Полковой священник Константин Николаевич Образцов
Оценка 4.7

Полковой священник Константин Николаевич Образцов

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
религиоведение
09.07.2020
Полковой священник Константин  Николаевич  Образцов
Полковой священник Константин Николаевич Образцов.Документ Microsoft Office Word.docx

Полковой священник Константин  Николаевич  Образцов.

 

Бывает так, что о каком-либо человеке совсем не знают на его малой родине, но зато о нём бережно хранят память и любят его там, где он жил и работал. Так сложилось и с памятью о нашем земляке - священнике 1-го Кавказского полка, авторе текста Кубанского казачьего гимна отце К счастью сохранились свидетельства о его ратной службе и его автобиография. Вот что можно почерпнуть из этих источников.

 Приказ от 18 марта 1913 года. Пункт 3.

 «Полкового священника о. Образцова выехавшего 17 сего марта в урочище Пуль-и-Хатунь для исповеди и причащения чинов 4-й сотни полагать в командировке, а церковника Шуваева Петра выехавшего вместе с ним, исключить с провиантского, приварочного и чайного довольствия при полку и 3-й сотне с 17-го сего месяца с того - же числа зачислить его на кормовое при полку довольствие».

 Приказ подписан командиром полка, полковником Мигузовым и полковым адьютантом, сотником Сытником.

.

obrazcov.jpg

Священник Константин Образцов.

 

Впервые я узнал об этом легендарном батюшке тогда, когда исполнял обязанности командира взвода казачьего кадетского класса. При подготовке к занятиям с кадетами мне приходилось интересоваться различными вопросами по истории Российского казачества и в некоторых источниках упоминалось имя Константина Образцова. В книге П. И. Стрелянова (Калабухова) «Казаки в Персии 1909-1918 гг.» в главе о полковых священниках об Образцове и его сослуживцах сказано следующее: «… Воспитание нижних чинов армии в началах нравственности и укрепление их в сознании долrа, любви к Царю и Родине основывaлось на релиrии. На этом фундаменте зиждилась крепость и мощь Российской армии, черпающей свои силы в вере в Боrа. Для этоrо и были введены в штаты строевых отдельных частей полковые священники. Проводя все время с полками, участвуя в боевых походах и испытывая лишения войны вместе с нижними чинами и офицерами, священнослужители не раз представлялись к боевым нarpaдaм. В казачьих частях на Кавказском фронте такими полковыми священниками были:

l-­ro Полтавскоrо полка - ­протоиерей о. Вардиев Дмитрий Николаевич - нarpaждeн орденами Святой Анны 2-­й степени с мечами (10 июня 1915 roдa) и Святоrо равноапостольноrо князя Владимира  4-­й степени с мечами и бантом (11 мая 1916 roдa);

l-­ro Лабинскоrо полка - о. Татаринов Феодор - орденом Святой Анны 3-­й степени с мечами и бантом (13 марта 1916 rодa);

l­-ro Taмaнcкoro полка - о. Успенский Павел ­-  орденом Святой Анны 3­й степени с мечами;

l-­ro Кавказскоrо полка -  о. Образцов Константин Николаевич - орденом Святой Анны 3­й степени (22 октября 1915 roдa)…».

Многое о ратной службе отца Константина известно из мемуарных произведений казачьего полковника Федора Ивановича Елисеева. 

 

http://www.gipanis.ru/media/stanitsa/35/str17elis/fieliseev.jpg

 

О Елисееве, как об известном военном историке,  доктор исторических  наук С. В. Волков говорил следующее: “Жизнь его отмечена событиями, выделяющими её даже на фоне весьма причудливых судеб русских эмигрантов, а фигура его давно заслуживает особого внимания. Федор Иванович Елисеев - не только боевой офицер, но один из наиболее крупных военных историков и мемуаристов русского зарубежья. Он оставил тысячи страниц произведений, посвященных истории полков Кубанского казачьего войска, начиная с предвоенного времени. Собственно, большую часть того, что было написано в эмиграции по истории кубанских частей, составляют именно труды Ф. И. Елисеева... Свод воспоминаний Ф. И. Елисеева о полках Кубанского казачьего войска, в которых ему довелось служить, по объёму, степени подробности и насыщенности фактическим материалом практически не имеет себе равных, являясь ценнейшим источником по истории 1-й мировой и Гражданской войн. Он сохранил для истории имена многих сотен своих товарищей по оружию...” Вот то, что он рассказал нам об отце Константине в своей работе я и хочу донести до читателей моей статьи.

