Политический анекдот, как зеркало эпохи.
Оценка 4.6

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
10 кл
03.04.2017
Политический анекдот, как зеркало эпохи.
Анекдот свободно и вольно шагает по стране и покоряет миллионы своей простотой и искренностью. Он с честью выдержал десятилетия заточения, вышел из подполья, и, оказалось, является неотъемлемой частью нашего бытия, которую у нас пытались отнять. По широте распространения и охвату жизни; глубине и силе влияния на общественное сознание он с полным основанием может быть отнесен к народному эпосу. Глубина и сила его неисчерпаемы. Мы не знаем, сколько их в памяти народной. В США выпущено три тома советских анекдотов, у нас издаются и переиздаются новые и давно забытые старые, сочиняются по горячим следам событий.Советский анекдот снискал себе мировую славу именно из-за типического смысла, емкости и заложенного в нем взрывного действия. Динамизма и силы, заложенных в анекдоте, более всего боялись власти, запрещая их самым беспощадным образом.
Реферат Политический анекдот.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение             347781 Ростовская область Веселовский район п. Веселый пер. Комсомольский 57.  6­12­35. Веселовская средняя общеобразовательная школа № 1                    Малая академия юных исследователей       РЕФЕРАТ «Политический анекдот как зеркало эпохи»                                                                                      Выполнила:                                                                                      Горбачева Надежда                                                                                      учащаяся 10А класса                                                                                   МОУ Весёловской СОШ №1                                                                                       Руководитель:                                                                                       Кориневская                                                                                      Татьяна Александровна                                                                                       учитель истории                                                                                   МОУ Весёловской СОШ №1                                         п .Весёлый, 2007 г. Оглавление     Введение …………………………………………………..3 Глава I. Тоталитарное государство и общество…..4­7 Глава II. Народ и власть в 50­60­е годы:                 Противостояние? Смирение? ………………8­9 Глава III. Идеология и власть в 60 –                   начале 80­х годов.  …………………………….10­13      Заключение ……………………………………………….14     Список литературы …………………………………….15      Приложения………………………………………………16­18 Введение                                                 «Мир выжил, потому что смеялся».                                                                    Юлиус Фучик                          Анекдот свободно и вольно шагает по стране и покоряет миллионы своей простотой и искренностью. Он с честью выдержал десятилетия заточения, вышел из подполья, и, оказалось, является неотъемлемой частью нашего бытия, которую у нас пытались отнять. По  широте распространения и охвату жизни; глубине и силе влияния на общественное сознание он с полным основанием может быть отнесен к народному эпосу. Глубина и сила его неисчерпаемы. Мы не знаем, сколько их в памяти народной. В США выпущено три тома советских анекдотов, у нас издаются и переиздаются новые и давно забытые старые, сочиняются по горячим следам событий. Народ не устает творить.    Известный русский писатель и политик П. Б. Струве определял классический жанр анекдота как "занимательный и забавный рассказ о каком­то действительном происшествии, который имеет, однако, помимо индивидуального и случайного содержания, типический и общий смысл".   Советский анекдот снискал себе мировую славу именно из­за типического смысла, емкости и заложенного в нем взрывного действия. Динамизма и силы, заложенных в анекдоте, более всего боялись власти, запрещая их самым беспощадным образом. В сталинские времена рассказчик анекдота мог получить до десяти лет лагерей по статье 58 Уголовного кодекса как за "антисоветскую агитацию и пропаганду". В хрущевские и брежневские времена полагалось три года тюрьмы как за "распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй". Однако уничтожающая сатира рвалась на свободу из заточения. Народ хохотал над глупостью власть имущих. И чем тяжелее жилось, тем острее ощущалась нужда в точном и емком слове. Анекдот заряжал и сплачивал  людей. Острое, меткое слово взбодряло, придавало сил. Анекдот проникал  сквозь тюремные стены в камеры заключенных. Для него не существовало и  не существует запретных тем, объектов критики, для него нет вождей и  кумиров. Он всевластен, беспощаден, безжалостен к порокам и глупостям.  