Урок ___ ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Общие цели: охарактеризовать политику перестройки.
Вспомогательные цели: охарактеризовать политику, проводимую М. С. Горбачевым, в сравнении с политической деятельностью Ю. В. Андропова; раскрыть понятия «перестройка», «ускорение». Определить итоги перестройки и ускорения.
Дополнительные цели: провести сравнительный анализ политики Ю. В. Андропова и М. С. Горбачева; выявить итоги перестройки и объяснить, почему они не принесли ожидаемого результата; установить факторы, действовавшие в разных сферах общества, которые препятствовали перестройке.
Основные понятия и термины: перестройка, стратегия ускорения, реструктуризация экономики, конверсия, кризис потребления, кадровая революция.
Важнейшие даты и события:
11 марта 1985 г. - избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.
1985 г. - провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития».
Июнь 1987 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС экономической реформы.
1990 г. - Программа «500 дней».
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
1. Продолжение курса Ю. В. Андропова.
2. По пути экономических реформ.
1. Продолжение курса Ю. В. Андропова.
- С целью организации знаний и
на основе знаний основной
школы сформулируйте краткую
характеристику деятельности
Юрия Владимировича Андропова (см.
§37, с. 353-356).
Далее обучающиеся дают краткую информационную справку о жизнедеятельности Михаила Сергеевича Горбачева.
Далее в процессе беседы, необходимо определить источники и причины начала перестроечных процессов:
- кризис сверхдержавы;
- кризис авторитарной политической системы;
- кризис коммунистической идеологии и системы;
- инертность правящей бюрократии;
- нарастание социально-экономических и внешнеполитических трудностей;
- массовая неудовлетворенность своим положением;
- кризис системы потребления;
- кризис массового производства;
- кризис сельского хозяйства;
- стремление к переменам приобретает массовый характер;
- возникновение неформальных общественных течений, требовавших демократизации социализма.
Выделить этапы в деятельности М. С. Горбачева:
/ этап - апрель 1985 г. - июнь 1987 г. - политика ускорения экономического и социального развития СССР;
IIэтап -лето 1987 г. - 1990 г.
Вопросы обучающимся:
- Почему руководство страны не могло дальше скрывать «застойные» явления в экономике?
- Попытайтесь объяснить, почему ни в руководстве страны, ни в обществе не сформировалось общего мнения о направлении реформ?
- В чем причина сложного выбора стратегии реформ в
СССР?
- Дайте характеристику избранного курса на ускорение.
- Объясните, опираясь на материал § 39, в чем оказался неэффективен этот социально-экономический курс?
- В чем причина неэффективности политики ускорения?
- Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения, а ведь в то время и шла речь о преобразованиях либерального характера.
2. По пути экономических реформ.
Учитель делает определенные пояснения:
- Уже в 1986
г. стало очевидно, что ускорение не получает
ся, был выдвинут курс на «перестройку».
Обучающиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.)».
I. Закрепление изученного материала.
(Тест)
Домашнее задание: § 39. Знать новые понятия, термины, даты и события. Письменно выполнить задание вопроса № 3: «Составить тезисы ответа по теме "Сущность перестройки"».
Подготовить сообщение: «Роль средств массовой информации в расширении процесса гласности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.