 

 

 

 

«…История кубанского войскового гимна. Не говоря уже о рядовом казачестве - редко кто из казачьей интеллигенции, даже и офицерства, знает - откуда и когда появилась эта песнь, ставшая впоследствии «Войсковым гимном Кубанского Казачьего Войска», и кто таков ее автор. Автора давно уже нет в живых. Он расстрелян большевиками в Тифлисе еще тогда, в период их первого владычества, за свои смелые выступления против них. Это был полковой священник 1-го Кавказского полка Кубанского Казачьего Войска - отец Константин Образцов. Какого места России он уроженец, где он раньше служил, откуда он прибыл к нам - мы тогда этим как‑то не интересовались, но в полк он прибыл еще до войны 1914 года, в город Мерв Закаспийской области (Туркестан), где 1-й Кавказский полк имел постоянную «стоянку» еще со времени завоевания этого края, с 1881 года. Отец Константин имел внешне неказистый вид и был с некоторыми недостатками и странностями. Маленького роста, слегка сгорбленный, близорукий, всегда в очках и всегда как‑то всей своей неказистой фигурой, смотревший вперед и вниз, всегда с красным одутловатым и лоснящимся лицом, с худенькой рыженькой поповской косичкой на голове, с жирными и короткими пальцами на руках, в  полуистоптанных сапогах - он производил на всех самое заурядное впечатление, чтобы не сказать худшее. К тому же он не отличался чистоплотностью. А если принять во внимание, что порою он не отказывал себе в лишней рюмке водки и не останавливал себя в «речах» при всех абсолютно случаях, с подчеркиваемой мыслью о какой‑то «правде» - то его даже  недолюбливали, слегка третировали, а казаки, в особенности его «причт», подсмеивались над ним за глаза. Любил он при всех отправлениях своих церковных «треб» говорить проповедь, при венчании - «слово», и - если кто в них вникал - они были не лишены глубокого евангельского содержания. Говорил же он всегда с увлечением, даже как будто порою «мудрствовал». Но наряду с этими странностями и недостатками он имел большой запас гражданского мужества, порою наивно - вызывающего. За эту свою «правду» и «смелость» он и поплатился самым ценным для себя - жизнью.

А вот один характерный случай. В 1915 году в Турции, в селении Санжан, на Войсковом празднике, в просторной палатке командира полка на оскорбительную остроту последнего (командир полка любил подтрунивать над всеми. То был полковник Д. А. Мигузов - казак из осетин  Терского казачьего Войска) отец Константин незамедлительно, в присутствии офицеров, ответил ему дерзким вызовом, и когда командир вынудил его удалиться вон - он, войдя в свою палатку, стоявшую здесь же рядом, - в оскорбленном бессилии громко запел «Отче наш…». Офицеры вначале переглянулись между собою, улыбнулись, но… веселие как‑то не пошло. Видимо, душа была на стороне священника.

* * *

С объявлением войны Отдельная Закаспийская казачья бригада (1-й Кавказский, 1-й Таманский и 4-я Кубанская казачья батарея - кроме Туркменского конного дивизиона) была переброшена в Персию, в Макинское ханство и сосредоточена в г. Маку, в 20 верстах от турецкой границы. Помню, я как‑то взобрался на высокое «плато», возвышавшееся непосредственно над нашим биваком, и там случайно встретил отца Константина. Наблюдая местности и высящиеся невдалеке, словно две сахарные головы, Большой и Малый Арараты - он стал пояснять мне о библейских временах сих мест, о Ноевом ковчеге, о бывшем дне морском на нашем месте и в доказательство этого, порывшись в земле, достал оттуда несколько морских ракушек. «А вот слово! - Адам. («Адам» по - тюркски это значит - «человек»)». «Почему оно имеет здесь такое нарицательное определение?» И на эту тему он развил мне целую историю о первой колыбели человечества сих мест, последовательно, связав его с именем нашего прародителя и первого человека Адама. Не знаю, ветхозаветная ли местность, далекое ли наше уединение от людей иль мое напряженное внимание к его словам вызвали в нем поток какого-то откровения и экстаза… Я слушал его, и в моих глазах постепенно перерождался наш неказистый на вид «батюшка» и выявлялся человек с большою душою и глубоким содержанием.