К нему неравнодушны и заключенный, и его страж, и министр, и дворник. Сам "отец народов" в минуты роковые любил послушать анекдот, заставляя рассказывать своих сатрапов. А те, млея от страха, выдавливали какую­ нибудь незлобивую шутку – только бы не обидеть вождя.                                                                                                         Заключение         Анекдот ­ явление уникальное в нашей стране. Только нация,  сознающая свою силу и уверенность, может так беспощадно смеяться над  своими пороками. Корни его уходят в далекую пушкинскую эпоху. Тогда  под анекдотом понимали литературные портреты, исторические  произведения, а также навыдуманные повести. Ядро таких сочинений  составляли реальные происшествия. Ни один известный исторический  деятель не избежал суда народного в кратком, точном, искрометном  "приговоре". Много анекдотов передавалось в народе о Петре 1, Екатерине  11, Потемкине, Суворове, Пушкине, Крылове и других.          Известно, что Пушкин собирал анекдоты и даже предпринял попытку  опубликовать фундаментальный труд. В 1806 году в Москве выходят  "Подлинные анекдоты Екатерины Великой", и 18З7 году ­ "Полные  анекдоты о Балакиреве, бывшем шуте при дворе Петра Великого". Появляются анекдоты графа Суворова, анекдоты из жизни   Пушкина, о Суворове, Сумарокове. Вплоть до 1922 года появлялись в печатном виде народные творения, затем идет полоса замалчивания, запрещения и карательных мер.              Теперь уже вряд ли кто скажет, сколько их пострадало за вольное  слово, за естественную человеческую потребность смеяться и шутить.Таких многие и многие тысячи. Смех есть отрицание. Над чем же мы сегодня смеемся, что отрицаем? Как и всегда, смеемся над человеческими глупостями, пороками, недостатками. Высмеивать их ­ значит совершенствоваться, очищаться, становиться мудрее. Если в народе перестали раздаваться шутки, юмор, анекдоты ­ это значит нация больна. Надо не переставать смеяться над пороками, трудностями, неурядицами жизни и тогда они  перестанут брать нас за горло.               «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать» ­ писал Бомарше. Глава I.                 Тоталитарное государство и общество.                                                                              Мы живём, под собою не чуя страны…                                                                                                         Осип Мандельштам                                                                              Каждый поступок противодействия                                                                       власти требовал мужества, несоразмерного                                                                       с величиной поступка.                                                                                                          А.И.Солженицин                        В 30­е годы в нашей стране сформировалось тоталитарное  государство. В 1931 году появилась пьеса А.Афиногенова «Страх». Её  название отражало то чувство, которое было общим для миллионов  советских людей. Один из персонажей пьесы, профессор Бородин, так  говорил о жизни общества:                         «80% … живут под вечным страхом окрика или потери  социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне –  насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных  чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник  боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во  вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха».                          «Великий страх» стал неотъемлемой частью жизни нашего  общества. Под неусыпный контроль власти подпадали не только все сферы  жизни общества, но и внутренний мир человека.                             Террор был необходим тоталитарному государству для  создания всеобъемлющей репрессивной системы – «лагерной империи»,  «архипелага ГУЛАГ». Государство истребляло не только тех, кто  противодействовал его политике, или от кого можно было ожидать  противодействия, но и тех, кто был ему предан – для создания «подсистемы страха». Террор стал методом управления.                               Лидер государства подчинил своей власти все  политические и социальные структуры, функции государства  сосредоточились в руках одного человека. Сложился культ личности  Сталина. Было создано общество, которое «принимало слова Вождя за реальность и отвергало реальность, живя в ней».                               