Политика в системе общего и специального образования

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Политики в системе общего и специального образования.docx

Политики в системе общего и специального образования
В сфере образования отказываются от терминов, носящих уничижительный
характер, указывающих на функциональные недостатки людей (например, инвалид,
дебил, имбецил, олигофрен, дефект, дефективный, аномальный и др.). Вышел из
употребления термин «необучаемые дети».
Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование
разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно
вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей» (в качестве
синонима в настоящее время используется также термин «отклонения в
психофизическом развитии).
Вводятся новые термины для обозначения детей с нарушениями в развитии:
· дети с проблемами в здоровье
· дети с ограниченными возможностями здоровья (овз)
· дети с особыми образовательными потребностями (ооп)
· дети со специальными потребностями
· дети с психофизическими нарушениями в развитии
· дети с нарушениями в психофизическом развитии
Основные условия нормального развития ребенка
В-первую очередь, это нормальная работа головного мозга и его коры. При
наличии патологических состояний нарушается нормальное функционирование
процессов возбуждения и торможения, затрудняется осуществление сложных форм
анализа и синтеза поступающей информации, изменяется работа в целом
психической деятельности человека.
Во-вторых, необходимо нормальное физическое развитие ребенка и
связанное с ним сохранение нормальной работоспособности.
В-третьих, важна сохранность всех органов чувств (зрения, слуха, осязания и
др.) и речевой системы в целом, которые обеспечивают нормальную связь ребенка
с внешним миром и позволяют полноценно усваивать информацию.
В-четвертых, необходима систематичность и последовательность обучения
ребенка в семье, в дошкольном учреждении, школе и других учебных заведениях.
Общие и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
На процесс нормального психического развития ребенка могут повлиять
различные факторы, главными из которых считаются внешние (социальные,
экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические)
и внутренние (биологические). К биологическим факторам, обуславливающим
наиболее серьезные отклонения в психофизическом развитии ребенка, относят:
ü пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала;
2
ü биохимические вредности;
ü серьезные отклонения в соматическом состоянии матери;
ü внутриутробные нарушения (проявляющиеся в процессе беременности);
ü родовые травмы;
ü несовместимость родителей по резус-фактору;
ü различные опухолевые образования;
ü наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Таким образом, болезнь, вызывая нарушение биологической линии развития,
тем самым создает препятствия для нормального развития – усвоения знаний и
умений, формирования личности ребенка.
Кроме перечисленных причин особую роль в правильном развитии ребенка
влияет благоприятная социальная среда. Неблагоприятные условия проживания
ребенка (неполные и социально опустившиеся семьи, депривация и др.)
воздействуют на психическое развитие ребенка, которое впоследствии приводит к
возникновению различных отклонений (снижение интеллектуальных темпов
развития, неврозы, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и т.п.).
Для правильной и своевременной помощи необходимо знать психологические
особенности, закономерности развития таких детей. Исследователями выделяют
общие и специфические закономерности развития детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития,
сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности,
специфические для определенной категории детей с ОВЗ.
Многообразные причины, нарушения условий нормального функционирования
способны привести к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.
В зависимости от характера нарушений выделяются следующие категории
детей с ограниченными возможностями здоровья (по Н.М. Назаровой):
ü с нарушениями слуха (глухие (неслышащие), слабослышащие,
позднооглохшие);
ü с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
ü с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);
ü с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (детский
церебральный паралич и другие нарушения);
ü с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (расстройство
аутистического спектра, психопатии);
ü с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
ü с задержкой психического развития;
ü со сложными недостатками развития.
Конкретное нарушение (потеря зрения или слуха, моторные нарушения при
детском церебральном параличе, нарушение интеллекта и др.) накладывает
специфический отпечаток на формировании психических процессов ребенка (таких

3
как ощущение, восприятие, память, речь, мышление, внимание, воображение) и
личности в целом.
В настоящее время стремятся не применять термин «дети со сложной
структурой дефекта». Вместо него используют другие понятия: «дети с
комплексными нарушениями в развитии», «дети со сложной структурой нарушения»,
«дети с сочетанными нарушениями в развитии».
Варианты категорий детей
ü Ребёнок с ДЦП, имеющий ЗПР
ü Ребёнок с III степенью тугоухости, испытывающий стойкие трудности в
усвоении программного материала
ü Слабовидящий ребёнок с ЗПР церебрально-органического происхождения
ü Ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости, страдающий диабетом
ü Ребёнок с III - IV степенью тугоухости
ü Ребёнок с алалией, имеющий лёгкую степень умственной отсталости
ü Ребёнок с ЗПР с бронхиальной астмой
ü Умственно отсталый ребёнок с хроническим пиелонефритом
ü Ребёнок с ЗПР и нарушениями аутистического спектра
ü Ребёнок с IV степенью тугоухости
ü Ребёнок с ЗПР, имеющий дизартрию
ü Слабовидящий ребёнок с ДЦП
Ребёнок с ДЦП, имеющий недоразвитие произвольного внимания
Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает
возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно
организовывать коррекционную помощь.
Условия реализации субъект-субъектных отношений в системе обучения и
воспитания детей с ОВЗ как условие социализации
ü Любое позитивное отношение ребёнка к полезному занятию, желание
участвовать в жизни коллектива должны стимулироваться.
ü Развитие речи в коммуникативной функции, т.к. неполноценная речь
затрудняет социализацию, установление контактов с окружающими.
ü Вовлечение ребёнка в активную деятельность, привлечение к участию к
работе коллектива. Внимательное и терпеливое отношение к нему со
стороны окружающих.
ü Повышение внимания к межличностным отношениям детей, к положению
каждого из них в детском коллективе (дети с нарушенным интеллектом
держатся однажды сложившегося мнения и не могут без посторонней
помощи переменить его). Надо акцентировать внимание на положительных
качествах каждого ребёнка.
ü Нейтрализация негативного влияния «лидеров», которые с целью влияния
на остальных детей прибегают к насмешкам или физической силе.
ü Усиление внимания не к словесным методам обучения и воспитания, а к
4
привлечению детей к активному участию в коллективных делах.
ü Наглядное отражение успехов детей и ученических коллективов (стенды,
радио- и другие формы сообщения информации).
О знаниях, умениях и навыках, усваиваемых детьми в процессе
овладения содержанием образования
Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, то есть
навыки относятся не только к практической, но и к интеллектуальной деятельности.
В связи с имеющимся у детей нарушением не все получаемые учащимися
знания формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных.
Знания, умения и навыки сами по себе не являются показателем
воспитанности учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное
отношение к нормам поведения, а нравственность не стала частью его
мировоззрения