Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО

  • Семинары
  • docx
  • 20.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. «Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО» предназначено для педагогов-психологов образовательных дошкольных учреждений.Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. «Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО» предназначено для педагогов-психологов образовательных дошкольных учреждений.
Иконка файла материала Положение о рабочей программе педагога-психолога.docx
Принято на заседании городского методического объединения педагогов­психологов (протокол №___  от _____  г.) УТВЕРЖДАЮ Начальник ГОУО  _______________________ ФИО Утверждено приказом по ГОУО № ____от «___» ___________ 20 г о составлении рабочих программ педагогами­психологами,  реализующими ПОЛОЖЕНИЕ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (авторская разработка) 1 Общие положения 1.1.   Настоящее   Положение   разработано   в   соответствии   с   Федеральным   законом   «Об образовании в Российской Федерации» № 273­ФЗ (вступил в силу 01.09.2013);  ФГОС ДО (Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.   N 1155)  с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ, Положением о психологической службе в системе народного образования (Приказ № 636 Министерства образования Российской федерации от 22.10.1999 г.). 1.2.   Рабочая   программа   педагога­психолога   (далее   –  Программа)   –   это   документ, определяющий   содержание,   объем,   порядок   прохождения   (овладения)   какой­либо коррекционной   или   развивающей   программой,   в   соответствии   с   которой   специалист непосредственно   осуществляет   планомерный     процесс   работы   с   детьми   в   конкретной группе (подгруппе) в специально отведенном для этого месте и в определенное время. Рабочая   программа   педагога­психолога   является   частью   цикла   рабочих   программ педагогических   работников   образовательной   организации,   которые   определяют содержание   деятельности     организации   в   соответствии   с   образовательной   программой, направленной на реализацию федерального государственного стандарта, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей. Программа выполняет три основные функции: нормативную, 3 информационно-методическую и организационно-планирующую.  Нормативная   функция определяет обязательность реализации  Информационно­методическая   функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы воспитанниками средствами данного курса (программы, тренинга, блоков специально подобранных игр и упражнений и пр.).  Организационно­планирующая   функция предусматривает выделение этапов работы взрослого с детьми, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения психологической диагностики (мониторинга). содержания Программы в полном объеме. 4 Требования к  Программе:1) наличие признаков нормативного документа; 2)   учет   основных   положений   образовательной   программы   образовательной организации; 3) системность и целостность содержания образования; 4)   последовательность   расположения   и   взаимосвязь   всех   элементов   содержания курса; 5) учет логических взаимосвязей с другими видами деятельности детей; 6)   конкретность   и   однозначность   представления   элементов   содержания образования; 7) определение планируемых результатов реализации программы. Нормативной   и   содержательной   основой   для   составления   Программы   является 5 основная образовательная программа образовательной организации. 2 Разработка  Программы. 2.1. Разработка и утверждение  Программы относится к компетенции ОО. 2.2.   Программа     разрабатывается   педагогом­психологом     ежегодно   до   начала   нового учебного года и корректируется по мере необходимости. 2.3. При составлении, согласовании и утверждении  Программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:     федеральному государственному образовательному стандарту ДО; требованиям к результатам освоения основной образовательной программы; примерной   образовательной   программе,   утвержденной   Министерством образования   и   науки   РФ   (или   авторской   программе,   прошедшей   экспертизу   и апробацию); требованиям к оснащению образовательного процесса в ДО.  2.4. Программа является основой для создания  календарно­тематического планирования. 2.5. Если в примерной   или авторской программе не указано распределение количества занятий     по   разделам   и   темам,   а   указано   только   общее   количество   часов,   специалист распределяет время по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на нормы нагрузки детей по возрастам. 2.6. К  Программам относятся:    авторские программы; программы, составленные специалистом или коллективом специалистов. 2.7.  Авторская   программа  ­   это   документ,   созданный   на   основе   федеральных государственных образовательных стандартов, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) для достижения планируемых результатов   с   использованием   предложенного   данным   автором   (группой   авторов) методического продукта.. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и   построение   содержания.   К   таким   программам   педагог­психолог   составляет   только календарно­тематическое   планирование,   отражающее   особенности   образовательного процесса в образовательном учреждении, группе. В данном случае у специалиста должен иметься опубликованный вариант авторской программы. 2.8. Программа, составленная специалистом или коллективом специалистов.   В этом случае для разработки рабочей программы педагоги­психологи  могут брать за основу:  основную образовательную программу ОО;  авторскую программу; 2.9. Составитель рабочей программы может самостоятельно:  расширять перечень тем, понятий;   раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в основной программе ОО;   конкретизировать и детализировать темы;  устанавливать последовательность изучения учебного материала;   распределять  материал по годам обучения;   распределять   время,   отведенное   на   изучение   цикла   занятий   (курса),   между разделами, блоками и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально­технических ресурсов;   конкретизировать планируемые результаты освоения Программы;   выбирать,   исходя   из   стоящих   задач,   методики,   технологии   и     инструментарий обследования для  обучения и контроля достижения планируемых результатов. 