«Положение России после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов»
Оценка 4.6

«Положение России после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов»

Оценка 4.6
Семинары
docx
история
9 кл—11 кл
08.01.2017
«Положение России после Отечественной войны 1812 г.  Восстание декабристов»
Данный материал представляет собой образовательный ресурс для изучения темы «Положение России после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов» и включает:  технологическую карту занятий (обобщенная схема изучения темы);  анкету– маршрутный лист для учащихся;  опорные рабочие листы для учащихся;  опорный рабочий лист для учителя. Реализация идеи применения технологических карт предполагает тщательное планирование учебного процесса.
ЦОР для учителя.docx

Методические рекомендации

по применению технологических карт к блоку уроков по теме:

«Положение России после Отечественной войны 1812 г.

Восстание декабристов»

 

Данный материал представляет собой образовательный ресурс для изучения темы «Положение России после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов» и включает:

ü   технологическую карту занятий (обобщенная схема изучения темы);

ü   анкету – маршрутный лист для учащихся;

ü   опорные рабочие листы для учащихся;

ü   опорный рабочий лист для учителя.

Реализация идеи применения технологических карт предполагает тщательное планирование учебного процесса. Технологическая карта – педагогический инструментарий  для конструирования системы занятий по теме и обеспечения, как индивидуального образовательного движения каждого ученика, так и всего образовательного процесса в целом. Карта содержит планирование этапов (цикла уроков) изучения темы, набор учебных целей и ключевых понятий для изучения, критерии оценки их достижения, прогнозирует формы, методы, способы и приёмы обучения. Как показывает практика, широкое применение разных форм занятий, наличие элементов педагогического сопровождения (уточнение сути задания, предупреждение о сложном моменте, возможной ошибке, напоминание о необходимости самоконтроля, перепроверка результата), продуманный отбор заданий даёт положительный опыт в реализации системно-деятельностного подхода.

Лист-опора для ученика организует технологию продвижения школьника к личностному принятию темы через задания к уроку и ключевые проблемные вопросы; материал на повторение изученного на прошлом занятии; краткий информационный материал по новой теме; задания для самостоятельной работы: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения; обобщение и заключение по каждой теме урока: выводы, контрольные вопросы.

I.              Цели применения технологических карт:

1)            Организация самостоятельного познавательного поиска учащихся в рамках изучения предметной темы «Положение России после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов».

2)            Формирование УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.

3)            Реализация личностно-ориентированного, развивающего и разноуровневого обучения.

II.           Возможности применения технологических карт к блоку уроков по теме: ««Положение России после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов»

ü   Разработка реализует инновационные подходы к организации образовательного процесса, основана на ключевых требованиях системно-деятельностного подхода: делает образовательное содержание значимым и постигаемым, обеспечивает самостоятельность в решении познавательных задач, ориентирует каждого ученика на выстраивание перспективного и личностного плана изучения предмета.

ü   Материалы разработки дают возможность организовать дистанционное или индивидуальное обучение посредством поэтапного погружения учащихся в тему и организации индивидуальных образовательных маршрутов.

ü   Учащимся предлагается описательный список образовательных ресурсов и ссылок на них, что позволяет организовать реализацию межпредметных, выходящих за рамки учебника знаний, познавательный поиск по решению заданий ГИА и ЕГЭ и подготовить школьников к решению задач повышенного уровня сложности.

ü   Разработка содержит лист-опору для ученика и лист-опору для учителя (предполагаемые ответы).

ü   При отмене занятий в школе в связи с карантином, погодными условиями и т.д., рабочие листы учащихся могут быть выложены на информационном ресурсе школы (учителя). Таким образом, будет организованно дистанционное обучение учащихся. В данном случае достоинством такого вида обучения является ещё и то, что не только учитель может эффективно проконтролировать учащихся, но и  родители смогут проверить выполнение домашнего задания или помочь ребёнку, следуя предложенным в рабочем листе подробным инструкциям.