* * *

18 октября ст. ст. 1914 года Турция объявила войну России, и мы на рассвете 19-го с боем перешли персидско - турецкую границу - вошли в пределы Турции и заняли ряд сел. А через два дня заняли и историческую крепость Баязет, в которой в 1877 году наши деды - кавказцы, окруженные турецкими войсками и терпя голод, по жребию резали своих строевых лошадей и ели их, пока подошла выручка. Этот эпизод в русской военной истории известен под названием «Баязетского сидения». С этого времени и начался наш бесконечный боевой поход по гористой и полудикой Турции, вначале интересный, а потом полон лишений и невзгод, порою, в зимний период, с долгими и нудными «сидениями» в голодных, холодных и абсолютно разрушенных курдинских «зимовниках», а большею частью - в низких и тесных палаточках. Полк долго стоял в Баязетской долине, в истоках библейской реки Евфрата, в с. Диза, что перед знаменитым Топоризским перевалом. Несколько раз «затыкая дыры», в жестокие турецкие холода, по бездорожью, проходил опорные этапы - Диадин, Ташлы - чай - Суфра, Каракилиса, избороздил всю Алашкертскую долину, высылая разъезды на укрепленный турками Клыч - Гядукский перевал и проходя ими, для связи с Сарыкамышской группой, исторический Даярский проход. Два раза переваливал он через высочайший Чингильский перевал, а с весною 1915 года, когда в долинах была уже зелень, а в Игдыре, в Армении, цвели абрикосы - он, рубя просеки в снежных заносах, с боем занял Топоризский перевал, - долгое наше «бревно в глазу», и спустился в дикую долину Аббага. Здесь, форменно разметав курдов и пройдя двадцативерстное Бегрикалинское ущелье, 6 мая того же 1915 года занял город Ван - центр Турецкой Армении. Развивая дальнейшую общую стратегическую операцию, он был брошен далее на юг, в направлении к Джулямерку (Мессопотамия), наперерез войскам Халил - бея, отступавшим из Сарая, из Персии. В горных трущобах своими разъездами полк достиг здесь истоков второй библейской реки - Тигра. Легкое затишье на фронте и необходимый отдых в благодатном Ване был нарушен неожиданным прорывом Халил - бея в направлении к Кагызману, где передовые части турок достигли даже пределов нашей государственной границы. Это заставило весь левый фланг русских войск - 4-й Армейский сводный корпус - спешно оттянуть назад, очистить всю занятую местность и вновь отойти к Баязету. В тылу зашевелились курды. Новый поход сотен полка по старым дорожкам на склоны Большого Арарата - новые пепелища, и новая кровь с обеих сторон, а затем всю бригаду спешно перебрасывают в самый Мелязгерт и после легкой боевой операции полк сотнями и дивизионами разбрасывают на десятки верст держать линию фронта против неугомонных курдов. Штаб же бригады и 1 - го Кавказского полка отводятся в селение Санжан, что на левом берегу Евфрата, возле Дутаха, на трактовую дорогу Мелязгерт - Каракилиса. Здесь началось новое сидение, но более чем когда‑либо тяжелое. Наступила дождливая осень 1915 г.; затем выпал снег; ударил мороз. Проходами многих войск, недавними жестокими боями вся испепеленная местность, ни деревца даже для растопки… Снег, морозы и… казаки в палатках. Началось рытье землянок. Надгробные плиты турецких могил использовались для нужд построений… Все занесено снегом; подвоза фуража нет… Разными приспособлениями сгребали снег и доставали старую высохшую траву или неубранный хлеб и это - за версты от стоянки. От бескормицы конский состав полка погибал на глазах у всех. От холода давно погибли сотни текинских лошадей, мобилизованных в Туркестане для обоза, которые в жизни своей никогда не видели снега… Противотифозная прививка форменно положила всех казаков в их скудное ложе в палатках… Люди едва несли необходимый полковой наряд… Все это, все эти бесконечные походы и переходы через высочайшие снежные перевалы, эти восточные извилистые каменистые тропы - дороги, по которым расстояния могут измеряться только «саатами» (часами); эти раскаленные летние жары и зимние турецкие морозы, и эта постоянная жизнь в палаточках или в разрушенных «ханах», с их дымными «тандырями» и дырою в потолке вместо трубы; этот постоянный недостаток в продуктах и вечный фуражный голод, грязь и паразиты… а отсюда - тоска и тоска по родному краю, по родимой сторонушке, по далекой станице, по дому отчему… Проводя все время с полком, участвуя абсолютно во всех боевых его перипетиях, живя также в своей одинокой палаточке, как и другие, тащася в хвосте колонны верхом на своей захудалой клячонке, наблюдая ежедневно и ежечасно жизнь - лишение казаков, невольно прислушивался к их разговорам, прислушивался к их заунывным песням, когда в своей палаточке в пасмурные долгие нудные вечера, без всякого освещения, съежившись «комочком» от холода и вспоминая свою далекую цветущую богатством, милую родную Кубань - казак пел песнь ей - молитвенно и восторженно - отец Константин, как духовный отец, не мог не запечатлеть всего этого в своей чуткой и поэтической душе. Вот тогда‑то именно, в этот особенно тяжелый период жизни казаков 1-го Кавказского полка, - вот тогда‑то, в 1-й год войны на Турецком фронте и зародилась эта знаменитая песнь Кубанская, которую теперь поют все, которую любят все, кто ее хотя бы один раз услышал…

* * *

Эта «песнь» вышла в печати маленькою брошюркою в 6-8 страниц, вместе с другими стихами автора, к осени 1915 года. Тогда же с собственноручною надписью автора отца Константина, в знак приветствия назначения моего полковым адъютантом 2 ноября 1915 года, я получил ее «на память» в селении Санжан, в убогой землянке его. 1-й Кавказский полк через несколько дней неожиданно был сменен 1-м Лабинским полком, и мы, после 15-месячного непрерывного пребывания в полудикой Турции, испытав нечеловеческие лишения, измотанные и обтрепанные - с нескрываемой радостью выступили на отдых в Карс. Но отдохнуть полку не удалось. Пробыв всего лишь несколько дней, он был спешно переброшен в г. Ольты, т. к. началась Эрзерумская операция, закончившаяся падением этой первоклассной турецкой крепости. Развивая успех, с непрерывными и жестокими боями полк прошел Мема - Хатунь, Барна - Кабан, Байбурт, Хан - Дараси, закончив все это занятием далекого и уже полуевропейского города Эрзинджана, расположенного в богатой и плодородной долине, где впервые в Турции нашли мы яблоки, груши, огурцы и даже арбузы. И далее, распространяясь в глубь Турции, дивизион полка занял город Кемах, в 60 верстах западнее Эрзинджана, по шоссе на Сивас. Это был самый далекий пункт, где только могли быть русские войска в Турции… И лишь к осени 1916 года, когда полк, в составе 5-й Кавказской казачьей дивизии (Закаспийская казачья бригада, с включением в нее 3-го Екатеринодарского и 3-го Линейного полков, были переименованы в 5-ю Кавказскую дивизию), абсолютно издерганный и надорванный, был вновь переброшен на продолжительный отдых в район крепости Карса - здесь впервые появилась эта песнь, уже переложенная на трогательную музыку и с восторгом подхваченная не только в сотнях нашего полка, но и в полках всей дивизии, так как глубокий смысл этой песни одинаково затронул изболевшуюся и надорванную душу каждого казака, перенесшего нечеловеческие лишения на голодном Турецком фронте… Далеко - далеко еще до мысли о ней как о гимне, во всех Кубанских войсковых частях - будь то казаки, поющие, как всегда, в широком кругу, иль г. г. офицеры в своем собрании - всегда они, родные и верные Кубани кубанцы, при словах последнего двустишия - снимали папахи и, продолжая петь: Шлем Тебе, Кубань Родимая, До сырой земли поклон…

