Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. «Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО» предназначено для педагогов-психологов образовательных дошкольных учреждений.Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. «Положение о составлении рабочих программ педагогами-психологами ДО» предназначено для педагогов-психологов образовательных дошкольных учреждений.
Принято на заседании
городского методического
объединения педагоговпсихологов
(протокол №___ от _____ г.)
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ГОУО
_______________________ ФИО
Утверждено приказом по ГОУО
№ ____от «___» ___________ 20 г
о составлении рабочих программ педагогамипсихологами, реализующими
ПОЛОЖЕНИЕ
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(авторская разработка)
1 Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ (вступил в силу 01.09.2013); ФГОС ДО
(Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N
1155) с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ, Положением
о психологической службе в системе народного образования (Приказ № 636 Министерства
образования Российской федерации от 22.10.1999 г.).
1.2. Рабочая программа педагогапсихолога (далее – Программа) – это документ,
определяющий содержание, объем, порядок прохождения (овладения) какойлибо
коррекционной или развивающей программой, в соответствии с которой специалист
непосредственно осуществляет планомерный процесс работы с детьми в конкретной
группе (подгруппе) в специально отведенном для этого месте и в определенное время.
Рабочая программа педагогапсихолога является частью цикла рабочих программ
педагогических работников образовательной организации,
которые определяют
содержание деятельности организации в соответствии с образовательной программой,
направленной на реализацию федерального государственного стандарта, образовательных
потребностей и запросов воспитанников и их родителей.
Программа выполняет три основные функции: нормативную,
3
информационно-методическую и организационно-планирующую.
Нормативная функция определяет обязательность реализации
Информационнометодическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, последовательности изучения материала, а также
путях достижения результатов освоения образовательной
программы воспитанниками средствами данного курса
(программы, тренинга, блоков специально подобранных игр и
упражнений и пр.).
Организационнопланирующая функция предусматривает выделение
этапов работы взрослого с детьми, структурирование материала,
определение его количественных и качественных характеристик
на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения психологической диагностики (мониторинга).
содержания Программы в полном объеме.
4 Требования к Программе:1) наличие признаков нормативного документа;
2) учет основных положений образовательной программы образовательной
организации;
3) системность и целостность содержания образования;
4) последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания
курса;
5) учет логических взаимосвязей с другими видами деятельности детей;
6) конкретность и однозначность представления элементов содержания
образования;
7) определение планируемых результатов реализации программы.
Нормативной и содержательной основой для составления Программы является
5
основная образовательная программа образовательной организации.
2 Разработка Программы.
2.1. Разработка и утверждение Программы относится к компетенции ОО.
2.2. Программа разрабатывается педагогомпсихологом ежегодно до начала нового
учебного года и корректируется по мере необходимости.
2.3. При составлении, согласовании и утверждении Программы должно быть обеспечено ее
соответствие следующим документам:
федеральному государственному образовательному стандарту ДО;
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы;
примерной образовательной программе,
утвержденной Министерством
образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и
апробацию);
требованиям к оснащению образовательного процесса в ДО.
2.4. Программа является основой для создания календарнотематического планирования.
2.5. Если в примерной или авторской программе не указано распределение количества
занятий по разделам и темам, а указано только общее количество часов, специалист
распределяет время по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на нормы нагрузки
детей по возрастам.
2.6. К Программам относятся:
авторские программы;
программы, составленные специалистом или коллективом специалистов.
2.7.
Авторская программа это документ, созданный на основе федеральных
государственных образовательных стандартов, имеющий авторскую концепцию построения
содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) для достижения планируемых
результатов с использованием предложенного данным автором (группой авторов)
методического продукта.. Для авторской программы характерны оригинальная концепция
и построение содержания. К таким программам педагогпсихолог составляет только
календарнотематическое планирование, отражающее особенности образовательного
процесса в образовательном учреждении, группе. В данном случае у специалиста должен
иметься опубликованный вариант авторской программы.
2.8. Программа, составленная специалистом или коллективом специалистов. В этом
случае для разработки рабочей программы педагогипсихологи могут брать за основу:
основную образовательную программу ОО;
авторскую программу;
2.9. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
расширять перечень тем, понятий;
раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в основной программе ОО;
конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала;
распределять материал по годам обучения;
распределять время, отведенное на изучение цикла занятий (курса), между
разделами, блоками и темами по их дидактической значимости, а также исходя из
материальнотехнических ресурсов;
конкретизировать планируемые результаты освоения Программы;
выбирать, исходя из стоящих задач, методики, технологии и инструментарий
обследования для обучения и контроля достижения планируемых результатов.
3 Структура Программы.
Рабочие программы педагогапсихолога, составляемые ежегодно для конкретных
1
групп, должны иметь структуру, соответствующую требованиям ФГОС ДО.