III.         Особенности применения технологических карт к блоку уроков по теме: ««Положение России после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов». В процессе приобретения предметных знаний по теме у школьника 2 варианта её изучения: базовый (основной, обязательный для всех) и индивидуальный (повышенного уровня сложности, с углублением отдельных, заинтересовавших ученика разделов темы, с решением творческих задач).

Для выбора маршрута изучения темы мы в начале её изучения предлагаем анкету,   на основе которой и формируются маршрутные листы и разноуровневые домашние задания.  Анализ ответов позволяет судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учёбы, индивидуальных склонностях и корректировать деятельность и её мотивы в ходе следующих уроков, обращая внимание как на школьников с низкой познавательной мотивацией, так и на одаренных детей. При разработке технологической карты уроков по теме учитель опирается на результаты анкетирования, которые позволяют ему дифференцировать процесс обучения и одновременно «подтолкнуть» учащихся с низкой мотивацией к личностному развитию, к ликвидации пробелов по предмету.

После обработки анкеты выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты:

1.             базовый уровень с ориентацией на предметные цели;

2.             базовый с углублением отдельных аспектов, с работой над не входящими в учебник материалами и документами;

3.             базовый и индивидуальный маршрут в зависимости от интересующих ученика аспектов;

4.             базовый и проектная работа по углублению темы.

Результатом заполнения анкеты становится индивидуальный маршрутный лист по изучению темы. Он используется на протяжении всего цикла уроков по изучению темы и позволяет организовать самооценку и оценку учителем результативности деятельности ученика по реализации поставленных учеником целей.

Применение опорных листов для учащихся – позволяет:

ü   реализовывать технологии развивающего обучения: технологию критического мышления через чтение и письмо, эвристического обучения, технологию мастерских и проектного обучения;

ü   экономить время на ведение записей в тетрадях;

ü   систематизировать познавательный поиск школьников;

ü   реализовывать компетентностный подход.

IV.        Достоинства рабочих листов:

1.              Учитель создаёт пакет рабочих листов с учетом уровня познавательных потребностей школьников, особенностей класса;

2.              При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;

3.              У учителя, ведущего в классе, также уроки обществознания, есть возможность интеграции материала;

4.              Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;

5.              Материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point.

Школьники, работая с листами-маршрутизаторами, учатся: ставить учебную цель,  составлять план её достижения, выполнять его, исходя из своих индивидуальных способностей, получать и осознавать свой результат, сравнивать его с аналогичными результатами одноклассников.

Знание учеником  своих индивидуальных особенностей, черт характера, оптимальных темпов и форм занятий – необходимое условие для самореализации личности и усвоения государственных образовательных стандартов.

 

 

Используемые на уроках ресурсы:

Основные:  учебник «История России XIX в.» А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, М., «Русское слово» 2010);

1.             Дополнительные:   Сообщение «Декабристы на Сенатской площади»http://www.libozersk.ru/pages/index/729 ;

2.             Иллюстрации: «Петровский завод-место заключения декабристов», «Камера декабристов в Читинском заводе». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e2542cd-1f9c-445e-bb3f-4ee0688cbb81/DecabristyVSibiritxt.pdf;

3.             Стихотворение А.С. Пушкина «Сказки. Noël»;

4.             Стихотворение А.С. Пушкина «К декабристам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта занятий по истории России.

Тема «Положение России после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов», 4 урока, 8 класс

 

Название  урока

Основная задача

Форма работы

 Урок 1

Вводное занятие: «Россия после 1812 г. Военные поселения и проекты дальнейших реформ»

 

 

Актуализировать опыт и знания учеников для введения в тему, создать условия для самоопределения значимости изучения данной темы для личности ученика. Выяснить основные причины введения новых проектов (проекты А.А.Аракчеева и Н.Н.Новосильцева), представить их главные направления. Построить общую и индивидуальные образовательные программы по теме.

Творческая мастерская

Урок 2

Основная часть: «Тайные общества»

 

 

 

 

 

     Достигнуть общих установочных целей по теме: охарактеризовать необходимость перемен, связать причины их ожидания с Заграничным походом русской армии и победой русского народа над Наполеоном, выявить проблемы России, отражённые в программах Северного и Южного тайного общества, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников.