кланялись ей полупоклоном торжественно и умиленно… Вот почему в год падения Императорской России, когда Царский гимн не мог быть выявлен в жизни и не мог всколыхнуть сердца казаков в их стремлении уберечь свой край от развивавшейся общерусской анархии - эта песнь - молитва священника 1-го Кавказского полка отца Константина Образцова так остро задела душу кубанского казачества, что была абсолютно всеми - фронтовиками и «дедами», штатскими и военными, рядовыми казаками и офицерами, казаками и иногородними и даже нашими гордыми и благородными соседями черкесами - в период тяжких испытаний и борьбы, кровавой борьбы «ЗА СВОЙ ПОРОГ И УГОЛ»… на перелом насильственного изжития казачества, в годы его физического уничтожения коммунистическою властью, когда фактически самою жизнью, кровавою смутою, сам собою поднялся вопрос «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ КАЗАЧЕСТВУ» эта Войсковая песнь - молитва была всем населением Кубанского края воспринята как ВОЙСКОВОЙ ГИМН КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА, с которым кубанское казачество воевало и… умирало…

За Твою ли славу старую Жизнь свою ли не отдать…»

Ещё много чего о ратной службе отца Константина и о том как он создавал свои стихи можно узнать из произведений казачьего полковника Федора Ивановича Елисеева, но и этого будет достаточно, чтобы иметь представление о ратных и литературных трудах полкового батюшки.  Бывший Донской Атаман, генерал от - кавалерии Краснов в своём письме обращаясь к Елисееву написал следующее: « Глубокоуважаемый Господин Полковник! Прекрасную Вашу книгу - «История Войскового Гимна Кубанского Казачьего Войска», да еще, с глубоко меня тронувшею надписью, получил. Прочел ее с громадным наслаждением. В ней так четко и красиво, тепло и любовно обрисовали Вы образ автора гимна, отца Константина Образцова и так прекрасно его истолковали. Много казачьей мудрости в Вашем благородном гимне, полном любви к Родине. Так хорошо, что Вы его издали и растолковали. Он стал от Ваших любовно теплых, от сердца идущих слов, еще лучше, понятнее и глубже.

Искренне уважающий и благодарный

П. КРАСНОВ.

23 марта 1930 г. № 176.

Santeny.»

 

«Кто из казаков, да и вообще из русских людей, живших и воевавших вместе с казаками - не знает эту чудесную Кубанскую песню: «Ты Кубань, Ты наша Родина»? Удивительная задушевность, глубокое чувство любви к родному краю, красота строя и напева - делают ее одним из высоких образцов народной поэзии, перед которой меркнут многие надуманные, лишенные вдохновения, стихи поэтов… И недаром все мы, казаки, какого бы Войска ни были, - так искренне любим эту прекрасную песню и так охотно всегда поем ее на наших собраниях, рядом со своим Войсковым гимном. И она давно уже стала не только песнью Кубанскою, а - Кубанским Войсковым гимном, признанным и утвержденным самою жизнью. Казаки - певучий народ. И в горе, и в радости у казака всегда найдется своя песня, нередко дедовских боевых времен, соответствующая его настроению. Он не знает имени автора, где и когда песнь была написана, да это и не нужно ему: он сам всей душой в этой песне, она ему родная с молоком матери. Ее начало - в далекой старине. Но «Ты Кубань, ты - наша Родина» - еще юная красавица. Ее родила Великая война, взлелеяла извечная горячая любовь казака к родному краю, и будет жить она вовеки, пока будет на свете Казачество… А пока будут в нашей душе такие светлые чувства, какие так ярко выражены в ней, пока она, эта родная всем нам песнь будет будить в нас и поддерживать действительную любовь к Родине - не страшны нам козни христопродавцев - большевиков. Их судьба решена…. Помянем же добрым словом того скромного, погибшего от злодейских рук, полкового священника 1-го Кавказского полка Кубанского Казачьего Войска отца Константина Образцова, который сумел так талантливо сложить, записать и дать стройную форму казачьей думе… Скажем сердечное спасибо и автору настоящей маленькой книги, хорунжему того же полка тех времен Ф. И. Елисееву, в которой он так тепло и хорошо рассказал историю этой песни - гимна.

Донской Атаман,

Генерал БОГАЕВСКИЙ

5 февраля 1930 г.

Париж.»

