Положение о психолого медико психологическом консилиуме. Будет полезно для изучения воспитателям, психологам, методистам, логопедам.
Целью ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
5c558595a26ca.doc
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
№ ____
протокол № ___________
от «____» ________ 201_ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор _______________
_____________
«____»______________ 201_ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психологомедикопедагогическом консилиуме 2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Психологомедикопедагогический консилиум (далее – ПМПк)
является формой деятельности постоянно действующего, объединенного
общими целями, скоординированного коллектива специалистов, реализующих
ту или иную стратегию психологопедагогического сопровождения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, и разрабатывающих тактики
сопровождения ребенка, обучающегося (воспитывающегося) инклюзивно.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией
ООН о правах ребенка, Конвенцией ООН о правах инвалидов, Законом
Российской Федерации «Об образовании» (ст. 51), Письмом Министерства
образования Российской Федерации о психологомедикопедагогическом
консилиуме образовательного учреждения от 27.03.2000 года №27/9016,
Уставом ___________, договором между _________________ и родителями
(законными представителями) обучающегося (воспитанника) и приказами
руководителя, локальными нормативными документами.
1.3. Порядок создания ПМПк, организация, материальнотехническое
обеспечение, финансирование, контроль за работой определяются приказом
руководителя _______________
1.4. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя
образовательного учреждения.
1.5. Деятельность ПМПк направлена на решение проблем, связанных с
воспитанием, обучением, социальной адаптацией детей с ограниченными
возможностями здоровья, приводящих к дошкольной и школьной
дезадаптации, а также на своевременное выявление особенностей развития,
обучения и воспитания дошкольников и младших школьников с особыми
образовательными
психологопедагогическое
сопровождение таких детей.
потребностями
и
1.6. Срок данного положения не ограничен. Данное положение
действует до принятия нового.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПМПк
2.1. Целью ПМПк является обеспечение диагностикокоррекционного
психологомедикопедагогического
обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями
декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного
учреждения и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервнопсихического здоровья обучающихся, воспитанников.
сопровождения 3
2.2. Задачи ПМПк
выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в
образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или
состояний декомпенсации;
определение характера и причин отклонений в развитии, организация и
проведение комплексного изучения личности и развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в учебной и свободной
деятельности, выявление резервных возможностей развития для уточнения
стратегии и определения тактики и технологий оказания психологомедико
педагогической помощи;
выбор оптимальных для развития обучающегося (воспитанника)
образовательных программ, методов и приемов обучения, разработка плана
совместных
мероприятий
(индивидуального коррекционноразвивающего маршрута);
психологомедикопедагогических
определение характера, продолжительности и эффективности
специальной (коррекционной) помощи для профилактики физических,
интеллектуальных и эмоциональноличностных перегрузок и срывов;
оценка
динамическая
индивидуального
коррекционного маршрута, в первую очередь по отношению к социальной
адаптации ребенка, его включению в среду сверстников и детское сообщество
в целом;
эффективности
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
ребенка, динамику его состояния, уровень личностного развития, готовности
к школе у дошкольников и школьной успешности, сформированности
компонентов учебной деятельности у младших школьников.
3. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПМПк
3.1. Основополагающими принципами деятельности ПМПк являются:
уважение личности и опора на положительные качества ребенка;
максимальная педагогизация диагностики, т.е. особенность развития
рассматривается с точки зрения зоны ближайшего развития и с учетом
трансформации в конкретную воспитательную, образовательную меру;
закрытость информации и строгое соблюдение этических принципов;
принцип индивидуальноколлегиального обследования;
принцип мультидисциплинарности.
3.2. Основные функции ПМПк:
Диагностическая функция: распознание причин и характера отклонений
в развитии дошкольников и младших школьников, изучение социальной
ситуации развития ребенка, взаимодействия в коллективе сверстников,
определение потенциальных возможностей и способностей ребенка, 4
выявление возможностей инклюзивного обучения или получения образования
в других формах.
Образовательная функция: разработка стратегии психологомедико
педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья,
составление индивидуального коррекционного маршрута,
определение тактики и технологий обучения и воспитания.
Коррекционнореабилитационная функция: защита интересов ребенка,
оказавшегося в неблагоприятных условиях воспитания и обучения, выработка
рекомендаций по медицинской реабилитации, семейная реабилитация
(повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение ценности семьи,
выработка рекомендация для родителей, запрещение или предупреждение
методов психического и физического воздействия на ребенка).
4. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк
4.1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников с согласия
родителей (законных представителей) на основании договора между
образовательным учреждением и родителями (законными представителями)
обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий
интересы ребенка, при наличии показаний и с согласия родителей (законных
представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
4.2. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
Периодичность проведения плановых консилиумов составляет не менее 4х
заседаний в течение учебного года, не реже одного раза в квартал.
Необходимость внеплановых заседаний ПМПк определяется решением
конкретной психологомедикопедагогической проблемы, реальным запросом
образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение
проблем детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.3. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках
основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в
соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в
развитии и/или состояниями декомпенсации.
