Положительные моменты в реализации инклюзивного образования
на уроках иностранного языка.
Сравнительно недавно в современных образовательных учреждениях возникла тенденция инклюзивного образования, которое предполагает обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Ежегодное увеличение количества таких учащихся заставляет современное образование находить способы для расширения его доступности детям с ограниченными возможностями.
Основной вопрос - как сделать так, чтобы учащийся с ограниченными возможностями не только получил богатый социальный опыт, но и в полной мере реализовал свои образовательные потребности. При этом ни в коем случае нельзя забывать и про учеников, преуспевающих в развитии, а также нуждающихся в получении знаний, соответствующих их потребностям.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учеников, что обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.
Обеспечение равных прав и равных возможностей для ученика с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением в сфере современного образования.
Перед преподавателями встает вопрос о том, как создать благоприятную среду для учащихся и в равной степени донести знания для каждого, будь то обычный ученик или ученик с ОВЗ. А также как сформулировать чувство успешности при изучении, в моем случае, иностранного языка.
К сожалению, педагоги недостаточно информированы о сущности процесса инклюзивного образования, на практике они испытывают затруднения в процессе реализации совместного обучения детей. Отсутствие в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного образования, возникает потребность обращаться к методическим разработкам опытных профессионалов. За отсутствием подобного опыта, мною было прочитано множество литературы по построению уроков, включающих в себя дифференцированный подход в обучении учащихся.
В сфере СПО встречаются студенты с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими студентами является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого учащегося.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому учащемуся, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
На уроках иностранного языка формируются лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи.
Приемы введения новых слов могут выглядеть следующим образом:
- использование наглядности;
- синонимы, антонимы;
- простой перевод слова;
- самостоятельный поиск в словаре;
- развитие языковой догадки через контекст.
Чем больше решений находит учитель, тем лучше идет восприятие и запоминание новых слов.
При обучении иностранному языку в учреждении среднего профессионального образования необходима профессиональная направленность содержания учебной дисциплины для активного применения как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся со специально отобранной профессионально-ориентированной лексикой для общения, активной грамматикой, техникой перевода профессиональных текстов и специализированными вокабулярами. Рабочая учебная программа помимо разговорных тем содержит следующие разделы:
Berühmte Komponisten
Aus der Geschichte der Musik
Die Rolle der Musik
Musikrichtungen der deutschen Musikgeschichte
Das Orchester hat Probe
В этом случае изучаемый материал интересен студентам, так как он непосредственно связан с их будущей профессией. Студенты овладевают специальной терминологией на иностранном языке, читают и переводят профессиональные тексты, переводят тексты о композиторах , ищут дополнительный материал в журналах, Интернете.
При работе с текстом основная нагрузка ложиться на послетекстовый этап, т.к. именно он содержит значительное количество упражнений, помогающих понять текст и составить собственное мнение о прочитанном. Однако полное извлечение информации, содержащейся в тексте, не является окончанием работы над текстом. Следующим этапом является использование полученной информации. Именно поэтому на завершающем этапе работы с профессионально-направленным текстом преподаватель имеет возможность развивать монологическую и диалогическую речь, применять кроссворды, ребусы. Главная задача преподавания состоит не только в том, чтобы научить читать, но уметь использовать прочитанную информацию в речи (монологе и диалоге. Интересен метод денотативного анализа при обучении чтению. Денотативный анализ текста позволяет преодолевать психологический барьер у учащихся (страх перед большими текстами и стремление прибегнуть к помощи словаря); развивает различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое) в комплексе; развитие логического мышления и позволяет оптимизировать систему упражнений с текстом при подготовке устного высказывания. Данный метод позволяет студентам с ОВЗ (с опорой на памятку) составить как монологическое, так и диалогическое высказывание без особых затруднений.
Примеры работы с профессионально-ориентированным текстом.
I. Формирование монологического высказывания на основе текста при изучении темы “”
1. Lest die Wörter richtig: das Laienorchester , der Berufsmusiker, der Dirigent, ein Sinfonieorchester, die Sinfonien, spielen, die Mühe geben, loben, Probe haben, in voller Besetzung spielen, Streicher, Bläser, Schlagzeuger, die Streichinstrumenten, Geigen, Bratschen, Celli, Kontrabässe.
2. Lest den Text:
Das Orchester hat Probe
In unserem Klub gibt es ein Laienorchester. Der einzige Berufsmusiker ist der Dirigent, alle anderen Musiker sind Studenten. Es ist ein Sinfonieorchester. Wir können noch keine Sinfonien spielen, aber auf unserem Programm stehen viele Werke solcher Komponisten wie Glinka und Bizet, Mozart und Haydn, Tschaikowski und Prokofjew, Britten und Beethoven. Wir geben uns Mühe und unser Dirigent lobt uns oft.
