Положение о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла разработано на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.docx
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.1 из 15
1
Рег. № ____
Экз. № __
Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ:
________________ /Д.А.Мартынов
«_______» _____________ 2017г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Система менеджмента качества
Версия № 1
о порядке разработки и требованиях к содержанию и
оформлению рабочих программ учебных дисциплин
общеобразовательного цикла на основе федеральных
государственных образовательных стандартов
среднего профессионального образования
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых
технологий и сервиса»
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
Введено с
«___»___________20____г.
НД
Количество листов: ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.2 из 15
1
Холмск
2017г. ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Информационные данные
Версия №
стр.3 из 15
1
1. РАЗРАБОТАНО – заместителем директора по НМР Сафина В.Г
2. Введено впервые.
3. Положение соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ 05 в части требований к построению,
изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными документами
системы менеджмента качества.
4. Управление Положением в соответствии с требованиями СТ 03.
5. Срок пересмотра «____»__________
Положение является интеллектуальной собственностью ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса» и не может быть полностью или частично воспроизведено,
тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ
«Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего руководства ГБОУ СПО
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
6. СПИСОК РАССЫЛКИ
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
ЦМК общепрофессиональных дисциплин НПО
ЦМК общепрофессиональных дисциплин СПО
ЦМК классных воспитателей
ЦМК общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.4 из 15
1
Содержание
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Общие положения
4. Распространение действия программ на специальности
5. Основные понятия
6. Требования к содержанию и оформлению программы
7. Согласование программ
8. Рецензирование и экспертиза программ
9. Утверждение и регистрация программ
10. Тиражирование и распространение
11. Обновление программ
12. Приложение ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.5 из 15
1
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к построению и
оформлению содержания, процедуру рецензирования, экспертизы, утверждения и продления
сроков действия рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла в ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» (далее – техникум).
Положение предназначено для преподавателей, ответственных за проведение учебных
занятий по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла, включенным в рабочие учебные
планы специальностей техникума.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Настоящее положение устанавливает процедуры в соответствии с требованиями и
рекомендациями следующих нормативных документов:
Статья 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г . № 32661.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (13.01.1995г).
Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 г. № 160
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «05» ноября 2009 г . № 528.
Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального
профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных
государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего
профессионального образования, утвержденный директором Департамента государственной ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.6 из 15
1
политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М.
Реморенко 27 августа 2009 г.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Ответственность за соответствие программы требованиям ФГОС СПО и
современному состоянию образования и науки несёт заместитель директора по учебной
работе, эксперты и рецензенты.
3.2 Ответственным за своевременность разработки, качество и достаточность
содержания программы является преподаватель, назначенный осуществлять занятия на
текущий учебный год в соответствии с распределением тарификационной нагрузки в
техникуме.
3.3. В основу разработки программы должны быть положены:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования;
рабочий учебный план техникума по специальности или выписка из него;
примерная программа, рекомендованная Минобразования РФ (если она имеется в
наличии);
3.4 При разработке рабочих программ учебных дисциплин должны быть учтены:
содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразования РФ;
требования социальных партнёров – потенциальных работодателей выпускников;
ожидания студентов и их родителей;
содержание программ дисциплин, изучаемых параллельно, на предыдущих и
последующих этапах обучения (междисциплинарные связи);
новейшие достижения в данной области, опубликованные в литературе и периодических
изданиях, а также результаты собственной научной деятельности, других специалистов и
ученых; ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.7 из 15
1
специфика внутренних условий – уровень развития студентов, особенности изучаемых
предметов или тем, имеющиеся в
методическая и материальной база; возможности самого педагога.
техникуме средства обучения, информационная,
4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В зависимости от того, к какому циклу относится данная дисциплина, программа может
быть общей для всего техникума или отделения либо только для конкретной специальности.
5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Компетентностный подход российский аналог западноевропейской концепции
образования, основанного на компетенциях (competencebased education, СВЕ – подход), где
модель специалиста представляет собой определённый набор компетенций (компетентностей),
которыми должен овладеть выпускник. В процессе профессиональной подготовки он не
противопоставляется знаниецентричному, системодеятельностному и культуроцентричному
подходу, а дополняет их, предполагая организацию образовательного процесса, где
усиливается проблемноисследовательская, практикоориентированная направленность, все
виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением
проектов, ориентированных на запросы работодателей. Компетентностный подход позволяет
учитывать интересы различных социальных групп, судить о соответствии подготовки
выпускника не по результатам включения его в реальную трудовую деятельность, а уже в
самом учебном заведении.
