УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧШ «Билим-Ош»
______________Каримова Ж. М.
ПОЛОЖЕНИЕ
о домашнем задании в Частной школе «Билим-Ош»
1.Общие положения
1.1. Домашние задания в системе обучения являются одним из компонентов технологии формирования учебного действия и направлены на решение основной задачи – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в само изменении и способного к нему.
1.2. Домашние задания выполняют следующие функции:
• формируют составляющие учебного действия контроля и оценки;
• являются средством поддержания познавательного интереса;
• помогают отрефлексировать работу учащихся на уроках;
• формируют навыки счета, письма, чтения;
• формируют индивидуальное (самостоятельное) действие учащихся.
2. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.
2.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована.
2.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
2.3. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
2.4. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
2.5. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.
2.6. Обучающимся следует предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.
2.7. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
3. Виды домашних заданий
3.1. К урокам изучения нового материала
1) Заучивание материала учебника и его пересказ;
2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
3) Сбор материалов из дополнительных источников;
3.2.. К урокам обобщения
1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;
2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;
5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;
6) Подборка дополнительного материала по теме;
3.3..К урокам обучения применять знания
1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);
2) Решение задач, аналогичных классным;
3) Решение задач нестандартных;
4) Решение задач с меж предметными связями;
5) Самостоятельное составление задач;
6) Самостоятельное изучение несложного материала;
7) Работа над ошибками;
3.4. К урокам контроля и проверки знаний
1) Письменные ответы на вопросы;
2) Домашняя контрольная работа;
3) Решение нестандартных задач;
4. Способы задачи домашнего задания
1) Выполнение домашнего задания по заданному образцу. На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)
2) Самостоятельное изучение материала учебника. Составление плана ответа, определение главного в изучаемом материале.
3) Коллективное домашнее задание, при котором класс делится на группы по 5-6 человек, приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.
4) Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)
5) Карточки для слабых учащихся:
• с пропусками, которые нужно заполнить
• с ошибками, которые нужно исправить
• с неоконченными решениями.
6) На доске чертеж:
• составление и решение задачи, аналогичной классной (средним ученикам)
• решение задачи по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)
• составление возможных задач к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).
6) Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)
7) Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.
5. Способы проверки домашнего задания
5.1. У доски ученик решил домашний пример
Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек).
5.2. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся
Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.
5. 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
5.4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.
6. Подготовка к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
6.1. Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока.
6.2. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
6.3. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для обучающегося инструктажем.
6.4. Работу по формированию умений, включенных в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
6.5. В помощь обучающимся, учитель обязан подготовить памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
6.6. Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.
7. Требования к объему и содержанию домашнего задания.
В связи с изменением и дополнением учебного плана частной школы и школьным компонентами возросла недельная нагрузка занятости обучающихся в учебном процессе.
7.1. С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:
объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;
норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;
домашнее задание не задается в первом классе и в первом полугодии второго класса, на праздничные, каникулярные и выходные дни, исключение составляют предметы, изучаемые один раз в неделю;
в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей учащихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать учащимся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;
домашнее задание сообщается в соответствии с логикой урока, а не после звонка;
считать домашнее задание одним из важных направлений в развитии навыков ученического самообразования, развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся;
7.2. Считать предельным временем выполнения домашних заданий следующие нормы:
1 классы – до 1 часа (со 2 полугодия с марта месяца)
2 классы – до 1,5 часов
3, 4 классы – до 2 часов
5, 6 классы – до 2,5 часов
7, 8 классы – до 3 часов
9, 10, 11 классы – до 4 часов
7.3. Объём домашнего задания не должен превышать 1/3 объёма классной работы.
7.4. При максимальной нагрузке на уроках, по предметам, по которым не проводится углубленное изучение, домашние задания должны носить дифференцированный или рекомендательный характер. Исключение составляют русский язык и литература.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.