Происходила деиндивидуализация личности, насаждение  взглядов о народных массах как «винтиках».                                Трагедия многомиллионных людских потерь, вызванных в 30­40­е годы репрессиями и искусственным голодом, усугублялась их  бессмысленностью, бесполезностью, прямым вредом для страны.                               Были попытки противостоять формированию режима  личной власти. Существовали тайные антисталинские организации,  распространялась подпольная литература – скрытая от чужих глаз проза.  Наиболее ярко противостояние режиму проявилось в творчестве писателей, поэтов. Анна Ахматова писала:                                     Это было, когда улыбался Только мёртвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки. Звёзды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.                                  Когда­то Юлиус Фучик произнёс: «Мир выжил потому  что смеялся». Жизнь общества 30­40­х годов нашла свое отражение в  анекдотах, расшифрованных аббревиатурах, поговорках. Анекдоты               - Что будет при коммунизме? - Солнечное отопление, лунное освещение, райское одеяние и гробовое молчание. … На улице нашли повесившуюся курицу с запиской: «Прошу в смерти моей никого не винить. Повесилась в силу невозможности выполнить государственную повинность – нести по два яйца в день». … Американец и русский поспорили, кто более великий деятель – Сталин или Гувер. «Гувер – величайший человек, он отучил наш народ пить», - говорит американец. – «А Сталин отучил нас есть!» - отвечает русский. … - С 1929 года запрещено плевать в потолок. - Почему? - С него взят первый пятилетний план. … Разговор в тюрьме: - Ты за что сидишь? - Я – за то, что ругал Иванова. - Я за то, что хвалил Иванова. - А я сам Иванов. … У Сталина пропала трубка, Вызывает он Берию. Тот сразу: «Членов ЦК – на Лубянку». Через некоторое время Сталин нашел свою трубку в кармане кителя. Снова вызывает он Берию: «Нашлась трубка». «Поздно, - ответил тот. – Уже все сознались». … Судьба русского интеллигента: до революции сидел и ждал, после революции дождался и сидел. … «Как вы живете?» - спрашивали в 20-х годах. «Как вы? Живете?» - спрашивали в начале 30-х. «Как? Вы живете?» - в конце 30-х годов. … ГПУ – «Господи, помяни усопших». ОГПУ – «о, Господи, помоги убежать». НКВД – «не знаем, когда вернемся домой». СССР - «смерть Сталина спасет Россию». … «Пятилетку – в четыре гроба!». Колхоз «Напрасный труд». Совхоз «Некуда деваться». Индустриализация – «нутролизация». Электрификация – «электрофикция». Социализм – «разоризм». … На Ялтинскую конференцию прибыл Бог. Стал со всеми здороваться. Подошел Черчилль. Бог протянул ему руку и встал с кресла. Также встал, когда здоровался с Рузвельтом. А когда подошел Сталин, Бог подал ему руку, сидя. Сталин обиделся: - Почему вы не встали, когда со мной здоровались? - Эх, Оська, знаю я тебя! Только я встану, ты сразу сядешь на мое место. … Молодой человек в автобусе громко рассказывает политические анекдоты. К нему подходит мужчина средних лет и ласковым шепотом спрашивает: - Вы знаете, чем вы отличаетесь от этого автобуса? Нет? Так вот, автобус сейчас покатит дальше, а вы проследуете за мной. И мужчина сует рассказчику под нос красную книжицу. Молодой человек в ответ по-идиотски улыбается. - Вы знаете, - давясь от смеха, спрашивает он, - чем вы отличаетесь от меня? Нет? Так вот! И он тоже сует под нос красную книжицу. … Старушке привезли дрова. Она сама не может их распилить- расколоть и обращается к соседу: - Иван Петрович, помоги. - Ты же знаешь, что мне некогда. Ты вот что сделай: позвони куда надо и скажи, что в дровах антисоветская литература. Через десять минут после звонка пришла машина, и два человека распилили и раскололи все дрова. … Анекдот двадцатых годов. - Сколько продержится Советская власть? - До ноября 1927 года. - Почему именно столько? - А по нашему уголовному закону срок лишения свободы не превышает десяти лет. …                              В это страшное время, когда в смятенном одиночестве  сжигались дорогие фотографии, дорогие письма и дневники, когда каждая  пожелтевшая бумажка в семейном шкафу вдруг расцветала огненным  папоротником гибели и сама порывалась кинуться в печь, какое мужество  потребовалось, чтобы тысячи и тысячи ночей не сжечь, сберечь фотографии  родных, архивы осужденных.                                « Каждый поступок противодействия власти требовал  мужества, несоразмерного с величиной поступка. Безопаснее было при  Александре II хранить динамит, чем при Сталине приютить сироту врага  народа, ­ однако, сколько же таких детей взяли, спасли… и тайная помощь  семьям – была. И кто­то же подменял жену арестованного в безнадежной  трехсуточной очереди, чтобы она погрелась и поспала.  