Положение подростка в семье и отношения с родителями
Оценка 4.8
Мероприятия +3
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
29.01.2017
материал будет полезен для проведения родительского собрания. Рассматриваются проблемы взаимоотношений с родителями, дается краткая характеристика подросткового кризиса. также дается характеристика типов семей по преобладающей в них атмосфере. В работе даны небольшие рекомендации по налаживанию отношений между родителями и их детьми-подростками.
Подросток_и_родители.docx
Иванова Е. М. педагог-психолог 1 категории МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»
Положение подростка в семье и отношения с родителями
Отрочество (13—15 лет) и юность (до 18 лет) — для всей семьи трудное время. Грани этих периодов
размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые
уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания.
Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Так же неравномерно происходит и
умственное, социальное, нравственное развитие. Не совпадают эти развития в различных жизненных
сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться
подростком.
И все же юноши и девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами:
взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями, одиночество, первая любовь, выбор
профессии.
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с
родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к
отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно
растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как
вызывающее поведение. Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную,
личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все
скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым,
резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке,
верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала.
Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального
тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся
наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие
качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются
местами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с
детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители
часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться подругому, нежели с
маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это
может создать весьма непростую ситуацию.
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять
групп:
Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта
атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать
влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В
таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д.
А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в
таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей,
интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В
этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего
не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и
младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко
заявляют о своей независимости.
Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но
этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио, видеотехника
и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго
и нет возможности ее передвинуть, переставить. "Развести в комнате грязь" также запрещено.
Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у Иванова Е. М. педагог-психолог 1 категории МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»
таких родителей: "Не хуже других". Явно виден конфликт между родителями и детьми.
Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из
этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют
рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и
родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей
устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в
общении со сверстниками, с окружающим миром.
Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями.
Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой
семьи пагубно — оно является причиной многих преступлений подростков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом
определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к
нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее
всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то
появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это
противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их
послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в
подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты "поколений", связанные с
возрастной дистанцией. Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют
ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и
беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей
является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует.
Они еще далеки и от ответственности 3545летних, и от опыта, надежд, исканий.
Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию
выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в
других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей — подростков. Дети же ведут себя
вызывающе. Они считают, что "предки" — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые
вкусы родителей. И близкие взрослые становятся "механизмом" для обеспечения потребностей и
ограничения свободы.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные
действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве
случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить,
что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания
и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не
от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником.
Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье
нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
Памяткарекомендация родителям
1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком
дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в
общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в
роли судьи.
3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит
к успеху.
4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не
достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Иванова Е. М. педагог-психолог 1 категории МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»
6.Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к
подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Положение подростка в семье и отношения с родителями
Положение подростка в семье и отношения с родителями
Положение подростка в семье и отношения с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.