Проблемная лабораторная работа

 

 

Урок 3

Тренинг: «Выступление на Сенатской площади»

    Достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы. Охарактеризовать роль декабристов в процессе выхода из политического кризиса. Закрепить результаты основной части блока.

Урок – исследование с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Урок 4

Рефлексия «Историческое значение восстания декабристов»

     Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и умениях, в созданном образовательном продукте. Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, проблемы и способы деятельности. Соотнести поставленные цели с результатами обучения.

«Эвристическое погружение» - урок групповой    и индивидуальной работы

 

 

 

 


 

Анкета-маршрутный лист учащегося по изучению темы:

__________________________________________________________________

ФИО ученика _____________________________________________________

Класс____________________________________________________________

Инструкция: вам необходимо выбрать наиболее значимые для вас цели изучения данной темы. Помните, что от серьезности вашего отношения к заполнению анкеты зависит ваше личностное и учебное продвижение. При наличии вариантов ответа, нужное подчеркнуть, при наличии открытого ответа, вписать свой вариант. Количество выбранных вами вариантов ответа не ограничено. Результатом заполнения анкеты становится индивидуальный маршрутный лист по изучению темы.

 

Цели изучения темы, которые я перед собой ставлю

Отметка о значимости выбранной цели «_» или «+»

Ответ при выборе целей № 3, 9, 14 впишите словами

Самооценка успешности реализации поставленной цели

(ставится в конце изучения темы)

Оценка учителя

(ставится в конце изучения темы)

1.                  

изучить материал учебника

 

 

 

 

2.                  

усвоить основные понятия и законы темы

 

 

 

3.                  

подготовить доклад по одной из проблем (выберу сам, по выбору учителя - подчеркнуть)

 

 

 

4.                  

хорошо подготовиться к зачёту (контрольной работе, экзамену)

 

 

 

5.                  

выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме

 

 

 

6.                  

овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений и фактов

 

 

 

7.                  

углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы

 

 

 

 

8.                  

научиться работать с картой, историческими источниками

 

 

 

9.                  

проявить и развить свои способности (перечислить)

 

 

 

 

10.              

организовать свою учёбу по теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты

 

 

 

11.              

научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы

 

 

 

12.              

получить хорошую отметку на зачёте

 

 

 

 

13.              

научиться решать задачи и проблемы по теме

 

 

 

 

14.              

свой вариант цели

 

 

 

 

 

Результат(выбранный уровень изучения темы, подчеркивает учитель):

1.             Базовый

2.             Когнитивных

3.             Творческий

4.             Исследовательский

 

Обработка анкеты:

Выбор целей свидетельствует о:

1, 12, 4 - формальной ориентации ученика в обучении – базовый уровень с ориентацией на предметные цели;

2, 7, 13 – наличии когнитивных мотивов – базовый с углублением отдельных аспектов, с работой над не входящими в учебник материалами и документами;

3, 5, 8 – креативных наклонностях – базовый на основе знания понятий и фактов по теме и индивидуальный маршрут в зависимости от интересующих ученика аспектов;

6, 9, 10, 14 – исследовательских приоритетах деятельности – уровень базовый и проектная работа по углублению темы.

 

 

Рекомендации для учителя по работе с анкетой-маршрутным листом:

1.             Анкета заполняется учеником самостоятельно дома после вводного урока в тему (он имеет возможность осознать материал темы, просмотреть учебник и вопросы к теме).

2.             Базовый уровень должен включать № целей 1,2,4, 6,8,12. Если ребенок не называет эти цели, то с ним нужна индивидуальная работа по коррекции познавательных потребностей.