И кто­то же, с  колотящимся сердцем шел предупредить, что на квартире ­  засада, и туда  возвращаться нельзя. И кто­то давал беглянке приют, хоть сам в ту ночь не  спал».1                В архивах хранятся документы: письма­протесты, ходившие по Москве, письма без подписи и подписанные протесты и обращения, которые  посылали в высшие органы власти и в партийные органы, письма в газеты,  которые пересылались для  информации в ЦК ВКП (б), листовки.                       Их авторы пытались привлечь внимание к нарушениям  законности, помочь невинно пострадавшим людям, призывали к борьбе за  справедливость, против террора и необоснованных арестов. О.В.Хлевнюк  считает, что «сталинское руководство столкнулось с определенным  противодействием своей репрессивной политике, и хотя неизвестны факты  активного массового сопротивления, серьезное пассивное сопротивление  существовало,  и кто знает, сколько судеб было спасено благодаря тому, что  людям вовремя помогали уехать и скрыться от ареста, от скольких отвели  удар те, кто не давал согласия на арест, требовал соблюдения хотя бы  элементарной законности».2                         В это трудное время помогал выживать юмор, правда, с  саркастическим оттенком.                ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   1.Солженицин А.И. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1979, с.216    2.Хлевнюк О..В. 1937 год: противостояние. М.,1991, С.153.                         Глава II.                    Народ и власть в 50­60­е годы:                     Противостояние? Смирение?                         Повесть И.Эренбурга «Оттепель» дала наименование всему  хрущевскому десятилетию. В повести отчетливо звучала мысль о том, что  атмосфера, сложившаяся в обществе, губительна для самостоятельно думающих, творческих людей. Начались робкие попытки выйти за пределы привычных  стереотипов, всерьез не затрагивая административно­командную систему.   Дискуссии, борьба мнений постепенно захватывала общество, разрушая миф о  духовной  монолитности советского общества.                         Характерной приметой времени стала реабилитация осужденных в  сталинские времена. Получили новое рождение великие творения писателей,  композиторов: запрещенные стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой, С.Есенина,  рассказы М.Зощенко, зазвучали ранее не исполнявшиеся сочинения  Д.Шостаковича.                          Духовная атмосфера конца 50­х – начала 50­х годов  формировалась под воздействием провозглашенного партийным руководством курса на развернутое строительство коммунизма и связанное с этим усиление  идеологического диктата. Была четко указана мера критики культа личности  Сталина. Подобные попытки «приструнить» интеллигенцию, приглушить  критику сталинизма замедляли темпы обновления духовной жизни, но уже не  могли его остановить.                           Духовное раскрепощение советских людей всё же не было и не  могло быть полным.                          Чем запомнится хрущевская эпоха? «Кукурузная эпопея»,  освоение Целины, Карибский кризис, Новочеркасские события 1962 года, снижение цен, «миф» о построении коммунизма к 1980­му году, дома­ хрущевки… И низкий уровень жизни народа.                                                     Из письма учительницы М.Николаевой Н.С.Хрущеву, 1956  г.: «Товарищи, много думаете о себе и мало думаете о людях, о простых  людях. Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С  продовольствием по всей стране очень туго. Фактически нормально  питаться можно только в Москве. Во многих городах в магазинах  преобладают крабы и зеленый горошек. В деревнях почти не едят сахара.  Главное то, что положение с питанием год от года не улучшается.                        Мы, Россия, везём мясо из Новой Зеландии. Посмотрите на  колхозные дворы отдельных колхозников. Отдельные успехи не меняют  картины. Когда это было в истории, чтобы человек бежал от земли! А  деревня наша обезлюдела... Товарищ Хрущев! Вы смелый человек, возьмите на себя ещё раз смелость, скажите прямо, что 26­летний опыт показал, что  колхозы себя не оправдали, нужна иная организация сельского хозяйства».                           