ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
1. Общие положения
1.1.В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и другими нормативно-правовыми актами муниципальные образовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования:
- выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;
- ведут учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам;
- выявляют причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным причинам;
- осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информируют органы управления образования и Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МР "Усть-Куломский" (далее –КПДН и ЗП) о детях, прекративших или уклоняющихся от обучения,
1.2. В Положении применяются следующие понятия:
Прогульщик – это ученик, который преднамеренно избегает школу без разрешения
Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях – это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.
2. Организация работы по учету детей в муниципальных образовательных учреждениях
2.1. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае пропуска от 1 до 3 дней занятий, и/ или отдельных уроков, суммарное количество которых равно указанным величинам, классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий
Помимо беседы классного руководителя, рекомендуется провести индивидуальную консультацию с педагогом-психологом (при наличии) и принять все надлежащие меры для устранения причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных усилий по устранению выявленных причин.
2.2. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого ученика на дому совместно с представителями КПДН и ЗП. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.
Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи ответственного секретаря КПДН и ЗП или инспектора группы по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел (далее – ГпДН ОВД).
В случае, если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (товарищи по школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в ГпДН ОВД для установления нахождения учащегося и его родителей.
2.3. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (ст. 63 ч.2 Семейного кодекса. РФ, ст. 52 ч.2 Закона «Об образовании» РФ).
2.4. В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали должных результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.
2.5. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно в письменном виде проинформировать КПДН и ЗП.
В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать ГпДН ОВД дел (пункт 1. ст.21 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
2.6. В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности муниципальных образовательных учреждений за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранением контингента обучающихся, муниципальное образовательное учреждение обязано осуществлять ведение документации по учету и движению учащихся
3. Основания для постановки на внутришкольный учет на учет для соблюдения гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования
3.1. На внутришкольный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение образовательного учреждения без уважительной причины.
3.2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное время не посещающего учебные занятия в образовательном учреждении классным руководителем (социальным педагогом) заводится карта «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине» (форма 1)
3.3. В карту учета заносятся сведения о несовершеннолетнем и его условиях проживания, об индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах принятых образовательным учреждением.
3.4. Карта «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине» направляется образовательным учреждением в Управления образования. Информация предоставляется в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя и печатью, ежемесячно до 04 числа текущего месяца по форме (форма 1).
С момента подачи данной карты учета, сведения о несовершеннолетнем вносятся в банк данных Управления образования, что свидетельствует о постановке обучающегося на учет.
3.5. На учет в Управление образования с целью соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования ставится обучающийся за:
- систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины (пропущено суммарно 5 учебных дней за отчетный период);
- непосещение учебных занятий (в течение 10-15 учебных дней за отчетный период).
3.6. Сведения об обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, предоставляются Управлением образования в КПДН и ЗП. Сведения направляются в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя.
3.7. Руководители образовательных учреждений несут в соответствии с действующим законодательством ответственность за достоверность сведений о несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
3.8. Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
4. Порядок снятия с учета
4.1. Снятие с учета в Управлении образования проводится в следующем порядке:
4.2. Образовательное учреждение предоставляет в Управление образования следующие документы:
- ходатайство о снятии несовершеннолетнего с учета с указанием оснований ;
- решение школьного совета профилактики о снятии с внутришкольного учета (выписка из соответствующего протокола).
4.3. На аппаратном заседании Управление образования принимается решение. Выписка из протокола решения направляется в образовательное учреждение.
4.4. Также с учета снимаются: обучающиеся, окончившие образовательное учреждение; сменившие место жительства.
5. Организация ведения профилактической работы
5.1. Ответственность за полный охват детей и подростков обязательным средним (полным) общим образованием и сохранением контингентов обучающихся до окончания ими образовательного учреждения, а также явка детей на учебные занятия, возложена на Управление образования и образовательные учреждения.
5.2. При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст. 9, 14 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательное учреждение обязано информировать учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а также о принятых школой мерах.
5.3. Количество обращений школы в органы и учреждения системы профилактики в целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению, не ограничено. При этом следует запрашивать письменные ответы (форма 2).
5.4. В конце каждого отчетного периода в соответствии с банком данных, Управление образования запрашивает в подведомственных образовательных учреждениях обновленную третью страницу карты учета несовершеннолетнего, длительное время не посещающего учебные занятия без уважительной причины.