3 Структура Программы. Рабочие программы педагога­психолога, составляемые ежегодно для конкретных 1 групп, должны иметь структуру, соответствующую требованиям ФГОС ДО.  2 коррекционного   организации методического материала, и включает в себя следующие элементы: Структура   рабочей   программы   является   формой   представления   развивающе­   курса   как   целостной   системы,   отражающей   внутреннюю   логику 1) титульный лист 2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели и направления работы;  3) общую характеристику курса;  4) описание места курса в общем плане работы ДО;  5) описание ценностных ориентиров содержания  курса 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;  6) содержание курса;  7) тематическое планирование с определением основных видов деятельности;  8)   перечень   учебно­методического   и   материально­технического   обеспечения образовательного процесса;  9) планируемые результаты овладения курсом;   3.3. Титульный лист  Программы должен содержать: полное наименование  учреждения; вид Программы (авторская, рабочая); указание группы (подгруппы) детей, с которыми будет осваиваться Программа ;     фамилию, имя, отчество специалиста ­ составителя рабочей программы;    Приложение.  гриф утверждения программы; год составления программы  3.4. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:   определить цели и задачи, планируемые результаты (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) на учебный период; дать представление о способах развертывания материала, в общих чертах показать методическую   систему   достижения   целей,   которые   ставятся   при   изучении, овладении, коррекции, описать средства их достижения; Если  педагог­психолог   использует   в   качестве   рабочей   программы   опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской   программе   с   указанием   наименования,   автора   и   года   издания   и   кратко обосновать   причины   ее   выбора   и   особенности   реализации   в   конкретном образовательном   учреждении.  В   этом   случае   пояснительная  записка   является   очень краткой.В разделе «Общая характеристика курса» указываются основные содержательные 5 линии, логические связи данного курса (цикла занятий) с остальными видами деятельности детей.  В разделе  «Описание  места курса в общем плане работы ДО» необходимо 6 указать,   к какой образовательной (коррекционной) области относится цикл занятий, в течение какого времени изучается, общее  кол­во часов. Если программа разрабатывается для внеурочной деятельности, то необходимо указать, к какому направлению данный курс относится. Раздел   «Описание   ценностных   ориентиров   содержания  курса»  должен 7 содержать информацию о значимости изучения курса, практической направленности, роли курса в детском развитии.  Раздел «Личностные, метапредметныеи предметные результаты освоения 8 конкретного курса» должен содержать требования к уровню развития и подготовки детей. Результаты   освоения   курса   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   ДО     и   авторской программы конкретизируются для каждой группы.  Календарно­тематическое   планирование  является  одним  из  самых  важных 9 компонентов   рабочей   программы,   так   как   позволяет   распределить   весь     материал   в соответствии   с     планом   и   годовым   графиком   работы   конкретной   группы   и общеобразовательного учреждения. 10 группой. Календарно­тематический план должен содержать информацию о разделах и темах 11 программы   с   указанием   объема   отводимого   на   их   реализацию   времени;   темы   занятий, формы проведения, даты, порядкового номера занятия и пр.  Примерные сроки проведения занятий  указываются по календарю текущего года. 12 заняти Календарно­тематическое   планирование   разрабатывается   на   весь   курс   занятий   с Примерная форма календарно­тематического планирования: примечан проведен ия № я Дата ия Планируем результат ые ы Тема занятия (блок). Форма проведен ия Количест отведенн времени во ого Содержан ие занятия. Виды детской деятельно сти ИТОГО 13 Перечень   учебно­методического   и   материально­технического   обеспечения образовательного процесса включает в себя следующую информацию:   выходные   данные   авторских   программ,   авторского   учебно­методического комплекта и дополнительной литературы; перечень электронных образовательных ресурсов; перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников.   3.14.   Планируемые   результаты   овладения   поставленными   задачами   и   целями формулируются на основе требований к возрастным изменениям детей,   к результатам освоения основной образовательной программы ДО.  4 Оформление рабочей программы Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатной виде на 1 одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman 12-14; 1 - 1,5интервал; выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см). Номер страницы ставится в правом нижнем углу или внизу 2 посередине без точки. 3 Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без 4 точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются. 5 Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы 5.1. Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании психологической   службы   учреждения   на   предмет   ее   соответствия   требованиям государственного   образовательного   стандарта,   а   также   миссии,   целям,   задачам образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе.  5.3. Далее рабочая программа анализируется директором (администратором) на предмет ее соответствия   плану  образовательного   учреждения   и   требованиям   государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие дополнительных материалов и приложений к Программе. 5.4.Директор образовательного учреждения ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ. Директор (подпись.) Расшифровка подписи. Дата. 6 Компетенция и ответственность педагога-психолога 6.1. К компетенции педагога­психолога относятся: разработка Рабочих программ; использование   и   совершенствование   методик   психологической     деятельности   и образовательных технологий; организация   своей   деятельности   в   соответствии   с   календарно­тематическим планированием   и   правилами   внутреннего   распорядка   учреждения,   иными локальными актами к Уставу учреждения; осуществление   промежуточного   и   итогового   мониторинга   в   соответствии   с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта ДО;         6.2. Педагог­психолог  несет ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию у воспитанников не в полном объеме практической части Программ; качество знаний, умений и способов деятельности у детей; нарушение прав и свобод детей во время реализации Рабочих программ. 7 Делопроизводство их    программ,    практической    7.1. Администрация учреждения осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих    соответствием   записей   в соответствующей   документации     педагога­психолога   (в   журналы   посещения   детьми занятий, журнале учета видов деятельности и пр.)  7.2.   В   случае   невыполнения   рабочей   программы,   по   итогам   проверки,   специалист фиксирует   необходимую   информацию   в   соответствующих   формах   учета   деятельности педагога­психолога. 7.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании. части,Источники: 1.  http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22883  –   Положение   о психологической службе в системе НО; 2. http://www.edunor.ru/fgos/fgos­dou ­ ФГОС ДО; 3. http://base.garant.ru/70291362/ ­ Закон об образовании РФ