная;
6) взимание налогов;
7) охранительная.
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1) оборонная;
2) внешнеэкономическая;
3) культурного сотрудничества;
4) дипломатическая;
5) экологическая;
6) информационная.
монархия
республик
а
Форма
правлени
я
МОНАРХИ
Я
это форма правления, при которой
верховная власть в государстве
принадлежит одному лицу,
получающему эту власть в порядке
престолонаследия. Для монархии
характерно пожизненное правление
и юридическая безответственность
монарха.
Абсолютная
монархия
• сосредоточение
всей полноты
власти
(законодательной
, исполнительной
и судебной) в
руках монарха
• представительны
й орган либо
отсутствует, либо
подконтролен
монарху
• Саудовская
Аравия, Оман,
Катар
Дуалистическая
монархия
• распределение
полномочий
между монархом
и
представительны
м органом
• при этом монарху
принадлежат и
законодательные
полномочия,
разделяемые им с
парламентом, и
исполнительные,
и судебные
• Представительны
й орган
избирается,
созывается и
распускается по
воле монарха
• Иордания, Кувейт
Парламентская
монархия
• единственный
законодательный
орган – это
парламент,
избираемый
демократическим
путем,
формирующий
правительство и
осуществляющий
контроль за его
деятельностью
• Без одобрения
парламента ни
один акт
монаршей власти
не будет иметь
юридической
силы
• Великобритания,
Бельгия, Япония
РЕСПУБЛИ
КА
это такая форма правления, при
которой высшие органы власти и
высшие должностные лица избираются,
при этом срок их полномочий
конституционно ограничен.
парламентск
ая
президентск
ая
смешанная
республи
ка
Президентская
республика
• глава государства
является и главой
правительства,
• глава государства
избирается
населением,
• правительство
формируется
главой
государства и
несет
ответственность
только перед ним,
• глава государства
не имеет права
роспуска
парламент
• США
Парламентская
республика
• президент
выполняет только
функцию главы
государства,
исполнительную
же власть
возглавляет
премьер-министр
• президент
избирается
парламентом,
• правительство
формируется
парламентом
• наличие у главы
государства
права на роспуск
парламента
• Австрия, Италия,
ФРГ, Финляндия
Смешанная
республика
• глава государства
избирается
населением,
• президент
формирует
правительство, но
оно несет
ответственность
не только перед
президентом, но и
перед
парламентом,
• президент может
отправить
правительство в
отставку и может
распустить
парламент
• Франция, Россия
ФОРМА
ГОСУДАРСТВЕНН
ОГО
УСТРОЙСТВА
это административно-
территориальное и национальное
строение государства, которое
раскрывает характер
взаимоотношений между его
составными частями, между
центральными и местными
органами государственной власти.
Федерация
Унитарное
государство
конфедерация
Форма
гос.
устройств
а
УНИТАРНОЕ
ГОСУДАРСТВ
О
единое государственное
образование, состоящее из
административно-территориальных
единиц, которые подчиняются
центральным органам власти и
признаками государственного
суверенитета не обладают.
Признаки
• действует одна конституция, единая система
законодательства, одно гражданство
• функционирует единая денежная система,
проводится обязательная для всех
административно-территориальных единиц
общая налоговая и кредитная политика
• существуют единые представительные,
исполнительные и судебные органы, которые
осуществляют руководство соответствующими
органами местного самоуправления
ФЕДЕРАЦИ
Я
добровольное объединение
нескольких ранее самостоятельных
государственных образований в
одно союзное государство.
Признаки:
1) верховная законодательная, исполнительная и судебная
власть принадлежит федеральным органам государственной
власти,
2) конституция разграничивает полномочия субъектов
федерации и самой федерации,
3) субъекты федерации могут принимать свои конституции,
уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они
имеют свои высшие органы представительной,
исполнительной и судебной власти;
4) имеется двойное гражданство;
5) наличие двухпалатного парламента;
6) двухканальная система налогов.
КОНФЕДЕРА
ЦИЯ
союз суверенных государств для
достижения конкретных целей,
при которой объединившиеся
государства, полностью сохраняя
суверенитет и значительную
независимость, передают часть
своих властных полномочий
совместным органам власти для
координации некоторых
действий.