Хрущевская эпоха нашла своё отражение во множестве  анекдотов. Они наглядно иллюстрируют остроту социально­экономических  проблем. Анекдоты                   Общее собрание в колхозе. На повестке дня два вопроса: ремонт сарая и построение коммунизма. Председатель колхоза говорит: «Досок нет. Перейдем сразу ко второму вопросу». … - Никита Сергеевич, вы говорили, что мы идем к коммунизму, а почему продуктов нет? - А кто вам сказал, что в дороге кормить будут? … После того, как отстранили Никиту Сергеевича Хрущева от власти, встречаются два пенсионера. - Ты не знаешь, чем сейчас занимается Никита Сергеевич? - Знаю. Роет канал из Ленинграда в Москву. - Зачем? - Чтобы провести "Аврору" и ударить по Временному правительству. … Приехал Хрущев на свиноферму. Свиньи: - Хру-хру, хру-хру... - Чем вы их кормите? - спрашивает Хрущев. - Отрубями. - Кормите кукурузой, чтобы полностью выговаривали. … Лектор говорит: «При коммунизме у всех всё будет – не только автомобили, а, например, даже вертолеты». Старушка спрашивает: «Сынок, а на что мне вертолёт-то?» - Э-э, бабка, не скажи! Узнаешь, что в городе колбасу дают, и слетаешь», - отвечает лектор.                                                   … Однажды Хрущев распорядился разыскать и привести к нему человека, который анекдоты сочиняет. Разыскали, привели. Встречает его хозяин, ведёт в свои апартаменты. Кругом ковры, хрусталь, фонтаны, бассейны с золотыми рыбками, райские птицы поют. «Вот так, - говорит хозяин ошеломленному гостью, - через десять-пятнадцать лет будут жить все советские люди». – «Простите, Никита Сергеевич, - интересуется гость, - я что-то не пойму, кто из нас кому будет анекдоты рассказывать, вы мне или я вам?»                                                                                       Глава III           Идеология и власть в 60­е – начале 80­х годов. И нас хотя расстрелы не косили, Но жили мы, поднять, не смея глаз, Мы тоже дети страшных лет России - Безвременье вливало водку в нас… В.Высоцкий В начале 60­х гг. демократический импульс в политической и  духовной сфере ослабевает: процесс десталинизации еще не был завершен,  тоталитарное общество сохранилось, демократизация общества проходила в основном «сверху» и носила дозированный характер. Закончилась  «оттепель» и началась борьба с инакомыслием, «административная  лихорадка» не принесла успеха, экономика в начале 60­х гг. вернулась к  «испытанной» модели 30­40­х гг.                      С отстранением от власти Хрущева его главное идеологическое детище ­ курс на непосредственное строительство коммунизма ­  уступает  место более осторожной концепции развитого социалистического  общества, которая утверждала, что невозможно осуществить немедленный  «прыжок» в коммунизм. Появился еще один термин – «реальный  социализм», с помощью которого можно было объяснить проблемы и  трудности повседневной жизни.                            Анекдот: «Где проходит граница между развитым социализмом и коммунизмом? По Кремлевской стене. А между развитым социализмом и реальным социализмом? По Московской кольцевой дороге», «Что будет после выполнения Продовольственной программы? Перепись оставшегося населения».                          Этот период историки называют эпохой застоя. В народе его  называли эпохой «застолья», «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» ­  потому, что это было время четырех пятилеток, нескольких крупных  юбилеев. Страна отмечала 50­летие и 60­летие Великого Октября, 50­летие  и 60­летие образования СССР и другие юбилейные даты. Воистину  народными праздниками среди них были годовщины Победы нашего народа  в Великой Отечественной войне. К каждому юбилею начинали готовиться  заранее, встречали дату новыми достижениями в труде, обязательным  торжественным заседанием и докладом, текст которого появлялся в печати.                         Самые важные выступления, наряду с материалами  партийных съездов, изучали на специальных политзанятиях,  конспектировали в школах и вузах. На них положено было ссылаться в  научных работах, рефератах,  дипломах и сочинениях, на экзаменах.         «Анекдотов» ­ потому, что именно так реагировал народ на доклады,  юбилеи, выступления ведущих политических деятелей.                   Анекдот: На улице милиционер поднимает пьяного: - Как тебя зовут? - Не знаю. - Где живешь? - Не знаю. - Где работаешь? - Не знаю. - А год у нас какой? - Юбилейный! … Л.И.Брежнев делает доклад на съезде: «А в будущей пятилетке мы будем жить еще лучше». Пауза – нет оваций. Брежнев повторяет: «А в будущей пятилетке мы будем жить еще лучше!». Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?».                                                                … Статья в энциклопедии: Брежнев Л.И. – мелкий государственный деятель эпохи «Бонни М» и А.Пугачевой. … - Ты слышал, что Леониду Ильичу будут делать операцию? - А какую? - Расширять грудь, чтобы уместились все ордена. … О Л.И.