Политики в системе общего и
специального образования
В сфере образования отказываются от терминов, носящих уничижительный
характер, указывающих на функциональные
недостатки людей (например, инвалид,
дебил,
имбецил, олигофрен, дефект, дефективный, аномальный и др.). Вышел из
употребления
термин «необучаемые дети».
Нарушения
в психофизическом развитии детей – это общее наименование
разнообразных
трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно
вытесняет
употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей» (в качестве
синонима
в настоящее время используется также термин «отклонения в
психофизическом
развитии).
Вводятся
новые термины для обозначения детей с нарушениями в развитии:
·
дети с проблемами в здоровье
·
дети с ограниченными возможностями здоровья (овз)
·
дети с особыми образовательными потребностями (ооп)
·
дети со специальными потребностями
·
дети с психофизическими нарушениями в развитии
·
дети с нарушениями в психофизическом развитии
Основные условия нормального развития ребенка
В-первую очередь, это нормальная работа головного
мозга и его коры. При
наличии
патологических состояний нарушается нормальное функционирование
процессов
возбуждения и торможения, затрудняется осуществление сложных форм
анализа
и синтеза поступающей информации, изменяется работа в целом
психической
деятельности человека.
Во-вторых,
необходимо нормальное физическое развитие ребенка и
связанное
с ним сохранение нормальной работоспособности.
В-третьих,
важна сохранность всех органов чувств (зрения, слуха, осязания и
др.)
и речевой системы в целом, которые обеспечивают нормальную связь ребенка
с
внешним миром и позволяют полноценно усваивать информацию.
В-четвертых,
необходима систематичность и последовательность обучения
ребенка
в семье, в дошкольном учреждении, школе и других учебных заведениях.
Общие
и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
На
процесс нормального психического развития ребенка могут повлиять
различные
факторы, главными из которых считаются внешние (социальные,
экологические,
информационные, экономические, демографические, гигиенические)
и
внутренние (биологические). К биологическим факторам, обуславливающим
наиболее
серьезные отклонения в психофизическом развитии ребенка, относят:
ü
пороки развития мозга, связанные с поражением
генетического материала;
2
ü
биохимические вредности;
ü
серьезные отклонения в соматическом состоянии матери;
ü
внутриутробные нарушения (проявляющиеся в процессе
беременности);
ü
родовые травмы;
ü
несовместимость родителей по резус-фактору;
ü
различные опухолевые образования;
ü
наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Таким
образом, болезнь, вызывая нарушение биологической линии развития,
тем
самым создает препятствия для нормального развития – усвоения знаний и
умений,
формирования личности ребенка.
Кроме
перечисленных причин особую роль в правильном развитии ребенка
влияет
благоприятная социальная среда. Неблагоприятные условия проживания
ребенка
(неполные и социально опустившиеся семьи, депривация и др.)
воздействуют
на психическое развитие ребенка, которое впоследствии приводит к
возникновению
различных отклонений (снижение интеллектуальных темпов
развития,
неврозы, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и т.п.).
Для
правильной и своевременной помощи необходимо знать психологические
особенности,
закономерности развития таких детей. Исследователями выделяют
общие
и специфические закономерности развития детей с ограниченными
возможностями
здоровья.
Наряду
с общими закономерностями отклоняющегося развития,
сопровождающими
любой тип нарушения, выделяют закономерности,
специфические
для определенной категории детей с ОВЗ.
Многообразные
причины, нарушения условий нормального функционирования
способны
привести к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.
В зависимости
от характера нарушений выделяются следующие категории
детей
с ограниченными возможностями здоровья (по Н.М. Назаровой):
ü
с нарушениями слуха (глухие (неслышащие),
слабослышащие,
позднооглохшие);
ü
с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
ü
с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);
ü
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
(детский
церебральный
паралич и другие нарушения);
ü
с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
(расстройство
аутистического
спектра, психопатии);
ü
с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
ü
с задержкой психического развития;
ü
со сложными недостатками развития.
Конкретное
нарушение (потеря зрения или слуха, моторные нарушения при
детском
церебральном параличе, нарушение интеллекта и др.) накладывает
специфический
отпечаток на формировании психических процессов ребенка (таких
3
как
ощущение, восприятие, память, речь, мышление, внимание, воображение) и
личности
в целом.
В
настоящее время стремятся не применять термин «дети со сложной
структурой
дефекта». Вместо него используют другие понятия: «дети с
комплексными
нарушениями в развитии», «дети со сложной структурой нарушения»,
«дети
с сочетанными нарушениями в развитии».
Варианты
категорий детей
ü
Ребёнок с ДЦП, имеющий ЗПР
ü
Ребёнок с III степенью тугоухости, испытывающий
стойкие трудности в
усвоении
программного материала
ü
Слабовидящий ребёнок с ЗПР церебрально-органического
происхождения
ü
Ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости,
страдающий диабетом
ü
Ребёнок с III - IV степенью тугоухости
ü
Ребёнок с алалией, имеющий лёгкую степень умственной
отсталости
ü
Ребёнок с ЗПР с бронхиальной астмой
ü
Умственно отсталый ребёнок с хроническим пиелонефритом
ü
Ребёнок с ЗПР и нарушениями аутистического спектра
ü
Ребёнок с IV степенью тугоухости
ü
Ребёнок с ЗПР, имеющий дизартрию
ü
Слабовидящий ребёнок с ДЦП
Ребёнок
с ДЦП, имеющий недоразвитие произвольного внимания
Знания
особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает
возможность
более глубоко понять специфику их развития и правильно
организовывать
коррекционную помощь.
Условия
реализации субъект-субъектных отношений в системе обучения и
воспитания
детей с ОВЗ как условие социализации
ü
Любое позитивное отношение ребёнка к полезному
занятию, желание
участвовать
в жизни коллектива должны стимулироваться.
ü
Развитие речи в коммуникативной функции, т.к.
неполноценная речь
затрудняет
социализацию, установление контактов с окружающими.
ü
Вовлечение ребёнка в активную деятельность,
привлечение к участию к
работе
коллектива. Внимательное и терпеливое отношение к нему со
стороны
окружающих.
ü
Повышение внимания к межличностным отношениям детей, к
положению
каждого
из них в детском коллективе (дети с нарушенным интеллектом
держатся
однажды сложившегося мнения и не могут без посторонней
помощи
переменить его). Надо акцентировать внимание на положительных
качествах
каждого ребёнка.
ü
Нейтрализация негативного влияния «лидеров», которые с
целью влияния
на
остальных детей прибегают к насмешкам или физической силе.
ü
Усиление внимания не к словесным методам обучения и
воспитания, а к
4
привлечению
детей к активному участию в коллективных делах.
ü
Наглядное отражение успехов детей и ученических
коллективов (стенды,
радио-
и другие формы сообщения информации).
О
знаниях, умениях и навыках, усваиваемых детьми в процессе
овладения
содержанием образования
Различаются
интеллектуальные и практические умения и навыки, то есть
навыки
относятся не только к практической, но и к интеллектуальной деятельности.
В
связи с имеющимся у детей нарушением не все получаемые учащимися
знания
формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных.
Знания,
умения и навыки сами по себе не являются показателем
воспитанности
учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное
отношение
к нормам поведения, а нравственность не стала частью его
мировоззрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.