5.5. При необходимости перевода
несовершеннолетнего в учебно-консультационный пункт, группу очно-заочного
обучения при образовательном учреждении
необходимо направить в Управление образования ходатайство с приложением
ряда документов (выписка протокола педагогического совета, характеристика,
справка о проведенной работе, заявление от родителей (законных представителей)).
5.6. Со всеми обучающимися, находящимися в школьном банке данных, проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:
- постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;
- организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий;
- организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;
- своевременное и незамедлительное информирование
учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно
уклоняющих от обучения, не посещающих учебные занятия, а также о родителях,
препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей
(статья 9 Федерального закона «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»).
6. Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин
6.1. Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.
Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятий нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в его поведении и прекращения прогулов.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные пропуски уроков, и, в конечном итоге, превратит в злостного прогульщика.
6.2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает программный материал, ощущает себя ненужным на уроке.
6.3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.
6.4. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Зачастую, к такой работе следует привлекать школьного психолога, социального педагога, использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.
6.5. Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со ответственным секретарем КПДН и ЗП, инспекторами ГпДН ОВД, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, и др.
Форма 1
Карта «Учет несовершеннолетнего, не посещающего
учебные занятия
по неуважительной причине»
школа_________________________________
I. Сведения о несовершеннолетнем:
1. Ф.И.О. (полностью) |
|
2. Дата рождения (число, месяц, год) |
|
3. Школа (последнее место учебы) |
|
дата поступления |
|
|
4. В каком классе обучается |
|
|
|
|
5. В каком классе должен обучаться по возрасту |
|
|
|
6.
Систематически пропускает занятия |
Не посещает школу |
За отчетный период пропущено суммарно ________учебных _________ дней, ________ уроков (указать количество) |
С
какого времени не обучается (дата последнего посещения занятий) |
(Заполняется одна графа) |
7. Причина не посещения (подчеркнуть или дополнить) ________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________трудности в обучении, повторный(ые) курс(ы) обучения, стойкая неуспеваемость, препятствие родителей, жестокое обращение в семье, находится в розыске, склонен к бродяжничеству, конфликт с родителями, одноклассниками, педагогами, переход в новую школу, не желает учиться, хочет (вынужден) работать,
8. Перечислить в каких школах ранее обучался (№ школы, класс)
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
9. На учете в КДН и ЗП (подчеркнуть) несовершеннолетний/семья________________________
(дата постановки)
Основание постановки на учет КДН и ЗП____________________________________________
Ю.На учете в ГпДН ОВД__________________________________________________
(дата постановки)
Основание постановки на учет ГпДН ОВД (подчеркнуть или написать):
бродяжничество, употребление спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, условно осужден, антиобщественное поведение, драка и др.
II. Место проживания:
1. Адрес регистрации ___________________________________________________________________________
(округ, район, улица, дом, корпус, квартира, телефон)
_____________________________________________________________________________________________________
2.Адрес фактического проживания ____________________________________________________
З.Адрес последнего проживания (без места жительства) ___________________________________
______________________________________________________________________________________
II. Условия проживания ребенка
1. Проживает (подчеркнуть или дописать):
с родителями; с матерью или отцом; с опекуном, попечителем; с отчимом, мачехой; в приемной семье; в государственном учреждении; с другими членами семьи; с посторонними людьми;
_____________________________________________________________________________________________________
2. Социально-бытовые условия (подчеркнуть или дописать):
Созданы благоприятные условия для проживания, нет условий для обучения и отдыха (в квартире грязь, нет постельного белья, нет мебели, нет еды, нахождение посторонних лиц в нетрезвом состоянии), квартира или ее часть сдается в наем,
____________________________________________________________________________________________________
III.Социальный статус семьи (подчеркнуть или дописать):
Малообеспеченная, многодетная, находящаяся в социально опасном положении, полная, неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца, беженцы, вынужденные переселенцы
___________________________________________________________________________________
IV. Статус родителей (подчеркнуть или дописать):
Инвалиды (мать, отец),
ограничены в правах (мать, отец), лишены родительских прав (мать-
отец), безработные (мать, отец)_______________________________________________
V. Образ жизни родителей (подчеркнуть или дописать):
Злоупотребляют спиртные напитки (мать, отец), наркотические вещества
(мать, отец); ведут
антиобщественный
образ жизни (мать, отец); уклоняются от воспитания детей (мать, отец);
жестоко
