Полногласие-неполногласие
Оценка 4.6

Полногласие-неполногласие

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Полногласие-неполногласие
Урок русского языка в 6 классе полногласие-неполногласие.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Слова с неполногласными и полногласными сочетаниями

 

Цель: обобщить и углубить знания учащихся о словообразовании, морфемике; совершенствовать орфографические умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Задачи

Познавательные:

-Дать понятие старославянских слов.

-Разграничить старославянскую и исконно русскую лексику.

Практические:

Научить распознавать старославянские слова по внешним признакам.

Научить подбирать аналоги исконно русских слов к старославянизмам.

3. Общепредметные:

- Воспитывать любовь к слову, уважение к истории языка.

- Обогащать лексикон учеников старославянизмами.

неполногласный сочетание старославянский лексика

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Ход урока

I Оргмомент.

Учитель. Когда о человеке говорят, что он грамотный? Если он говорит и пишет без ошибок. Есть много возможностей писать грамотно. Формированию орфографической «зоркости» способствует умение правильно разбирать слова по составу, вычленять морфемы в словах. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними. Знание этого раздела русского языка тесно связано с совершенствованием орфографических навыков, ибо, как известно, основной принцип русской орфографии основывается на единообразном написании морфемы в разных позициях. Умение правильно выделить морфему, применить нужное орфографическое правило для её написания — залог орфографической грамотности.

 

II Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Лингвистическая сказка.

ДВА БРАТА

Решил Город навестить своего брата, которого звали Град и который жил теперь уединенно.
– Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко появляешься в обществе, о тебе стали уже забывать.
– Да, моя слава за последние годы пошатнулась, – ответил осунувшийся, похудевший Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе, в любой книге, в любом стихотворении, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение: генеральный план города (а не града!), застройка городов, население города... Всюду только и слышно: город, город...
– А разве тебе плохо живется в словах Волгоград, градостроительство, градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почете, – подбадривал брата Город.
Под напором этих аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться, что он еще не забыт и занимает почетное место в языке. Но в душе он завидовал шумному и счастливому Городу.

 

Как вы считаете, о чем эта сказка? Какая разница между словами град и город? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока сегодня?

III Изучение нового материала.

Слово учителя:

Ребята, когда на прошлом уроке мы с вами говорили об иноязычных словах, мы с вами касались только тех слов, которые были заимствованы из европейских языков. Но русский язык относится к группе славянских языков, и много слов он заимствовал из языков этой группы. Так в X веке, когда Русь принимает Христианство, из Византии приходит множество богослужебных книг, написанных на старославянском языке. Именно из этого языка в русский язык пришло очень много заимствованных слов. Исконо русские и старославянские языки очень похожи. Но вся сложность в том, что те признаки иноязычных слов, которые свойственные заимствованиям из европейских языков, на старославянские слова не распространяются. Русские и старославянские слова мы будем различать по другим признакам.

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-.

О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара!

Учитель. Запомните: слова с полногласными сочетаниями - оро-, - оло - следует проверять родственными словами с полногласием, например: сторожить — сторож, сторожка; похолодание — холод. Слова с неполногласными сочетаниями - ра-, - ла - надо проверять словами с неполногласием, например: преградить — преграда; огласить — огласка.

Старославянский язык оказал большое влияние на русский язык, многие неполногласные слова вошли в наш язык.

Некоторые неполногласные формы оказались настолько активными, что полностью вытеснили русские формы с полногласием. Так, например, вместо исконно русских слов веремя, веред, ворог, хоробрый, солодкий в современном русском языке употребляются старославянские по происхождению время, вред, враг, храбрый, сладкий.

Когда русский язык сохранял оба слова, происходило их лексическое и стилистическое размежевание, т.е. старославянское и соответствующее ему русское слово закреплялись в разных значениях или с разными стилистическими оттенками: прах и порох, страна и сторона, страж и сторож и т.д.

Обычно заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием носят более отвлеченный, книжный характер, чем соответствующие им исконно русские слова. Сравните:

гражданин (страны) – горожанин;
верный страж (отчизны) – сторож;
влачить (жалкое существование) и волочить (ноги).