3.             После анализа полученных данных формулируются приоритетные цели обучения и ученики  группируются по выбранным направлениям:

 

1.             предметные цели (знание понятий, фактов) – цели № 1, 2, 4, 6, 8, 12;

2.             креативные цели  (проведение исследования и др.) – к вышеназванным добавляются цели № 5, 9, 13;

3.             когнитивные цели (овладение навыками работы с источником и др.) - к вышеназванным добавляются цели № 3, 7, 8;

4.             оргдеятельностные цели (овладение навыками самоорганизации учебной деятельности) - к вышеназванным добавляются цели №. 3, 6, 9, 10, 11.

3. В зависимости от распределения учащихся по группам строится работа на уроке и дома, реализуется комплект учебно-познавательных задач по теме.

4.             Распределение учащихся по группам не влияет на оценку, но у групп № 2, 3 и 4 есть возможность получить дополнительную оценку, отзыв учителя и результатах работы в портфолио, повышенную оценку в общешкольном рейтинге учеников.

 

 

Урок 1.

Рабочий лист учителя к уроку

по теме «Россия после 1812 г. Военные поселения и проекты дальнейших реформ»

1.             Погружение в проблему.

Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Сказки» и стихотворение неизвестного автора «Военные поселения»

 

«Сказки»                                        

От радости в постели

Распрыгалось дитя:

« Неужто в самом деле?

Неужто не шутя?»

И мать ему:

«Бай-бай!

Закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки».

 

«Военные поселения»

Жизнь в военном поселенье –

Настоящее мученье,

Только не для всех!

Поселяне голодают,

Зато власти поживают,

Очень хорошо!

Для полков здесь - заточенье,

Голод, холод, изнуренье –

Хуже, чем в Крыму.

Здесь ячмень дают уланам,

А рожь прячут по карманам –

 Так заведено.

 

 

 Какое отношение имеют данные стихотворения современника Александра I к его политике после отечественной войны 1812 г.? Ответ на этот вопрос будет выводом по теме урока.

 

2.             Поиск решения проблемы

   Составьте опорный конспект по теме (параграф 8, учебник «История России XIX в.» А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, М., «Русское слово» 2010), самостоятельно составив план темы. Конспект должен включать в себя таблицы или схемы. Опорные понятия темы: крепостное право, военные поселения, «аракчеевщина», проект А.А.Аракчеева, «Уставная грамота».

 

Предполагаемый план темы, составленный учащимся:

1.             Экономический кризис 1812-1815 гг.

2.             Проект об отмене крепостного права А.А.Аракчеева.

3.             Военные поселения

4.             «Уставная грамота» Н.Н.Новосильцева.

 

3.             Рефлексия. Изучив политику Александра I после Отечественной войны, сделайте вывод: какое отношение имеют  стихотворения современников Александра I к его политике?

 

Предполагаемый вывод учащихся.

1.             Ни один из вопросов, на решение которых надеялась часть российского общества, не был решен. У этой части общества наступает разочарование в способности власти что-либо изменить.

2.              А.С. Пушкин в своем стихотворении «Сказки» выражают разочарование общества в политике властей.

3.             Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.

 

Домашнее задание: 1.Выучить параграф и ответить на вопросы после параграфа.

2. Когнитивный уровень: проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Сказки. Noël» и дать к нему исторический комментарий.

          Ура! в Россию скачет 
          Кочующий деспо́т. 
          Спаситель горько плачет, 
          За ним и весь народ. 
Мария в хлопотах Спасителя стращает: 
     «Не плачь, дитя, не плачь, суда́рь: 
     Вот бука, бука — русский царь!» 
          Царь входит и вещает:

          «Узнай, народ российский, 
          Что знает целый мир: 
          И прусский и австрийский 
          Я сшил себе мундир. 
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен; 
     Меня газетчик прославлял; 
     Я пил, и ел, и обещал — 
          И делом не замучен.

          Послушайте в прибавку, 
          Что сделаю потом: 
          Лаврову дам отставку, 
          А Соца — в желтый дом; 
Закон постановлю на место вам Горголи, 
     И людям я права людей, 
     По царской милости моей, 
          Отдам из доброй воли».