Компетенции – сложные обобщённые культуросообразные способности, системное
проявление знаний, умений и качеств. В отличие от личностных способностей (например,
смелости, находчивости), которыми индивид не пользуется в конкретной работе, компетенции ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.8 из 15
1
– требования и характеристики образовательной подготовки (например, способности к анализу
и синтезу, способность решать проблемы с привлечением знаний из разных областей,
способность прогнозировать результаты и возможные последствия).
Общие компетенции – инвариантные для всех направлений, несвязанные строго с
профессиональной сферой компетенции, необходимые для всех социальных групп (в данном
случае для выпускников и работодателей), акцентирующие общее развитие личности. Общие
компетенции формируются системно за счет интегрирования их в целостный образовательный
процесс, в частности за счёт таких внесодержательных аспектов как самостоятельная работа
студентов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, и т.п.
Профессиональные компетенции отражают специфику определенной профессии, их
«адресность» определенным квалификациям, специальностям и специализациям, вариативны
по областям профессиональной сферы, связанные с предметом умения, соответствующие
методы и технические приемы, присущие различным областям.
Деление компетенций на общие и профессиональные отражает принятое и ранее деление
на общеобразовательную и профессиональную подготовку, соотносится с требованиями к
академической подготовленности и профессиональной подготовленности.
Профессиональная компетентность закреплённый в знаниях и умениях опыт
самостоятельного осуществления известных и творческих способов профессионально
ориентированной деятельности. В отличие от квалификации (системы знаний, умений и
навыков, обеспечивающих типовые виды профессиональной деятельности в стабильных
условиях), компетентность (не исключая квалификации) проявляется в способности и
пригодности к эффективному разрешению профессиональных, социальных, личностных
проблем в быстро меняющихся обстоятельствах, в ситуации кризиса, к управлению гибкими,
междисциплинарными проектами.
Междисциплинарность это не межпредметное согласование материала, а построение
целостной модели изучения, направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких
курсов с целью развития системного критического профессионального мышления,
формирования умения видеть объекты или явления в разных аспектах, в единстве
межпредметных связей и отношений, способности применять эти умения.
6. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.9 из 15
1
6.1 Программа должна содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
сведения об утверждении программы;
область применения;
место дисциплины в учебном процессе;
цели и задачи;
рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины;
объем учебной дисциплины и виды учебной работы;
тематический план и содержание учебной дисциплины, включающий наименование
разделов и тем с указанием запланированного уровня их усвоения, а также виды работы, в том
числе: теоретические занятия; практические занятия; лабораторные занятия; другие виды
аудиторных занятий (если предусмотрены); курсовой проект (работа) (если предусмотрена);
другие предусмотренные программой виды самостоятельной работы;
требования к минимальному материальнотехническому обеспечению;
информационное обеспечение обучения;
контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины, включающую показатели
результатов обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.
6.2 Программу оформляют в соответствии с приложением 1 (см. макет учебной
дисциплины).
6.3 На бумажном носителе рабочая программа должна быть выполнена согласно
следующим требованиям:
1 – бумажные листы формата А4 (297*210 мм);
2 – текстовый редактор Word;
3 – шрифт TimesNewRoman;
4 – размер шрифта –14;
5 – межстрочный интервал – 1,15 (1,5);
6 – выравнивание – по левому краю (по ширине).
6.4 Все разделы рабочей программы должны начинаться с нового листа.
Название раздела печатается прописными (заглавными) буквами, полужирно, по центру,
без переносов, точка в конце названия раздела не ставится. ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.10 из
1
15
После названия раздела одна строка пропускается. В тексте не допускаются сокращения
кроме общепринятых (например, т.д., т.п., др.).
6.5 Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернетресурсов, дополнительной
литературы в соответствии с ГОСТом
Например:
1. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов,
А. И. Гуров, Ю. В. Зорин: Под редакцией О. П. Глудкина.М.: Горячая линия. Телеком, 2001.
с.600.
2. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов. – 2е изд., доп. и перераб.
– М.: Экономика, 1998. с.639.