Неполногласные формы несут отпечаток высокого стиля, придают речи торжественность и величие.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат,
Вознесся пышно, горделиво.

(А.Пушкин. Медный всадник)

Поскольку русский язык не хочет отказываться от слов-братьев, пришедших из старославянского языка, нам следует помнить: чтобы не ошибиться в написании полногласных и неполногласных сочетаний (верно выбрать гласные), их сопоставляют таким образом:

борозда – бразды;
берег – прибрежный;
ворожить – враг;
полотно – платье;
дерево – древесина.

Внимание!

Не всякое слово, в котором есть изученное сочетание букв, относится к словам

 с полногласными и неполногласными сочетаниями. О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова с полногласием есть пара с

 неполногласием: молодежь – младенец, жеребьевка – жребий.

У слов слава, брат, стрела «родственников» с полногласием нет!

А теперь проверьте себя.

Закончите высказывания.

1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...

2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.

3. Слова глас и голос – братья, потому что...

4. Некоторые старославянские формы с неполногласием вытеснили исконно русские, например, ..., ..., .... .

5. В слове охл_дить в корне надо писать гласный ..., так как...

 

IV. Закрепление изученного:

1.                  Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр..нять (склад), вл..стелин, ук..р..тить (платье), кр..тчай-ший (срок), сокр..щение, прохл..дительные (напитки), г..л..вной (отряд), з..лотая (цепочка), поздр..вление, чер..довать, (выглядеть) пом..л..девшим, пост..ронние, подб..родок, загр..дительные (сооружения).

 

2.                  а) подберите к данным словам слова с неполногласными сочетаниями:

сторож, молодой, короткий, золото, берег, оборона, дерево;

б) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам:

прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие.

* Можно ли сказать: Царские хоромы охраняет сторож? Почему?

 

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Оказывается, слова город и огород исторически являются однокоренными. Слово город первоначально имело значение «ограда, забор», «огороженное место». Слово смородина имеет тот же корень, что и слово смрад. Название было дано по сильному и терпкому запаху черной смородины.

Ошеломить – значит сильно удивить, поразить чем-нибудь воображение. В древности ошеломить означало «сбить шлем» (древнерусское шелом), «оставить без шлема». Во время боя воины, получая удар палицей по шлему, падали без сознания.

Слова ворон и ворона являются названиями разных видов птиц. Ворон – большая (до 65 см длины) всеядная птица с черным оперением, из семейства вороновых. Ворона – широко распространенная в России птица (до 50 см длины) с серо-черным оперением, из семейства вороновых.

3.                  Устное задание.

Все древнерусские имена, как известно, что-то обозначали. Смысл приведенных здесь личных имен славянского происхождения очень прост. Угадайте его: Всеволод, Владимир, Злата, Драгомир, Владислав.

(Всеволод – владеющий всем; Владимир – владеющий миром; Злата – золотая; Драгомир – дорогой мир; Владислав – владеющий славой.)

* Какие из имен исконно русские? Почему?

 

V Итог урока:

Фронтальный опрос:

Какие два способа пополнения словарного запаса существует в языке? (словобразование и заимствование).

Как можно различить старославянские и русские слова? (по полногласным и неполногласным сочетаниям).

 

VI Рефлексия.

Заключительное слово учителя

— По мнению И. Срезневского, умение «ясно, правильно и отчётливо рассказывать изустно и письменно всё, что дитя разумом узнало или о чём думало» невозможно без формирования прочных орфографических навыков, так как орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основным принципом русской орфографии является морфологический, согласно которому одна и та же морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) пишется всегда одинаково, независимо от её произношения. Применение почти 80% изучаемых в школе орфографических правил предполагает знание состава слов. Как вы считаете, наш сегодняшний урок поможет вам стать грамотнее и научиться лучше разбираться в правилах родного языка?

 

 

Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.

 

VI I Домашнее задание:

1.                  Выучить правило.

2.                  Найти в Прологе к поэме «Руслана и Людмила» А.С.Пушкина слова с неполногласием. Сделать вывод об их роли в художественном тексте.


 

3.                  Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка

Охр..нять (склад), вл..стелин, ук

Охр..нять (склад), вл..стелин, ук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021