          От радости в постеле 
          Запрыгало дитя: 
          «Неужто в самом деле? 
          Неужто не шутя?» 
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки; 
     Пора уснуть уж наконец, 
     Послушавши, как царь-отец 
          Рассказывает сказки».

 

3.Творческий уровень: написать эссе «Аракчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?»

4.Исследовательский уровень: изучить проблему «А.С. Пушкин и Александр I. История опального поэта как отражение политических перемен».

 


Урок 2

Рабочий лист учителя к уроку

по теме «Тайные общества»

 

Карточки для учащихся с заданиями когнитивного типа

 

Задание. Сравните  программы Северного и Южного тайного общества. Найдите общие черты и различия в программных требованиях. Сделайте вывод.

1.             прочитать текст параграфа 9 (учебник «История России XIX в.» А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, М., «Русское слово» 2010);

2.             изучить исторические документы: «Из показаний на следствии С.И.Муравьёва-Апостола», «Из речи Бестужева-Рюмина», «Из «Русской правды» П.И.Пестеля, «Из проекта «Конституции Н.М.Муравьёва» (стр.54-55 учебника);

3.             сравнить «Русскую правду» П.И.Пестеля и «Конституцию» Н.М.Муравьёва; сделать выводы.

 

Задание дифференцируется по уровням сложности. Уровень сложности ученик определяет самостоятельно.

1 уровень (воспроизводящая деятельность – при правильном ответе оценивается на 3 б.):

- сравнить программы по заданным признакам

  1) цели программы;

  2) как рассматривается проблема ликвидации крепостничества;

  3) о каких настроениях в обществе свидетельствует появление тайных обществ;

2 уровень (преобразующая деятельность - при правильном ответе оценивается на 4 б.):

              сравнить программы на основе самостоятельно установленных параметров и критериев;

              найти общие черты и различия в программах;

              объяснить авторское название программ: почему авторы выбирают названия «Конституция» и «Русская правда».

3 уровень (творческо-поисковая деятельность - при правильном ответе оценивается на 5 б.):

              сравнить программы на основе самостоятельно установленных параметров и критериев;

              найти общие черты и различия в программах;

              объяснить авторское название программ: почему авторы выбирают названия «Конституция» и «Русская правда»;

              сделать суждение о том, чья программа более реальна для изучаемого периода.

 

Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос: Как вы думаете, отвечали ли планы, мечты, надежды тайных обществ потребностям исторического развития России? Определите и обоснуйте свою точку зрения.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение (3 мин.) по теме «Выступление Черниговского полка». Составить презентацию.


 

Урок 3.

Рабочий лист учителя к уроку

по теме «Выступление на Сенатской площади»

 

5.             Погружение в проблему.

Повторение.

Заполнить недостающие звенья в таблице (по типу задания В-12 ЕГЭ по истории)

 

Северное общество («Конституция» Н.М. Муравьева)

Основные программные положения

Южное общество (“Русская Правда” П.И. Пестеля)

Отменяется

Крепостное право

?

Неприкосновенность помещичьих земель

?

Общее достояние. Делится на помещичью и частную

Отменяются

Сословия

?

?

Государственное устройство

Унитарное

Широкий круг гражданских прав

Демократические права

?

?

?

Республика

 

Время выполнения – 3 мин. На слайде ответы.

Северное общество («Конституция» Н.М. Муравьева)

Основные программные положения

Южное общество (“Русская Правда” П.И. Пестеля)

Отменяется

Крепостное право

Отменяется

Неприкосновенность помещичьих земель

Земля

Общее достояние. Делится на помещичью и частную

Отменяются

Сословия

Отменяются

Федеративное

Государственное устройство

Унитарное

Широкий круг гражданских прав

Демократические права

Широкий круг гражданских прав

Конституционная монархия

Форма правления

Республика

 

Какие идеи объединяют программные документы? (выделить 3 положения)

6.             Поиск путей решения проблемы. Знакомство с новым материалом.  Задание для учащегося. Открыть гиперссылку (или текст учебника, параграф 10). Ознакомиться с текстом и составить план исторического события по теме «Декабристы на Сенатской площади»

http://www.libozersk.ru/pages/index/729

Учащиеся. Составляют план (примерный план)

 

 

     Восстание Черниговского полка (сообщение ученика).