Как оказалось, в печати осталось не так уж много сведений рассказывающих непосредственно о жизни полкового священника, оставившего о себе память в истории Кубанского казачьего войска, как создателя Гимна Кубани. Это был очень талантливый и несчастливый в жизни человек. Жизнь никогда не была благосклонна к Константину Образцову. За отличие во время военных действий, священник был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, без мечей. В 1919 году песня на его стихи становится Гимном кубанской войсковой Рады, а позднее и Гимном Кубани: «Ты Кубань, Ты наша Родина». Как позднее сложилась судьба о. Константина Образцова, талантливого и трудолюбивого человека - достоверно неизвестно. Есть разные версии о его судьбе: расстрелян в Тифлисе, расстрелян в Екатеринодаре, умер от сыпного тифа и похоронен на Всесвятском кладбище в Екатеринодаре, якобы в фондах ГА РФ есть сведения о священнике Образцове протоиерее в Галлиполи. Неизвестно, как прожил он свои последние годы, но где бы  ни встретил свой смертный час отец Константин Образцов, он навсегда останется автором бессмертного Гимна Кубани.

В Кубанском Казачьем Вестнике от 5 июня 1916 года была опубликована подборка стихотворений отца Константина и там же была помещена его автобиография.

« Вот моя краткая биография. Родился я в 1877 году 28 июня в г. Ржеве Тверской губернии. Отец мой - Николай Дмитриевич Образцов - служил там на Рыбинско-Бологовской железной дороге. Происходил он из духовного звания - сын священника и сам первоначально учился в духовной семинарии, но по домашним обстоятельствам ему пришлось переменить карьеру. Немало жизненных неудач выпало ему на долю, но, будучи человеком подвижного и неунывающего характера, он стойко превозмогал все невзгоды.

Много светлых детских воспоминаний сохранилось в моей памяти. Помнится тихий уют деревни Акинино, скромно приютившейся неподалеку от г. Рыбинска. Там прошли первые четыре года моей жизни. Типичная русская деревня: смиренный ряд избушек, колодец с журавлем, околица, огороды, две развесистых рябины около нашего дома и качели на них, палисадник и в нем цветник и кусты малины, а дальше - поля и луга, необозримая гладь и голубые ленты притоков Волги. И Волга помнится, катания в лодках по ней, и разливы ее, и баржи бесконечные, и тягучие песни бурлаков, и снега глубокие...

Отец был все время занят службой. Нас, детей, было двое: я да сестра (старше меня двумя с лишним годами). Мы были всецело на попечении матери - Екатерины Алексеевны (урожд. Милорадовой). Кроткая и ласковая, терпеливая мать-подвижница! Помню ее часто молившеюся по ночам у детской колыбели.

В 1882 году отец мой перевелся на Кавказ, в г. Тифлис, а мы, пока он устраивался там на закавказской железной дороге, более года проживали в сел. Васильевском, у родственников по матери. Село большое и богатое и чрезвычайно живописное. По соседству тянулись леса и обширная тенистая роща с богатой помещичьей усадьбой в ней. На краю высокая каменная церковь. Это село мне тем особенно памятно, что там я от матери получил первые уроки грамоты, научился читать по складам. Для отца это было сюрпризом. Мне было тогда не более пяти лет. Таким образом, на Кавказ я приехал уже грамотным.

Не долго прожила на Кавказе мать. Спустя год по переезде она умерла от простуды в г. Тифлисе (в 1884 году). Начался трудный период скитаний для нас, детей. Негде было отцу пристроить малышей, оставшихся без призора. Ввиду этого отец, по миновании траурного года, женился на второй - грузинке, Евфросинии Мерабовне (урожд. Цкитишвили). Она осталась бездетной и это обстоятельство помогало ей отдавать свое внимание нашему воспитанию. Особенно заботилась она о моем религиозном развитии. Ей же, собственно говоря, я обязан и своими первыми стихотворными попытками, так как уже с восьми лет я слагал рифмованные поздравления в день ее ангела и получал за это большие похвалы. Это заставляло меня повторять опыты. Первым более сознательным пробуждением моей малютки-музы было стихотворение «Караван», написанное на девятом году жизни. Оно, как помнится, вышло у меня большое и картинное. Конечно, оно бесследно пропало, как и все мои тетради с первоначальными поэтическими упражнениями. Признаться, я и сам немало пожег их по чувству неудовлетворенности. Читал усердно. Что попадется под руку. Очень любил читать «Переписку с друзьями» Гоголя. А он ведь сжег же вторую часть своих «Мертвых душ» и великие риторы древности советовали: «Чаще поворачивай стиль», т. е. стирай обратным концом написанное тобой на вощеной доске. Я так и делал: «сжигал» и «чаще стиль поворачивал»...

Девяти лет определили меня в городское училище при Александровском учительском Институте. Из третьего отделения этой первой моей школы родители перевели меня в Тифлисское духовное училище. По окончании там курса я прошел в Тифлисскую духовную семинарию.

За это школьное время мои поэтические опыты не прекращались. В духовном училище моим цензором и руководителем был преподаватель русского языка В. В. Раевский, которому я отдавал на оценку стихи, тщательно переписывая их в тетради. Человек чуткий и музыкальный, он любил поощрять благие порывы в своих питомцах. Потом большое влияние на меня оказал А. П. Альбов, семинарский преподаватель русской литературы и философских наук. По его предметам я занимался с особенной любовью и усердием. Он также был пестуном моей музы.