2
коррекционного
организации методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Структура рабочей программы является формой представления развивающе
курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику
1) титульный лист
2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели и направления
работы;
3) общую характеристику курса;
4) описание места курса в общем плане работы ДО;
5) описание ценностных ориентиров содержания курса
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;
6) содержание курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов деятельности;
8) перечень учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса;
9) планируемые результаты овладения курсом;
3.3. Титульный лист Программы должен содержать:
полное наименование учреждения;
вид Программы (авторская, рабочая);
указание группы (подгруппы) детей, с которыми будет осваиваться Программа ;
фамилию, имя, отчество специалиста составителя рабочей программы;
Приложение.
гриф утверждения программы;
год составления программы
3.4. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
определить цели и задачи, планируемые результаты (должны пониматься однозначно
и быть диагностируемыми) на учебный период;
дать представление о способах развертывания материала, в общих чертах показать
методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении,
овладении, коррекции, описать средства их достижения;
Если педагогпсихолог использует в качестве рабочей программы опубликованную
авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об
авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко
обосновать причины ее выбора и особенности реализации в конкретном
образовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень
краткой.В разделе «Общая характеристика курса» указываются основные содержательные
5
линии, логические связи данного курса (цикла занятий) с остальными видами деятельности
детей.
В разделе «Описание места курса в общем плане работы ДО» необходимо
6
указать, к какой образовательной (коррекционной) области относится цикл занятий, в
течение какого времени изучается, общее колво часов. Если программа разрабатывается
для внеурочной деятельности, то необходимо указать, к какому направлению данный курс
относится.
Раздел «Описание ценностных ориентиров содержания курса» должен
7
содержать информацию о значимости изучения курса, практической направленности, роли
курса в детском развитии.
Раздел «Личностные, метапредметныеи предметные результаты освоения
8
конкретного курса» должен содержать требования к уровню развития и подготовки детей.
Результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС ДО и авторской
программы конкретизируются для каждой группы.
Календарнотематическое планирование является одним из самых важных
9
компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь материал в
соответствии с
планом и годовым графиком работы конкретной группы и
общеобразовательного учреждения.
10
группой.
Календарнотематический план должен содержать информацию о разделах и темах
11
программы с указанием объема отводимого на их реализацию времени; темы занятий,
формы проведения, даты, порядкового номера занятия и пр. Примерные сроки проведения
занятий указываются по календарю текущего года.
12
заняти
Календарнотематическое планирование разрабатывается на весь курс занятий с
Примерная форма календарнотематического планирования:
примечан
проведен
ия
№
я
Дата
ия
Планируем
результат
ые
ы
Тема
занятия
(блок).
Форма
проведен
ия
Количест
отведенн
времени
во
ого
Содержан
ие
занятия.
Виды
детской
деятельно
сти
ИТОГО
13 Перечень учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса включает в себя следующую информацию:
выходные данные авторских программ, авторского учебнометодического
комплекта и дополнительной литературы;
перечень электронных образовательных ресурсов;
перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников.
3.14. Планируемые результаты овладения поставленными задачами и целями
формулируются на основе требований к возрастным изменениям детей, к результатам
освоения основной образовательной программы ДО.
4 Оформление рабочей программы
Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатной виде на
1
одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman 12-14; 1 - 1,5интервал; выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа
– 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см).
Номер страницы ставится в правом нижнем углу или внизу
2
посередине без точки.
3
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер
страницы не указывается.
Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без
4
точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются.
5 Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы
5.1. Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании
психологической службы учреждения на предмет ее соответствия требованиям
государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам
образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе.
5.3. Далее рабочая программа анализируется директором (администратором) на предмет ее
соответствия плану образовательного учреждения и требованиям государственных
образовательных стандартов, а также проверяется наличие дополнительных материалов и
приложений к Программе.
5.4.Директор образовательного учреждения ставит гриф утверждения на титульном листе
(вверху справа): УТВЕРЖДАЮ. Директор (подпись.) Расшифровка подписи. Дата.
6 Компетенция и ответственность педагога-психолога
6.1. К компетенции педагогапсихолога относятся:
разработка Рабочих программ;
использование и совершенствование методик психологической деятельности и
образовательных технологий;
организация своей деятельности в соответствии с календарнотематическим
планированием и правилами внутреннего распорядка учреждения, иными
локальными актами к Уставу учреждения;
осуществление промежуточного и итогового мониторинга в соответствии с
федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта
ДО;
6.2. Педагогпсихолог несет ответственность за:
невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
реализацию у воспитанников не в полном объеме практической части Программ;
качество знаний, умений и способов деятельности у детей;
нарушение прав и свобод детей во время реализации Рабочих программ.
7 Делопроизводство
их
программ,
практической
7.1. Администрация учреждения осуществляет систематический контроль за выполнением
рабочих
соответствием записей в
соответствующей документации педагогапсихолога (в журналы посещения детьми
занятий, журнале учета видов деятельности и пр.)
7.2. В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, специалист
фиксирует необходимую информацию в соответствующих формах учета деятельности
педагогапсихолога.
7.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.
части,Источники:
1.
http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22883
– Положение о
психологической службе в системе НО;
2. http://www.edunor.ru/fgos/fgosdou ФГОС ДО;
3. http://base.garant.ru/70291362/ Закон об образовании РФ