          По ходу сообщения ученика «Выступление Черниговского полка» заполнить таблицу.

Дата выступления

 

Место действия

 

Исторические персоналии

 

Результат

 

 

     3)Закрепление  «Мозговой штурм»

Сегодня мы узнали, как происходило восстание. Давайте попытаемся выяснить, почему оно закончилось поражением? Могли ли быть другие варианты развития событий? Кто прав? Есть ли виноватые?

Поможет нам в этом учебный прием «мозговой штурм». Его основные правила:

1.             Постановка проблемы. Отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2.             Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o       Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o       Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o       Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o       Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3.             Группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Формируются 2 группы. Задания:

1 группе – Сторонники Николая I?

2 группе – Сторонники декабристов?

Обязательное задание – аргументировать свою точку зрения с помощью исторических документов – стр. 61 «Из воспоминаний Н.А.Бестужева» и «Из воспоминаний Николая Первого»        

Группам даётся 10 мин. Через положенное время, первая команда от лица Николая  I убеждает современников декабристов и людей 21 века, что у него не было другого выхода, вторая команда  - декабристов доказывают, что реализация их требований – спасение России, которое повлечёт за собой толчок для развития в стране правового государства и гражданского общества.

Сторонники декабристов (аргументы)

Сторонники Николая I (аргументы)

1.

1.

2.

2.

 

 

4.             Закрепление-рефлексия

Учитель. Итак. Учитывая мнения современников, рассмотрев это событие, ответьте на поставленный вопрос:  В чем сильные и слабые стороны выступления декабристов? Ответ представьте в рабочих листах в виде схемы.

Ожидаемый ответ:

 

 

Домашнее задание. Ответьте на вопрос. Могли ли декабристы победить? Выскажите свои предположения. Приведите все «за» и «против» возможной и невозможной победы.


 

Урок 4.

 

Рабочий лист учителя к уроку

по теме «Историческое значение восстания декабристов»

1.             Погружение в проблему.

Прочитать документ. Ответить на вопрос: Какие качества, на ваш взгляд, проявил 14 декабря 1825 г. Николай I? Могли ли известия о восстании в Петрограде поднять народ против самодержавия?

Николай I и декабристы.

Император Николай I был третьим сыном Павла I. В детстве увлекался военными играми, в юности – военно-инженерным делом. Общественные науки не уважал и с презрением относился к духовной жизни. Будучи в Берлине удивлял немецких офицеров прекрасным знанием прусского военного устава. Новый император отвергал Конституцию и либеральные идеи. Государство представлялось ему неким механизмом, где у каждого есть свои функции, подчиняющиеся общему заведенному порядку. Выступление декабристов едва не нарушившее этот порядок было подавлено.
Николай I лично допрашивал декабристов, считал, что разрушил звено тайной европейской организации революционеров и был горд своей победой.
Новое правительство приняло ряд мер для укрепления порядка. 1826 г. – учреждено III отделение «Собственной его императорского величества канцелярии» - главный орган политического сыска и отдельный корпус жандармов под руководством А.Х. Бенкендорфа. Показания декабристов, данные на следствии, открыли неприглядную картину российской жизни. Николай I стал принимать меры по укреплению империи.

2.             Поиск путей решения проблемы.   Судьба декабристов. Синквейн.

Сообщение учащегося о расследовании и казни декабристов.

Учитель. Работаем с интернет -  ресурсами, рассмотрим иллюстрации: «Петровский завод-место заключения декабристов», «Камера декабристов в Читинском заводе». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e2542cd-1f9c-445e-bb3f-4ee0688cbb81/DecabristyVSibiritxt.pdf

Опишите, как содержаться декабристы? В какие места их занесла судьба, где им приходится трудиться? Об этом ли они мечтали?
Учитель. Пушкин пишет 14 августа 1826 г. «Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна» после того, как с осужденных сорваны эполеты и над головами у них переломлены шпаги, - участники событий 14 и 29 декабря, променявшие княжеские титулы и высокие чины на титул «государственный преступник», были размещены по крепостям империи, вплоть до отправки в Сибирь или рядовыми на Кавказ.