Но особенным подспорьем для меня явилось то обстоятельство, что еще с первых классов духовного училища я тесно сдружился с одним из своих товарищей (И.  П. Б-в), таким же мечтателем и любителем поэзии и писательства. Мы были неразлучны в семинарии. Всюду видели нас вместе, так что одного без другого нас не могли и представить. Словно «Кастор и Полукс». Мы усердно занимались чтением, саморазвитием. К каждой прочитанной странице относились критически. Увлекались произведениями корифеев русской литературной критики и публицистики. Перечитали Белинского, Добролюбова, Писарева, даже Шелгунова и Скабичевского. Но все-таки во главе чтения у нас были поэты. Мы не расставались с творениями Пушкина и Лермонтова. Они были нашими друзьями. Они создали в наших молодых душах свой пленительный мир грез и очарований. И, конечно, мы усердно старались подражать им, особенно - Лермонтову. Нас пленяли дивные красоты кавказской природы. Были даже попытки под ее наитием написать целые поэмы («Нирван», «Лейла», «Подвижник» и др.). Любили мы и Надсона. Чуть ли не всего декламировали наизусть. Да и кто из юношей нашего поколения не тяготел к этому кристально чистому поэту? Среди кумиров наших были также Некрасов, Плещеев и Майков. Зачитывались и произведениями К. Р. Из западных же корифеев нас особенно пленяли Байрон, Шелли, Шатобриан, Шекспир, Виктор Гюго и Смайльс.

К тому времени относится и моя первая попытка постучаться в двери редакции. Попытка оказалась успешной. Это было в 1893 году 3 сентября, когда я отнес в редакцию издававшейся в то время в Тифлисе газеты «Новое Обозрение» свое стихотворение: «Полно, утешься, дитя мое милое» (Утешение). Первый успех окрылил мое усердие, и от поры до времени я стал помещать свои стихи в местном «Вестнике Грузинского Экзархата».

Но тут началась для меня с моим неразлучным приятелем удивительная полоса увлечения аскетическими творениями. Началось так незаметно, под влиянием миссионерской и проповеднической деятельности нашего инспектора семинарии иеромонаха о. Исидора Колоколова, весьма даровитого и пылкого оратора. Начитались Эпиктета, Сократа и других моралистов древности. Перешли на произведения святых отцов и византийской аскетики. Мы усиленно штудировали книгу «Невидимая брань» еп. Феофана. Выписывали в особые тетради огромные выдержки из творений Макария Египетского, Ефрема Сирина, Фомы Кемпийского, о. Иоанна Кронштадтского. То было всепоглощающее увлечение с твердым намерением все почерпаемое в этих книгах копировать в себе, применять к личной жизни, невзирая ни на что. Увлечение доходило почти до фанатизма. Всякие препятствия учитывались нами как подвиг искуса. Тут имели место акафистные моления на всю ночь, хождения с богомольцами по монастырям, добровольные обеты, не исключая даже таких, как обет полного молчания, что, конечно, было очень не выгодно в нашем положении как учеников, прежде всего. А потом все это весьма отражалось и на наших молодых организмах. Мы запостились не на шутку. Для моего приятеля это завершилось длительной болезнью, не позволившей ему даже закончить семинарского курса. Моя комплекция оказалась выносливей. Да и сам я, наконец, понял крайности такого увлечения. Последнему способствовало то обстоятельство, что отец мой поместил меня в семинарское общежитие, требования которого заставили меня войти в известную норму жизни. Там же, в общежитии, вновь ожила моя муза; опять я окружил себя поэтами и подолгу засиживался с ними. Писал дневник, и даже рассказы.

За год перед окончанием семинарского курса меня постигло горе: умер мой отец и я, таким образом, оказался круглым сиротой. В 1900 году я окончил курс духовной семинарии по первому разряду, студентом. Семинарское начальство направляло меня в Духовную Академию (Петроградскую), как лучшего воспитанника; но тогда у нас, семинарской молодежи, было крайнее увлечение университетом. Потянуло и меня туда же, несмотря на полное отсутствие материальных средств. Предостерегал меня  ректор семинарии (о. Стефан Архангельский, впоследствии архиепископ Могилевский), но, видя мою настойчивость, потом и сам помог мне добраться до университета. В том же 1900 году я поступил по предварительному экзамену в Юрьевский университет по юридическому факультету. Новые условия жизни, свободной и кипучей, как сама юность, студенческие кружки, лекции, новые веяния, все это увлекало молодую душу. Посещая лекции не только своего, но и других факультетов, я нашел для себя более сродным историко-филологический факультет, на который спустя семестр и перечислился. Но трудно было учиться без всякой материальной поддержки. В Юрьеве на кондиции рассчитывать было нельзя. На лето я ездил на Кавказ в г. Тифлис, где и прирабатывал себе уроками и службой на железной дороге. В одну из таких поездок (в 1902 году) я женился на девице С. П. Б-овой, сестре своего товарища (И. Б-ва), о котором была речь выше. Таким образом, наша давнишняя дружба завершилась родством.