обращаются с детьми; состоят на учете в ОВД (мать, отец), состоят на учете в
или
КпДН
(мать, отец); находится в местах лишения свободы (мать, отец, другие члены
семьи); не
справляются
с воспитанием, ведут замкнутый образ жизни, ухаживают за больными родителя
ми,
детьми-инвалидами; много времени уделяют работе (мать, отец); заботятся о
ребенке (мать,
отец)_____________________________________
VI. Количество детей в семье
1. Количество детей до 18 лет___________________________________________________________________________
(указать годы рождения)
2. В каких учреждениях
обучаются или воспитываются
_____________________________________________________
(указать номера учреждений)
Меры, принятые образовательным учреждением по состоянию на 04 число текущего месяца
(обращения школы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, в органы внутренних дел, органы здравоохранения, окружное управление образования, органы социальной защиты населения, прокуратуру) Данная страница заполняется образовательным учреждением каждый отчетный период
Обращение школы (название организации, дата, исходящий номер) |
Ответ (дата, исходящий номер) |
Краткое изложение о принятых мерах той организацией, в которую обратилась школа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель учреждения (подпись) МП
Меры принятые управлением образования
(данная часть страницы заполняется специалистом управления образования каждый отчетный период)
Принятые меры |
Протокол заседания (№ и дата) |
Решение |
Аппаратное совещание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обращения в организации |
Название организации (дата, исходящий номер) |
Ответ (дата, исходящий номер), о принятых мерах |
|
|
|
|
|
|
Форма 2
Образец писем в органы и учреждения системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних
Р.8. Письмо следует писать на бланке школы и заверить печатью. Необходимо указать адрес, контактный телефон и факс
Через неделю следует позвонить секретарю начальника и справиться, когда получено письмо, за каким входящим номером зарегистрировано, кому поручено для исполнения (Ф.И.О. сотрудника и его контактный телефон). Эти сведения следует внести в копию письма, подшитую в личное дело.
В случае, когда нет ответа в течение двух недель, следует позвонить исполнителю и попросить об ускорении ответа, можно обратиться с просьбой, чтобы ответ, с подписью начальника, прислали по факсу.
В случае не получения ответа, следует по истечении 30 дней направить повторное письмо на имя начальника ОВД с указанием, что запрос направляется повторно.
Если и на повторный запрос не последует ответа, о данном факте следует сообщить вышестоящему руководству - начальнику ОУВД, в письме сообщить когда (указать даты каждого) направлялись запросы или информация в ОВД, о чем, в течение какого времени ждали ответ и обратиться с просьбой о предоставлении Вам такой информации (можно приложить копию повторного письма с указанием даты и входящего номера).
Начальнику ОВД (название)
Фамилия, инициалы
Уважаемый (имя, отчество)!
Прошу Вас сообщить состоит ли на учете в ПДН воспитанник нашей школы (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес).
Если состоит, прошу дать подробную информацию:
• когда и за какое противоправное действие был поставлен на учет.
• состоят ли родители на учете в ПДН;
Данная информация будет использована в целях организации воспитательно-реабилитационного процесса и ее конфиденциальность гарантируется.
Надеюсь на понимание, деловой контакт и консолидацию совместных усилий в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Директор подпись ФИО
Форма 5
Памятка
1. Порядок перевода учащегося в вечернюю (сменную) школу или в учреждение начального профессионального образования
Перевод обучающихся, не получившего общего образования, осуществляется только в исключительных случаях при условии перехода его в вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение или в учреждение начального профессионального образования по представлению окружного органа управления образования и с согласия районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Окружное Управление образования на заседании Комиссии по соблюдению гарантий прав на получение образования рассматривает вопрос о переводе ребенка в вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение или в учреждение начального профессионального образования с учетом анализа профилактической работы с несовершеннолетним;
В случае положительного решения, Комиссия по соблюдению гарантий прав на получение образования направляет представление в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП) района по месту регистрации несовершеннолетнего.
Для рассмотрения вопроса о переводе несовершеннолетнего на другую форму получения основного общего образования директору образовательного учреждения необходимо представить в Комиссию по соблюдению гарантий прав на получение образования следующие документы:
1) Ходатайство администрации образовательного учреждения на имя председателя Комиссии с подробным указанием причин для перевода несовершеннолетнего.
2) Выписка из протокола заседания педсовета (совета по профилактике правонарушений) образовательного учреждения по вопросу перевода учащегося с подробным указанием оснований для перевода.
3) Характеристика несовершеннолетнего обучающегося, подписанная директором образовательного учреждения.
4) Заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о переводе ребенка на другую форму получения основного общего образования с подробным указанием причин.
5) В случае положительного решения КДН и ЗП, представить в Управление образования справку-подтверждение о зачислении ребенка в новое образовательное учреждение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.