Jeden Mittwoch hat das Orchester Probe. Sie beginnt um halb fünf. Wir proben im großen Foyer. Das Orchester spielt in voller Besetzung, das sind Streicher, Bläser, Schlagzeuger. Zu den Streichinstrumenten gehören Geigen, Bratschen, Celli, und Kontrabässe. Die Bläsergruppe besteht aus Holz -und Blechblasinstrumenten. Zu den ersten gehören Flöten, Oboen, Englischhörner, Klarinetten und Fagotte. Waldhörner, Trompeten, Posaunen und Tuben – das sind das „Blech“, d.h. es sind die Blechblasinstrumente.
In unserem Orchester gibt es keine Zupfinstrumente, also Harfen, Mandolinen und Gitarren haben wir nicht .Auch mit dem Schlagzeug sind wir ein bisschen zu kurz gekommen. Wir haben z.B. kein Xylophon, keinen Triangel, keine Kastanagetten, kein Tamtam. Mein Freund schlägt die kleine und große Trommel, ein Student der philologischen Fakultät ist Pauker. Es gibt bei uns noch Glockenspiel, eine Celesta und ein Vibraphon. Zur Probe kommen wir immer zeitig. Auch meine Freundin Olga ist schon da. Sie nimmt ihre Violine aus dem Futteral, begrüßt alle freundlich. Ich nehme meine Trompete zur Hand. Bald kommen andere Musikfreunde. Fünf Minuten vor Beginn kommt der Dirigent und grüßt uns.
Eine Studentin der philosophischen Fakultät bringt die Noten und verteilt sie. Wir spielen zuerst ein Fragment aus „Dörnröschen“ von Tschaikowski. Dieses Ballett kennt ja jeder von uns von Kindheit an. Wir stimmen unsere Instrumente.
Unser Dirigent geht ans Dirigentenpult, schlägt die Partitur auf und nimmt den Taktstock. Alle bereiten sich zum Spielen vor. Der Dirigent gibt das Einsatzzeichen und die Streicher setzen ein, dann die Bläser. Die Klarinette spielt zwei Noten falsch, der Dirigent hält an und erklärt den Fehler. Danach machen wir eine Zigarettenpause. Dann proben wir noch eine Stunde und zwar die Ouvertüre zum „Tannhäuser“ von Richard Wagner. Zum Schluss sagt der Dirigent, dass wir unsere Stimmen noch besser einstudieren müssen. Der Dirigent verabschiedet von uns und Olga begleitet ihn bis zum Ausgang. Wir packen unsere Instrumente und nehmen Abschied von einander.
3.Antwortet auf die Fragen zum Text.
1. Was steht auf dem Programm des Laienorchesters?
2. Wer sind die Musiker?
3. Wann und wo finden die Proben statt?
4. Welche Instrumente gibt es in diesem Orchester?
5. Was spielt das Orchester?
6. Wer verteilt die Noten?
7. Wie verläuft die Probe?
8. Was probt das Orchester?
9. Gibt es in Ihrem Dorf( Stadt) ein Laienorchester? Wer spielt da?
10.Und Sie? Spielen Sie Musikinstrumente?
4. Sagt: “richtig” oder “falsh”.
- Alle Musiker sind Studenten.
- Jeden Mittwoch hat das Orchester Probe.
- Die Bläsergruppe besteht aus Holz -und Blechblasinstrumenten.
- Flöten, Oboen, Englischhörner, Klarinetten und Fagotte – das sind das „Blech“.
5. Schreibt aus dem Text alle Wörter, die verschiedene Instrumente bezeichnen (Singular und Plural).
Muster: die Geige – die Geigen- скрипка (-и)
6. Bildet mit den folgenden Wörtern und Wortgruppen Beispielsätze:
zur Probe kommen, das Instrument stimmen, die Noten verteilen, sich große Mühe geben, jemanden loben,der Dirigent, gehören zu( Dat.), eine Zigarettenpause machen, die Stimmen einstudieren, bestehen aus( Dat.)
7. Welche Komponisten werden in diesem Text genannt? Was ist Ihnen über diese Komponisten bekannt?
Schreibt kurz darüber( Lebensjahre, aus welchem Land kommt der Komponist, wie heißen seine bedeutenden Werke).
Чтение - неотъемлемая часть процесса обучения иностранному языку. Такой вид работы развивает интерес студентов к иностранному языку. Чтение профессионально-ориентированной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой страны изучаемого языка, развивает мышление, формирует познавательный интерес.
Одним из видов итогового контроля результатов изучения данных тем является проект в форме электронной презентации на немецком языке с использованием программы Power Point.
В ходе подготовки презентации студенты с ОВЗ проделывают большую работу:
– поиск информации: студенты изучают профессиональные газеты и журналы, работают в Интернете.
– подбор наглядного материала, картинок, фотографий, схем.
– выполнение электронной презентации, с использований программы Power Point.