Женитьба дала мне нравственную жизненную опору, освободив меня от угнетавшего меня чувства одиночества. Вместе с тем во мне усилилось первоначальное тяготение посвятить себя на служение церкви. Это мое стремление встретило большую поддержку со стороны жены и вот, уволившись из университета, в 1904 году 13 июня я принял священный сан и был назначен на штатное место священника при Карсском епархиальном соборе. Там же я потом исполнял обязанности Карсского окружного миссионера. Меня увлекла деятельность проповедническая, и в этом направлении я старался работать над собой.

В 1908 году я был переведен на должность миссионера Згодан, проповедника по Борчалинскому уезду Тифлисской губернии (уроч. Джелал-Оглы), а вслед за тем в том же году перевелся во владикавказскую епархию на должность помощника епархиального миссионера-проповедника и был командирован епархиальным начальством на киевский всероссийский миссионерский съезд в качестве депутата от епархии.

Но слабое здоровье не позволило мне долго нести миссионерские обязанности. Спустя год я по прошению занял приходское место (настоятеля) в станице Слепцовской. Но там крайне не повезло мне. И прежде всего - там посетило меня великое горе: в один год (1910) я потерял детей. Смерть малюток, особенно сына-первенца, необычайно даровитого и прекрасного мальчика - Коли, крайне потрясла меня и жену. Мы, осиротелые, чувствовали себя как бы выбитыми из жизненной колеи, и только одна милость Божия спасла нас тогда от окончательной гибели. Памяти сына я написал большую поэму («Над родной могилой»), в которой дал простор своим слезам и своей примиряющей вере в Промысел Божий. То был мой поэтический сорокоуст по сыну. Поэма по частям была в то время отпечатана в разных журналах («Русский Паломник», «Кормчий», «Искры жизни», «Владикав. епархиальн. ведомости»).

В 1912 году, после кратковременного перевоза в ст. Новопавловскую, я перешел на службу в военное ведомство, получив назначение в 1 Кавказский полк Кубанского казачьего войска, где и служу по настоящее время.

За все эти годы после женитьбы я не прерывал своей литературной работы. Сотрудничал во многих журналах, преимущественно в духовных («Русский Паломник» и «Странник», «Кормчий», «Утешение и наставление в православной вере христианской», «Почаевский Листок», «Божия Нива», «Воскресный Благовест», «Искры жизни», «Мирный труд», «Епархиальные ведомости», «Вестник военного и морского духовенства», и во время текущей великой отечественной войны - в «Кубанском Казачьем Вестнике»).

Из написанных за этот период стихотворений составился довольно большой сборник под общим заглавием - «Благовест Сердца», в котором все стихотворения распределены в трех книгах и сгруппированы в особые отделы, связанные одной общей идеей. Сборник уже совсем почти готов к печати, и только война помешала мне начать его издание.

1916 г., 5 июня

Кавк. Армия».


Над письмом.


Не слышно раскатов грозы боевой,
Бойцы утомились борьбой.
Осенняя ночь, точно ворон крылом,
Покрыла окопы кругом.

***
И ветер унылую песню поет,
Как нищий слепой у ворот,
И дождь задробил по кустам,
И вволю отдался слезам.

***
Свеча догорает… Над милым письмом
Склонился я грустно челом;
А грезы живые, как в радужном сне,
Толпою слетают ко мне.

***
Я дома… Я снова в родимом краю…
Я вижу голубку мою…
Мне сердце ласкает взор милых очей
И слышится лепет детей…

***
Родной уголок!.. В нем тепло и уют,
В нем счастье нашло свой приют…
Там думы и песни рождались мои,
Как вешних потоков струи…

***
Ах, греза… ты болью мне душу прожгла
И камнем на сердце легла!..
Свеча догорела… Над милым письмом
Проплакал всю ночь я потом.

1916 г., 
Кавк. армия


Моей Музе Звездочке

Свети, моя звездочка,
Свети, моя ясная.
С тобой мне не боязна
Невзгода ужасная.

***
В душе разгораются
С тобой, путеводная,
Терпенье и мужество
И мысль благородная.

***
Осилим мы, звездочка,
Врагов силу дикую,
На славу отпразднуем
Победу великую…

 

Кубанский Казачий Вестник. 1917. 15 янв.

 

Судьбы казаков, среди которых и священник К. Образцов, изображен на фотографии:  


http://www.belrussia.ru/kontent/pict/razn/3812.jpg

Справа налево стоят:

1. Командир 6-й сотни есаул Н. А. Флейшер, казак ст. Дондуковской. В чине полковника расстрелян красными в Армавире, в 1920 г.

2. Полковой делопроизводитель, коллежский ассесор Е. Т. Чирсков. Терский казак. Зверски замучен красными в марте 1918 г.

3. Подъесаул С. И. Доморацкий, из Майкопа. В чине войскового старшины поднят красными на штыки летом 1918 г. в составе 68 кубанских офицеров, по возвращении с Персидского фронта.

4. Полковой священник о. Константин Образцов, автор Кубанского гимна. Убит красными в первые дни революции. 

5. Пом. командира полка есаул Ерыгин, казак ст. Бжедуховской. В чине войскового старшины умер в 1916 г. 