3. Альперин Л. Откройте новый мир качества // Стандарты и качество. 2000.№ 10. с.52.
7. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОГРАММ
Согласующими сторонами могут быть научнометодические советы, учебно
методические объединения, предприятия и организации, на базе которых проводятся
практические занятия или различные виды практик, а также потенциальные работодатели.
При этом рекомендуется процесс согласования начинать на стадии формулирования
цели и определения основных разделов программы.
8. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММ
8.1 Рецензирование и экспертизу программы осуществляют при её разработке или
пересмотре с разработкой новой редакции. Рецензентами и экспертами рекомендуется
назначать ведущих специалистов потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли
по профилю специальности, ведущих специалистов образовательных организаций по профилю
дисциплины.
8.2 Рецензент и эксперт представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем
федерального государственного
соответствие содержания программы требованиям
образовательного стандарта, современному уровню и тенденциям развития науки и
производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.11 из
1
15
по видам занятий; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о
возможности использования в учебном процессе.
9. УТВЕРЖДЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОГРАММ
9.1 Проект программы должен рассматриваться на заседании совета дневного отделения
путем обсуждения сообщения автора (составителя) программы, заслушивания отзыва
рецензента и эксперта, выступления оппонента. Оппонента назначают из числа опытных
преподавателей техникума либо представителей заказчиковработодателей.
9.2 После утверждения и занесения в протокол совета отделения, программа
регистрируется и утверждается заместителем директором техникума по учебной работе.
9.3 Переутверждение программ должно производиться ежегодно до начала семестра на
заседании совета отделения с возможным внесением изменений, которые прикладывают к
программе.
10. ТИРАЖИРОВАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
10.1 Количество экземпляров утвержденной программы и распределение их определяют
следующим образом:
экземпляр №1 – контрольный, хранится в методическом кабинете;
экземпляр №2 – рабочий, для пользования преподавателей и студентов техникума,
хранится у преподавателя
10.2 Учтенные экземпляры должны нумероваться, и в них должны вноситься изменения
после каждого переутверждения.
10.3 Копирование и передача программ другим образовательным учреждениям может
быть осуществлена только с разрешения разработчика и с согласия автора (составителя).
11. ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.12 из
1
15
11.1 Программы должны непрерывно обновляться путем внесения изменений перед
очередным переутверждением.
Основанием для внесения изменений могут быть:
изменения, касающиеся пунктов 3.3. и 3. 4 данного положения
самооценка автора (составителя) программы;
предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине, по результатам
работ в семестре;
предложения методической службы и администрации техникума по результатам
посещения и обсуждения занятий.
Изменения должны оформляться документально и вноситься во все учтенные
экземпляры.
11.2 При накоплении относительно большого числа изменений или внесении
существенных изменений в программу должна разрабатываться вторая (или очередная)
редакция программы, которая подвергается процедуре утверждения, рецензирования,
перерегистрации (в части года) как и при рассмотрении первой редакции.
11.3 Программы, исключенные из учебного плана дисциплин, хранятся в архиве
методической службы. ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Лист согласования
Версия №
стр.13 из
1
15
Разработал:
Согласовано:
Заместитель директора по НМР
Заместитель директора по УР
Должность
Должность
Сафина В.Г.
Ф.И.О.
Подпись
«___»________20__г.
Дата
Подпись
«____»________20__г.
Дата
Панькова Л.С.
Ф.И.О.
Руководитель службы качества
Должность
Подпись
Ф.И.О.
«___»________20__г.
Дата ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Версия №
стр.14 из
1
15
Лист регистрации изменений
№
изменения
1
Измененны
х
2
Номера листов
Замененных Новых Аннулирован
3
4
ных
5
Ф.И.О. и подпись
лица,
Дата
внесения
6
7 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Лист регистрации проверок
Версия №
стр.15 из
1
15
№
п/п
1
Дата
проверки
2
Ф.И.О. и должность
лица, выполнившего
проверку
3
Подпись лица,
выполнившего
проверку
4
Результаты
проверки
5 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
Нормативные документы
СМК МИ – ИСО 9001:2008
Лист ознакомления
Версия №
стр.16 из
1
15
№
п/п
1
Ф.И.О.
2
Должность
3
Личная
подпись
4
Дата
5
Примечан
ия
6
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Положение о рабочей программе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.