ПРИНЯТО: |
УТВЕРЖДЕНО: |
на заседании |
Заведующий МБДОУ «Д/С №7 «Умка» |
Педагогического совета №1 |
О.А. Ежова _________ |
Протокол №1 от 29.08.2018 г. |
Приказ № 68/1 о/д от 29.08.2018 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки индивидуального развития обучающихся
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Умка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о системе оценки индивидуального развития обучающихся (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации:
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
– Федеральным законом от 27.07.2006 № 52-ФЗ «О персональных данных»;
– Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
– Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020 № 373;
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
– Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
– Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 №01/1958 «Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования Челябинской области»;
– Уставом МБДОУ «Детский сад №7 «Умка»;
– Приказом МБДОУ «Детский сад №7 «Умка» от 02.10.2017 №97 о/д «Об утверждении Положения о внутренней системе качества образования в МБДОУ «Детский сад №7 «Умка».
1.2. Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития обучающихся в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития обучающихся в ДОО, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
1.3.Система оценки индивидуального развития обучающихся представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.
Образовательные результаты – информация о развитии обучающихся МБДОУ «Детский сад №7 «Умка» (далее – ДОО) и результатах освоения образовательных программ ДОО.
1.4. Система оценки индивидуального развития обучающихся обеспечивает:
– оценку и мониторинг реализации Основной образовательной программы дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи), и результатов их освоения, посредством диагностики индивидуального развития обучающихся;
– разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся для повышения эффективности реализации ООП ДО и АООП ДО;
– получение, накопление и предоставление участникам образовательного процесса, включая родителей (законных представителей) обучающихся, информации об их индивидуальных достижениях;
– основу для принятия управленческих решений и мер, направленных на получение положительных изменений в образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад №7 «Умка» в целях повышения ее результативности;
– объективную основу для поощрения и материального стимулирования педагогического коллектива.
1.5. Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений ДОО и родителей (законных представителей) обучающихся.
1.6. Положение разрабатывается и принимается Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №7 «Умка» и утверждается руководителем ДОО.
1.7.В Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.
1.8.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития обучающихся
2.1.При реализации ООП ДО и АООП ДО, согласно пункту 3.2.3. ФГОС ДО, может проводиться оценка индивидуального развития обучающихся. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
2.2.Задачи педагогической диагностики (мониторинга):
– индивидуализации образования (в том числе поддержки обучающегося, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
– оптимизации работы с группой обучающихся.
2.3. Принципы педагогической диагностики (мониторинга):
– комплектность;
– непрерывность;
– диагностичность (наличие карт диагностики с критериями оценки);
– уровневость;
– доступность результатов по запросу для родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов (непосредственно работающих с обучающимся), обобщение информации (диаграмм) для различных групп потребителей (педагогический совет, Педагогический консилиум ДОО).
3. Направления системы оценки индивидуального развития обучающихся
3.1. Педагогическая диагностика (мониторинг) включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) и мониторинг детского развития.
3.1.1. Мониторинг образовательного процесса:
Оценка индивидуального развития детей раннего и дошкольного возраста разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», планируемых промежуточных результатов, разработанных на основе содержания основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василевой (2017).
Основанием системы мониторинговой деятельности по освоению содержания образовательных областей в ДОО является программа «ДИА-ДЕФ», разработанная специалистами ГБУ ДПО «ЧИППКРО».
Оценку результатов по освоению содержания образовательных областей (планируемые результаты) обучающимися предлагается проводить не только на основе учета возрастных нормативов по каждому разделу образовательной области, включающей определенное количество показателей, но и уровня его самостоятельности и видов оказываемой ему помощи в обучении и воспитании.
В ходе мониторинга учитывается не только «количество» оказываемой обучающемуся помощи, но и ее «качество», так как затруднения в обучении могут быть связаны не только с недостатками умственного развития, но и с эмоционально-волевыми особенностями обучающегося.
Предлагается различать пять видов помощи, которые могут быть оказаны обучающемуся в процессе наблюдения или решения или выполнения того или иного задания, поручения конкретизированные М.Н. Костиковой:
- стимулирующая (активизация собственных сил обучающегося: «Подумай», «Посмотри внимательно»);
- эмоционально-регулирующая (положительная или отрицательная оценка деятельности: «Молодец», «Очень хорошо», «Ты не подумал, неверно»);
- направляющая (постановка цели, повторение инструкции, задания в более медленном темпе: «Вспомни, что надо сделать», «Послушай задание, вопрос» и т.п.);
- организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка: «Как можно назвать одним словом?», «Чем отличаются?» и т.п.)
- обучающая (объяснение способа выполнения задания).
3.1.2. Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами (при наличии) и медицинским работником ДОО. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы (индивидуальный план работы) для максимального раскрытия потенциала детской личности.
В соответствии с ФГОС ДО планируемые итоговые результаты освоения обучающимися программы дошкольного образования описывают интегративные качества обучающегося, которые он может приобрести в результате освоения ООП ДО и АООП ДО.
Интегративные качества выступают в роли характеристики обучающегося на этапе завершения дошкольного детства:
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных целостных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Основанием системы мониторинговой деятельности по развитию интегративных качеств являются методические рекомендации «Мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования», разработанные специалистами ГБУ ДПО «ЧИППКРО».
Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение всего времени пребывания обучающегося в ДОО,
фиксируется 2 раза в год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.