6. Командир полка /в фуражке и кителе/, полковник Д. А. Мигузов, терский казак. Расстрелян красными на одном из островков Каспийского моря, возле Баку, в 1920 г. 

7. Командир 1-й сотни подъесаул Ф. М. Алферов, казак ст. Урупской. Кавалер ордена Св. Георгия 4-й ст. в 1916 г. В чине войскового старшины убит в конной атаке против красных под Армавиром в 1918 г. 

8. Командир 4-й сотни есаул С. Е. Калугин, казак ст. Ладожской. Командир 1-го Кавказского полка в 1919 г. В чине полковника сослан на Урал в 1920 г. По старости лет возвращен на Кубань, где был зверски замучен красными в 30-х годах. 

9. Полковой адъютант /в кителе и папахе/ сотник И. Н. Гридин. В чине полковника сослан на Урал в 1920 г.

10. /Позади него/ подъесаул В. Н. Авильцев, из Майкопа. В чине полковника сослан на Урал в 1920 г. 

11. Командир 3-й сотни подъесаул Г. К. Маневский, казак ст. Царской. В чине полковника и командира Линейной бригады смертельно ранен в бою на Маныче в 1919 г. 

12. /Позади него/ командир 5-й сотни есаул Е. М. Успенский, казак ст. Каладжинской, родной брат Кубанского Войскового Атамана генерала Успенского, умершего в 1919 г. В чине полковника убит немецким снарядом в Белграде во 2-й мировой войне.

13. Хорунжий Ф. И. Елисеев, казак ст. Кавказской. Полковник, известный писатель и военный историк русского зарубежья. 

14. /Позади него/ хорунжий В. А. Поволоцкий. В чине есаула сослан на Соловки в числе 6 тыс. кубанских офицеров и военных чиновников 1920 г. 

15. Хорунжий Н. В. Леурда. казак ст. Горячий Ключ. В чине подъесаула застрелился в Екатеринодаре в феврале 1918 г. 

16. Хорунжий И. В. Маглиновский, казак ст. Брюховецкой. В чине есаула погиб в бою в 1919 г. 

Лежат справа налево: 

1. Хорунжий В. Н. Калабухов, казак ст. Ново-Покровской. Есаулом и старшим адъютантом при Атамане Баталпашинского отдела ККВ умер в декабре 1919 г. 

2. Пом. полкового врача, классный фельдшер Целицо, казак. Умер в 1915 г.

3. Заведывающий оружием, чиновник Самойлов. Умер в 1916 г. 

4. Командир полкового обоза, подъесаул П. А. Ламанов, казак ст. Кавказской. В чине есаула погиб в Пензе, в плену у красных в 1921 г.



Литература:


1. Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки / Администрация Краснод. края, гос. научно-творческое учрежд . «Кубанский казачий хор» / Составление и общ. ред. профессора В.Г. Захарченко. - Краснодар: Диапазон-В, 2006. - 312 с.

 

2. В память 1-го Кубанского Похода. Сборник под редакцией Б. И. Казановича, И. К. Кириенко и К. Н. Николаева. Издание Главного Правления Союза Участников 1-го Кубанского Похода,  г. Белград. 1926 г.

 

3. П.Н. Стрелянов (Калабухов) Казаки в Персии. 1909-1918 rr. М.: ЗАО Центрполиграф , -  2007.  -  442 с. (Россия забытая и неизвестная).

 

4. Дневники казачьих офицеров / Составление, научная редакция, предисловие, приложения, комментарии, подбор иллюстраций П. Н. Стрелянова (Калабухова). - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - 362 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Полковой священник Константин

Полковой священник Константин

Царю и Родине основывaлось на релиrии

Царю и Родине основывaлось на релиrии

Гражданской войн. Он сохранил для истории имена многих сотен своих товарищей по оружию

Гражданской войн. Он сохранил для истории имена многих сотен своих товарищей по оружию

История кубанского войскового гимна

История кубанского войскового гимна

Константина. Наблюдая местности и высящиеся невдалеке, словно две сахарные головы,

Константина. Наблюдая местности и высящиеся невдалеке, словно две сахарные головы,

Баязету. В тылу зашевелились курды

Баязету. В тылу зашевелились курды

Санжан, в убогой землянке его

Санжан, в убогой землянке его

Ещё много чего о ратной службе отца

Ещё много чего о ратной службе отца

Генерал БОГАЕВСКИЙ 5 февраля 1930 г

Генерал БОГАЕВСКИЙ 5 февраля 1930 г

На краю высокая каменная церковь

На краю высокая каменная церковь

Они создали в наших молодых душах свой пленительный мир грез и очарований

Они создали в наших молодых душах свой пленительный мир грез и очарований

Потянуло и меня туда же, несмотря на полное отсутствие материальных средств

Потянуло и меня туда же, несмотря на полное отсутствие материальных средств

За все эти годы после женитьбы я не прерывал своей литературной работы

За все эти годы после женитьбы я не прерывал своей литературной работы

Ах, греза… ты болью мне душу прожгла

Ах, греза… ты болью мне душу прожгла

Справа налево стоят: 1. Командир 6-й сотни есаул

Справа налево стоят: 1. Командир 6-й сотни есаул

Кубань, где был зверски замучен красными в 30-х годах

Кубань, где был зверски замучен красными в 30-х годах

Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки /

Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2020