– защита своей презентации. Студенты показывают умения ориентирования в фактическом материале.
Студенты с ОВЗ, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление. Все это способствует формированию основных и профессиональных компетенций будущих специалистов, их профессиональной мобильности, повышает познавательный интерес к выбранной специальности, способствует их социализации.
В системе СПО на специализации «Вокальное искусство» часто обучаются учащиеся с дефектами речи. Современная наука признает возможности вокала лечить тех, кто страдает от дефектов речи. На уроках специальности вокалисты часто изучают романсы немецких композиторов в оригинале. На уроках иностранного языка с учащимися с дефектами речи можно отработать фонетическое произношение слов и фраз в мелодическом изложении.
Мотивация студентов с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Давно известно, что использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательных интересов учащихся, активизирует их речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока. Одним из главных аргументов в пользу применения ИКТ в учебном процессе является реальная возможность индивидуализация обучения, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями. А в случае обучения студентов с ОВЗ иногда это единственный способ подачи учебного материала в ситуации, когда компьютер для них — это связующее звено между учащимся, учителем и внешним миром. В этом и заключается актуальность применения ИКТ-ресурсов при работе с такими студентами.
Появление компьютера на уроке вдохновляет всех принять участие в учебном процессе. Студенты находят практическое применение знанию иностранного языка в разных его аспектах, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
Именно такая организация учебной деятельности дает возможность каждому учащемуся не только проявить себя, показать свои умения, знания и навыки, но и наверстать не пройденный вовремя материал, исправить свои ошибки и получить положительную оценку. Таким образом создается ситуация успеха для каждого обучающегося.
Преподавателю важно уметь создавать интерактивные презентации, страницы в интернет-пространстве, а также создавать собственные сайты. Все это помогает грамотно систематизировать учебный материал, а главное, делает его доступным каждому учащемуся. Преподавателями иностранного языка нашего колледжа был создан сайт prepskmk.ucoz.ru., на котором представлен учебный материал по иностранному языку ( грамматические таблицы, лексический минимум к разговорным темам , дополнительные тексты, интерактивные презентации). Интерактивная презентация в PowerPoint позволяет красочно и наглядно представить все учебные темы, даже те, которые на первый взгляд кажутся обучающимся скучными для изучения. А также развить и проконтролировать навыки аудирования, чтения с различными стратегиями, отработать, закрепить и совершенствовать лексико-грамматический материал, проверить себя самостоятельно и исправить ошибки, что является немаловажным для детей с ДЦП, которые пишут медленно и неразборчиво. Обучающиеся, в свою очередь, могут проверить свой результат сразу же: ключ находится или на следующей за тестом страничке, или на гиперссылке. Презентация PowerPoint в сочетании с раздаточным материалом, выполненным с помощью Microsoft Office Word и Microsoft Office Excel, — это удобно и обучающемуся, и преподавателю. Страница в интернет-пространстве дает возможность не только собрать необходимый учебный материал для обучающихся и проконтролировать лексику и грамматику в виде тестов, но и сделать необходимые ссылки на другие интернет-ресурсы. Для снятия усталости, например, во время и после урока и для восстановления работоспособности вниманию учащихся представлены музыка и песни, которые содержат богатый аутентичный материал. Исполнение песен под фонограмму или “караоке” способствует развитию аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнению словарного запаса, отработки речевых навыков, а также ознакомлению учеников с элементами культуры страны изучаемого языка, эмоционально окрашивает занятие.
Быстрый доступ к информационным ресурсам ведущих зарубежных электронных газет, журналов, энциклопедий, просмотр и чтение сайтов помогает совершенствовать навыки чтения и учит студентов с ОВЗ ориентироваться в информационном потоке.
Собственный сайт — это уникальная возможность для преподавателя построить процесс обучения грамотно и соответственно программе. Сюда можно выгрузить абсолютно любой материал на сопровождение и закрепление любой изучаемой темы, с учетом уровня языковой подготовки, развития общеучебных умений, специфики заболевания студентов. Этот материал всегда доступен не только в аудитории, но и дома у каждого студента. В любое время, удобное для себя, можно обратиться к нему.
Компьютер на занятиях - средство для развития учащихся, инструмент, позволяющий решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Создавая благоприятный психологический климат, грамотно подбирая посильные задания, сочетая различные формы работы, потихоньку, шаг за шагом мы идем к основной цели: научить учащегося с ОВЗ учиться, добывать самостоятельно знания, поверить в свои силы и как итог — получить качественное образование. Даже если дальнейшая жизнь ученика c ОВЗ не связана с иностранным языком, пользование Интернетом и компьютером становится необходимым условием для дальнейшего его обучения. Все это поможет создать условия для самореализации студентов с ОВЗ и в свете новых образовательных стандартов готовить нынешних и будущих выпускников к творческой, продуктивной жизни.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.