4.4. В состав ПМПк входят руководитель, заместители директора по
учебной, воспитательной и научнометодической работе, педагогипсихологи,
учителялогопеды, учителядефектологи, медицинский работник, педагоги,
работающие с детьми. На заседания ПМПк могут приглашаться узкие
специалисты, научные сотрудники, специалисты ПМПК.
4.5. Деятельность ПМПк организуется поэтапно:
предварительный этап – знакомство с заключением и рекомендациями
ПМПК, анализ актуальных ресурсов специалистов в соответствии с 5
рекомендациями ПМПК, анализ условий включения детей с ограниченными
возможностями здоровья, направленность коррекционной работы;
первый этап – первичное обследование ребенка профильными по
отношению к его особенностям и ограничениям специалистами (возможно
совместно всеми специалистами, либо индивидуально каждым специалистом),
составление индивидуальных заключений и рекомендаций каждым
специалистом консилиума;
второй этап – коллегиальное обсуждение полученных результатов,
выработка решений по направлениям индивидуального коррекционного
маршрута, координация и согласование последующих взаимодействий
специалистов друг с другом, консультирование родителей по результатам
собственного обследования, разработка понятных рекомендаций;
третий этап – реализация решений консилиума, динамическое
обследование и коррекция индивидуального коррекционного маршрута.
4.6. Председатель ПМПк (руководитель учреждения) ставит в
известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о
необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и
проведение заседания ПМПк.
4.7. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации
рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или
классный руководитель, воспитатель или другой специалист, проводящий
коррекционноразвивающее обучение или внеурочную специальную
(коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику
развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с
инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
4.8. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты,
участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком,
представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное
заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры
психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу
специальной (коррекционной) помощи,
обобщающую рекомендации
специалистов; подписывается председателем, секретарем и всеми членами
ПМПк.
4.9. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк
доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для
понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их
согласия.
4.10. Изменение условий получения образования (в рамках
возможностей, имеющихся в учреждении осуществляется по заключению
ПМПк и заявлению родителей (законных представителей). При отсутствии в
_______________ условий, адекватных индивидуальным особенностям
ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или 6
разрешения конфликтных и спорных вопросов, изменении образовательного
маршрута (как в пределах учреждения, так и в случае изменения вида
учреждения), специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным
представителям) обратиться в ПМПК и оформляют соответствующую
документацию на ребенка.
4.11. При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального
заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки
или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются
только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие
учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное
заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
5. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
УЧАСТНИКОВ ПМПк
5.1. Участники ПМПк имеют право:
самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями
(законными представителями), решать вопросы приоритетных направлений
своей деятельности;
обращаться к педагогическим работникам, администрации, родителям
(законным представителям) детей для координации коррекционно
развивающей работы с детьми;
проводить индивидуальные и групповые обследования;
требовать создания условий, необходимых для успешного выполнения
своих профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и
методической документацией;
получать информацию информационноправового и организационного
характера, знакомиться с соответствующими документами;
обращаться за консультацией в образовательные, медицинские,
специальные (коррекционные) образовательные учреждения, привлекать к
работе ПМПк специалистов ПМПК и др.;
вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого
медикопедагогических знаний;
обобщать и распространять эффективный опыт своей работы.
5.2. Специалисты ПМПк обязаны:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей
профессиональной компетенции;
в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его
обучения, воспитания и развития; 7
работать в соответствии с профессиональноэтическими нормами,
обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации;
принимать решения и вести работу в формах, исключающих
возможность нанесения вреда здоровью (в т.ч. психическому), чести и
достоинства детей, их родителей (законных представителей), педагогических
работников;
разрабатывать индивидуальные коррекционные маршруты для детей с
ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными
потребностями;
оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу, всем
участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с
обеспечением полноценного психического и эмоциональноличностного
развития детей и индивидуального подхода к каждому ребенку;
содействовать созданию благоприятного психологического климата в
учреждении;
осуществлять профилактику интеллектуальных,
психических,
физических перегрузок детей;
готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья
ребенка для представления на ПМПК.
5.3. Специалист ПМПк несет ответственность за:
адекватность используемых диагностических и коррекционных
методов работы;
обоснованность рекомендаций;
конфиденциальность полученной при обследовании информации;
соблюдение прав и свобод ребенка;
ведение документации и ее сохранность.
6. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ ПМПк
6.1. На заседание консилиума специалистами оформляется следующая
документация:
психологическое
представления на ребенка, подробная выписка из истории развития ребенка,
письменные или другие виды работы ребенка, текущая успеваемость.
логопедическое,
педагогическое
6.2. Специалистами консилиума ведется следующая документация:
журнал записи детей на ПМПк;
журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и
коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
карта развития обучающегося, воспитанника (индивидуальный
коррекционный маршрут);
протоколы заседаний консилиума;
представления на ребенка (педагогическое,
психологическое,
логопедическое); 8
выписка из истории развития;
график плановых заседаний ПМПк;
отчет о работе ПМПк.
Положение о пмпк
Положение о пмпк
Положение о пмпк
Положение о пмпк
Положение о пмпк
Положение о пмпк
Положение о пмпк
Положение о пмпк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.