Брежневе: «Брови черные густые, речи длинные пустые». … Последнюю звезду Героя Брежнев получил посмертно – за освобождение Кремля. … В тюрьме: - Ты по политической или уголовной статье сидишь? - По политической. Я сантехник. Вызвали меня в Обком, я посмотрел и сказал: «Тут всю систему менять надо!».                                Во второй половине 60­х годов в стране начинается рост  диссидентского движения. Значительное явление в диссидентстве –  правозащитное течение. Правозащитники своими действиями стремились  показать, что они имеют право открыть говорить и что это не противоречит  закону. Среди акций правозащитников в Москве были молчаливые демонстрации в День Конституции, издание листовок, газет, сборников, в которых вскрывались нарушения прав человека в СССР. Так появились «самиздат» и «тамиздат». В  деятельности правозащитников раскрывалось положение заключенных,  преследование за убеждения, использование психиатрии как средства  политического давления. Признанным духовным лидером правозащитного  движения стал А.Д.Сахаров.                        Мужественную борьбу за свободу слова и нравственное освобождение общества от тоталитарно­коммунистического господства вел  А.И.Солженицин. Его книга «Архипелаг ГУЛАГ» стала сильнейшим ударом по  теории, истории и практике тоталитарного режима. Активисты правозащитного  движения все прошли через тюрьмы, лагеря, «психушки».                            Если интеллигенция активно участвовала в диссидентском,  правозащитном движении, то народ  выражал свое пассивное противостояние  режиму в анекдотах.                    Анекдоты:                                         Дипломатический прием. Брежнев читает: -Уважаемая госпожа Тэтчер -Леонид Ильич, это Индира Ганди! -Я сам вижу, но тут написано "Тэтчер". … Информационная программа "Время" эпохи Брежнева: «Все О нем, все о нем, и немного о погоде». … - Как тебе работается на заводе - Трудно, но выносимо. … Мальчик спрашивает: - Папа, Ленин хороший? - Хороший. - А Сталин плохой? - Плохой. - А Брежнев? - Не приставай: умрет – узнаешь … Брежнев на заседании Президиума: «Товарищи! Почему вчера на похоронах Суслова, кстати, почему я его здесь не вижу, никто не приглашал дам на танец?». Л.И.Брежнев приехал с дружественным визитом в Узбекистан. Узбеки приветствуют вождя: «Салам Алейкум! «Алейкум Ассалам!» - отвечает Брежнев. Из толпы раздается: «Архипелаг ГУЛАГ!». «ГУЛАГ архипелаг!» - не растерялся Брежнев. … Встретились на конференции президент США, президент Франции и руководитель СССР Л.И.Брежнев. После переговоров перекур. Президент Франции достал позолоченный портсигар, на нем надпись: «Президенту Франции от французских женщин». Американский президент достал золотой портсигар, на котором надпись: «Президенту США от техасских ковбоев». Брежнев гордо достал золотой, усыпанный бриллиантами портсигар с надписью: «Графу Орлову от Екатерины Великой». … - Брежнев умер! - Лично? Список литературы 1. Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ», М., 1979, с.216. 2. Верт Н. История Советского государства. 1900­1991. М.,1992. 3. Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М.,1991. 4. Геллер М. Утопия у власти. М.,1996. 5. Хлевнюк О.В. 1937 год: противостояние. М.,1995. 6. Хрестоматия по истории России первой половины XX века               Сост. Хромова И.С.М.,1998. Приложение Л.И.Брежнев и его время                     Эпоха Брежнева и сам Леонид Ильич вызывают у подавляющего  большинства россиян старшего поколения и среднего возраста по преимуществу  благостные воспоминания. В целом 61% опрошенных считают годы правления  Л. Брежнева благополучным временем для нашей страны, и только 17% –  неблагополучным. Причем среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку  той эпохе дают 75% респондентов, и среди тех, кто старше – 74% (негативную –  соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно,  гораздо чаще затрудняются дать оценку временам Л. Брежнева, но и они гораздо  чаще признают их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20%  соответственно).                      Вердикт общественного мнения относительно исторической роли  самого генсека лишь немногим менее определенен: 50% россиян считают, что  Л. Брежнев сыграл положительную роль в истории страны, 16% – что  отрицательную. Среди представителей среднего и старшего поколений доли  давших ему положительную оценку достигают 61% и 62% соответственно  (отрицательную – 15% и 16%).                    Участников опроса спросили, какие чувства, мысли, ассоциации  возникают у них при упоминании Леонида Брежнева. Так или иначе ответили на  этот открытый вопрос почти две трети респондентов. И чаще всего они говорили о том, что жилось при Брежневе хорошо, все имели работу и достаток: "времена, когда все были довольны жизнью"; "от зарплаты до зарплаты никто не жил"; "все  работали и жили нормально"; "золотое было время" (14% от всех опрошенных).  