После работы с интернет-ресурсами http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e2542cd-1f9c-445e-bb3f-4ee0688cbb81/DecabristyVSibiritxt.pdf опиши судьбу декабристов по методу синквейна

Учитель. Почему общество не простит Николаю расправы с декабристами?

3.             Сравните оценки восстания,  данные А.И.Герценом и В.О.Ключевским.  Представьте сравнение в виде таблицы. Подтвердите каждую точку зрения своим аргументом.

 

«Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение…»А.И.Герцен

 

«Декабристы-историческая случайность, обросшая литературой.»     В.О.Ключевский

 

 

 

4.             Рефлексия. В чём заключалось историческое значение восстания декабристов? При ответе используйте стихотворение А.С.Пушкина.

Стрелка вниз: 1 Стрелка вниз: 2 Стрелка вниз: 3
 


                                                                                                                 

 

 


Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.


(Датируется концом декабря 1826 г.— началом января 1827 г. Пушкин передал это стихотворное послание сосланным декабристам А. Г. Муравьевой, отъезжавшей из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 г.)

 

Решите кроссворд

 

1.             Монархическая форма правления в России 

2.             Закон государства, определяющий общественное государственное устройство, который требовали принять сторонники преобразований.

3.             Фамилия генерал – губернатора Петербурга

4.             Брат Александра и Николая

5.             Выступление декабристов

6.             Автор «Русской правды»

7.             Диктатор глава восстания декабристов.

8.             Одно из тайных обществ декабристов

 

Итог занятия:

Рефлексия  - Заполнение карты самоконтроля учащегося.

ТТема урока

Моменты урока, вызвавшие интерес

Что не понравилось на уроке

Моя активность

Самооценка

Предложения

 

Домашнее задание. Подготовиться  к проверочной работе по 3 главе. Повторить параграфы 8-10. Уметь отвечать на вопросы после параграфов.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по применению технологических карт к блоку уроков по теме: «Положение

Методические рекомендации по применению технологических карт к блоку уроков по теме: «Положение

Разработка содержит лист-опору для ученика и лист-опору для учителя (предполагаемые ответы)

Разработка содержит лист-опору для ученика и лист-опору для учителя (предполагаемые ответы)

Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения; 2

Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения; 2

Технологическая карта занятий по истории

Технологическая карта занятий по истории

Анкета-маршрутный лист учащегося по изучению темы: __________________________________________________________________

Анкета-маршрутный лист учащегося по изучению темы: __________________________________________________________________

Результат(выбранный уровень изучения темы, подчеркивает учитель): 1

Результат(выбранный уровень изучения темы, подчеркивает учитель): 1

Рабочий лист учителя к уроку по теме «Россия после 1812 г

Рабочий лист учителя к уроку по теме «Россия после 1812 г

Домашнее задание: 1. Выучить параграф и ответить на вопросы после параграфа

Домашнее задание: 1. Выучить параграф и ответить на вопросы после параграфа

Урок 2 Рабочий лист учителя к уроку по теме «Тайные общества»

Урок 2 Рабочий лист учителя к уроку по теме «Тайные общества»

Урок 3. Рабочий лист учителя к уроку по теме «Выступление на

Урок 3. Рабочий лист учителя к уроку по теме «Выступление на

Восстание Черниговского полка (сообщение ученика)

Восстание Черниговского полка (сообщение ученика)

Сторонники декабристов (аргументы)

Сторонники декабристов (аргументы)

Урок 4. Рабочий лист учителя к уроку по теме «Историческое значение восстания декабристов» 1

Урок 4. Рабочий лист учителя к уроку по теме «Историческое значение восстания декабристов» 1

Рефлексия. В чём заключалось историческое значение восстания декабристов?

Рефлексия. В чём заключалось историческое значение восстания декабристов?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017