Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Слова с неполногласными и полногласными сочетаниями
Цель: обобщить и углубить знания учащихся о словообразовании, морфемике; совершенствовать орфографические умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.
Задачи
Познавательные:
-Дать понятие старославянских слов.
-Разграничить старославянскую и исконно русскую лексику.
Практические:
Научить распознавать старославянские слова по внешним признакам.
Научить подбирать аналоги исконно русских слов к старославянизмам.
3. Общепредметные:
- Воспитывать любовь к слову, уважение к истории языка.
- Обогащать лексикон учеников старославянизмами.
неполногласный сочетание старославянский лексика
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I Оргмомент.
Учитель. Когда о человеке говорят, что он грамотный? Если он говорит и пишет без ошибок. Есть много возможностей писать грамотно. Формированию орфографической «зоркости» способствует умение правильно разбирать слова по составу, вычленять морфемы в словах. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними. Знание этого раздела русского языка тесно связано с совершенствованием орфографических навыков, ибо, как известно, основной принцип русской орфографии основывается на единообразном написании морфемы в разных позициях. Умение правильно выделить морфему, применить нужное орфографическое правило для её написания — залог орфографической грамотности.
II Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Лингвистическая сказка.
ДВА БРАТА
Решил
Город навестить своего брата, которого звали Град и который жил теперь
уединенно.
– Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко
появляешься в обществе, о тебе стали уже забывать.
– Да, моя слава за последние годы пошатнулась, – ответил осунувшийся,
похудевший Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в
дружбе, в любой книге, в любом стихотворении, в журнале, в газете – везде тебе
почет и уважение: генеральный план города (а не града!), застройка
городов, население города... Всюду только и слышно: город, город...
– А разве тебе плохо живется в словах Волгоград, градостроительство,
градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в
почете, – подбадривал брата Город.
Под напором этих аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться,
что он еще не забыт и занимает почетное место в языке. Но в душе он завидовал
шумному и счастливому Городу.
Как вы считаете, о чем эта сказка? Какая разница между словами град и город? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока сегодня?
III Изучение нового материала.
Слово учителя:
Ребята, когда на прошлом уроке мы с вами говорили об иноязычных словах, мы с вами касались только тех слов, которые были заимствованы из европейских языков. Но русский язык относится к группе славянских языков, и много слов он заимствовал из языков этой группы. Так в X веке, когда Русь принимает Христианство, из Византии приходит множество богослужебных книг, написанных на старославянском языке. Именно из этого языка в русский язык пришло очень много заимствованных слов. Исконо русские и старославянские языки очень похожи. Но вся сложность в том, что те признаки иноязычных слов, которые свойственные заимствованиям из европейских языков, на старославянские слова не распространяются. Русские и старославянские слова мы будем различать по другим признакам.
Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-.
О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара!
Учитель. Запомните: слова с полногласными сочетаниями - оро-, - оло - следует проверять родственными словами с полногласием, например: сторожить — сторож, сторожка; похолодание — холод. Слова с неполногласными сочетаниями - ра-, - ла - надо проверять словами с неполногласием, например: преградить — преграда; огласить — огласка.
Старославянский язык оказал большое влияние на русский язык, многие неполногласные слова вошли в наш язык.
Некоторые неполногласные формы оказались настолько активными, что полностью вытеснили русские формы с полногласием. Так, например, вместо исконно русских слов веремя, веред, ворог, хоробрый, солодкий в современном русском языке употребляются старославянские по происхождению время, вред, враг, храбрый, сладкий.
Когда русский язык сохранял оба слова, происходило их лексическое и стилистическое размежевание, т.е. старославянское и соответствующее ему русское слово закреплялись в разных значениях или с разными стилистическими оттенками: прах и порох, страна и сторона, страж и сторож и т.д.
Обычно заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием носят более отвлеченный, книжный характер, чем соответствующие им исконно русские слова. Сравните:
гражданин (страны) – горожанин;
верный страж (отчизны) – сторож;
влачить (жалкое существование) и волочить (ноги).