Многие (8%) просто констатировали, что при упоминании имени Л. Брежнева у  них возникают "самые добрые воспоминания"; "очень положительные  ассоциации"; "положительные чувства". Другие (7%) поминали как  отличительные черты эпохи стабильность, порядок, спокойствие: "спокойное  время"; "покой"; "уверенность в завтрашнем дне"; "надежность, стабильность"; "порядок". Некоторые констатировали, что испытывают ностальгию по  брежневским временам (3%), некоторые (3%) – говорили о достоинствах  Леонида Ильича: "прекрасный был человек"; "отличный руководитель и  хозяйственник"; "сильный политик, вождь". Иногда опрошенные вспоминали о  бесплатном образовании и здравоохранении (2%), о крупных стройках, о крепких колхозах и совхозах (1%), о низких ценах (1%), о том, что СССР в ту пору был  великой державой (1%) и т. д.                             Негативные суждения звучали гораздо реже. Одни говорили о  брежневской эпохе как о времени застоя (6%): "сон всей страны"; "застой";  "болото"; "застоялые времена", другие (5%) – заявляли, что ассоциации у них  возникают сугубо неприятные: "отвращение"; "отрицательные чувства";  "брезгливость"; "ничего хорошего". Немногие вспоминали о дефиците, пустых  прилавках (2%). Еще реже давались критические оценки самому генсеку (1%),  отмечалось его пристрастие к наградам (1%) и т. д.                   Респонденты довольно охотно откликнулись на просьбу  пофантазировать и выделить те "отличительные черты, особенности жизни того  периода, когда страну возглавлял Л. Брежнев", которые они перенесли бы в наше время – и те, которые они переносить бы не стали. На первый из этих открытых  вопросов ответили практически две трети опрошенных. Чаще всего они  говорили, что хотели бы перенести в сегодняшний день бесплатное образование  (14% от всех опрошенных), здравоохранение (12%), полную занятость (11%),  низкие цены (9%), достойные зарплаты и пенсии (7%), бесплатное жилье (6%).  Особо подчеркнем: 13% опрошенных упоминали в этом контексте стабильность,  уверенность в завтрашнем дне.                    Назвать черты брежневских времен, которые им не хотелось бы  переносить в день нынешний, смогли только 38% опрошенных, причем 18%  говорили о товарном дефиците, очередях и талонах. Кроме того, 6%  опрошенных упомянули отсутствие свободы слова и иных свобод, политический  диктат, 3% – "железный занавес", по 2% – коммунистическую идеологию и  уравниловку.                    Однако, несмотря на явно преобладающую в исторической памяти  россиян маркировку брежневской эпохи как "доброго старого времени", перевес  считающих, что годы правления Л. Брежнева были более благополучным  периодом для страны, чем нынешнее время (41% опрошенных), над теми, кто  отдает предпочтение дню сегодняшнему (31%), отнюдь не выглядит подавляющим. Нетрудно догадаться, что позиции респондентов в этом вопросе  очень сильно зависят от их возраста: среди молодежи только 16% опрошенных  считают более благополучным брежневское время, а 46% – наше время, среди  представителей среднего поколения – 53 и 25% соответственно, среди  относительно пожилых россиян – 59 и 19%.                    Когда же респондентов спросили, хотели бы они "вернуть страну в  тот исторический период, когда ее возглавлял Л. Брежнев, со всеми  отличительными чертами и особенностями жизни того периода", или не хотели,  перевес оказался на стороне противников такого путешествия в прошлое: 36%  опрошенных высказались за него, 42% – против.                    Разумеется, среди молодежи доминируют противники возврата в  брежневское время: "за" – 15%, "против" – 54%. Среди тех, кто старше 55 лет,  наоборот, преобладают сторонники такого возврата: 53% против 30%. Но,  пожалуй, самое интересное в этом плане – распределение мнений среди  представителей среднего поколения, которые, как мы видели, в два с лишним  раза чаще признают брежневское время более благополучным, чем нынешнее,  нежели занимают противоположную позицию. Здесь голоса распределились  почти поровну: 44% – за возврат в брежневскую эпоху, 39% – против.                   Отметим также, что противники возврата в эту эпоху безоговорочно  доминируют в Москве и других мегаполисах, ощутимо преобладают они и в  иных крупных городах. В малых городах сторонников и противников возврата в  прошлое – поровну (по 38%), а в селах – больше тех, кто предпочел бы вернуться в "доброе старое время" Л. Брежнева.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.

Политический анекдот, как зеркало эпохи.