Неполногласные формы несут отпечаток высокого стиля, придают речи торжественность и величие.
Прошло
сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат,
Вознесся пышно, горделиво.
(А.Пушкин. Медный всадник)
Поскольку русский язык не хочет отказываться от слов-братьев, пришедших из старославянского языка, нам следует помнить: чтобы не ошибиться в написании полногласных и неполногласных сочетаний (верно выбрать гласные), их сопоставляют таким образом:
борозда
– бразды;
берег – прибрежный;
ворожить – враг;
полотно – платье;
дерево – древесина.
Внимание! Не всякое слово, в котором есть изученное сочетание букв, относится к словам с полногласными и неполногласными сочетаниями. О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова с полногласием есть пара с неполногласием: молодежь – младенец, жеребьевка – жребий. У слов слава, брат, стрела «родственников» с полногласием нет! |
А теперь проверьте себя.
Закончите высказывания.
1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...
2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.
3. Слова глас и голос – братья, потому что...
4. Некоторые старославянские формы с неполногласием вытеснили исконно русские, например, ..., ..., .... .
5. В слове охл_дить в корне надо писать гласный ..., так как...
IV. Закрепление изученного:
1. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Охр..нять (склад), вл..стелин, ук..р..тить (платье), кр..тчай-ший (срок), сокр..щение, прохл..дительные (напитки), г..л..вной (отряд), з..лотая (цепочка), поздр..вление, чер..довать, (выглядеть) пом..л..девшим, пост..ронние, подб..родок, загр..дительные (сооружения).
2. а) подберите к данным словам слова с неполногласными сочетаниями:
сторож, молодой, короткий, золото, берег, оборона, дерево;
б) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам:
прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие.
* Можно ли сказать: Царские хоромы охраняет сторож? Почему?
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Оказывается, слова город и огород исторически являются однокоренными. Слово город первоначально имело значение «ограда, забор», «огороженное место». Слово смородина имеет тот же корень, что и слово смрад. Название было дано по сильному и терпкому запаху черной смородины.
Ошеломить – значит сильно удивить, поразить чем-нибудь воображение. В древности ошеломить означало «сбить шлем» (древнерусское шелом), «оставить без шлема». Во время боя воины, получая удар палицей по шлему, падали без сознания.
Слова ворон и ворона являются названиями разных видов птиц. Ворон – большая (до 65 см длины) всеядная птица с черным оперением, из семейства вороновых. Ворона – широко распространенная в России птица (до 50 см длины) с серо-черным оперением, из семейства вороновых.
3. Устное задание.
Все древнерусские имена, как известно, что-то обозначали. Смысл приведенных здесь личных имен славянского происхождения очень прост. Угадайте его: Всеволод, Владимир, Злата, Драгомир, Владислав.
(Всеволод – владеющий всем; Владимир – владеющий миром; Злата – золотая; Драгомир – дорогой мир; Владислав – владеющий славой.)
* Какие из имен исконно русские? Почему?
V Итог урока:
Фронтальный опрос:
Какие два способа пополнения словарного запаса существует в языке? (словобразование и заимствование).
Как можно различить старославянские и русские слова? (по полногласным и неполногласным сочетаниям).
VI Рефлексия.
Заключительное слово учителя
— По мнению И. Срезневского, умение «ясно, правильно и отчётливо рассказывать изустно и письменно всё, что дитя разумом узнало или о чём думало» невозможно без формирования прочных орфографических навыков, так как орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основным принципом русской орфографии является морфологический, согласно которому одна и та же морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) пишется всегда одинаково, независимо от её произношения. Применение почти 80% изучаемых в школе орфографических правил предполагает знание состава слов. Как вы считаете, наш сегодняшний урок поможет вам стать грамотнее и научиться лучше разбираться в правилах родного языка?
Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.
VI I Домашнее задание:
1. Выучить правило.
2. Найти в Прологе к поэме «Руслана и Людмила» А.С.Пушкина слова с неполногласием. Сделать вывод об их роли в художественном тексте.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.