8 класс
Цели:
Образовательные:
· Формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.
· Выяснение сущности процесса электризации тел.
· Определение знака заряда наэлектризованного тела.
Развивающие:
· Развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.
· Ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
· Развитие навыков работы с приборами.
Воспитательные:
· Воспитание умения работать в коллективе и группе.
· Воспитание любознательности.
· Воспитание творческих способностей.
Оборудование: Электроскоп, электрометры, гильза из фольги на подставке, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и шелка, полиэтилен, листочки бумаги, конфетти, перышки, компьютер.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Поэтапный контроль.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Ход урока
Тема урока: «Электризация тел. Два рода зарядов».
Учитель: Ребята, а вы читали книги про Гарри Поттера. Сегодня мы с вами побываем на одном из уроков физики в школе, в которой учился Гарри Поттер.
Учитель: В руках 5 шариков.
Оказывается, все мы немного волшебники и тоже можем колдовать.
Откройте пожалуйста свои тетради и запишите тему урока: “Электризация тел.
Два рода зарядов”.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать с вами задачи сегодняшнего урока. Чему бы вы хотели научиться в школе волшебников?
1. Научиться работать с приборами.
2. Изучить электризацию тел.
3. Познакомиться с двумя видами зарядов. Задачи
1 слайд. Историческая справка
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.
2 слайд.
Уильям Гильберт (1600 г.) – врач английской королевы Елизаветы издал первую работу об электричестве.
Показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Использовал термин “Электричество” (от греческого слова “электро”, что означает янтарь).
3 слайд.
Задание первое: Волшебная палочка.
Возьмите пластмассовую ручку, (потом карандаш, пластмассовую линейку).
Натрите её шерстью, волосом или бумагой.
Проверьте действие ручки на перышко, кружечки конфетти.
5 слайд. Отто фон Герике (1602–1686 гг. Германия)
Построил первую электростатическую машину, основанную на трении.
Обнаружил, что кроме притяжения, существует и отталкивание.
6 слайд. Задание второе: прическа для Почти-Безголового-Ника.
1. Возьмите голову.
2. Оденьте на нее волосы из листков тонкой бумаги.
3. Потрите свою волшебную палочку и поднесите к голове Ника.
Учитель: Как вы думаете, почему изменилась прическа у Ника?
Зарисуем
7 Слайд
Шарль Дюфэ в1730 году установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание.
А в 1777 году известный американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.
1. Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, считать
положительным,
2. Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, считать отрицательным.
Учитель: Во времена Франклина существовал натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порою трудно отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
8 слайд. Закрепление
9 слайд. Способы
10 слайд. Задание третье. Полиэтилен и бумага.
Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку.
Сильно прижмите полоски рукой.
Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.
Сделайте вывод:
Полоски__________________
Тела можно наэлектризовать _________________(трением)
В электризации участвуют всегда_______(два)___тела
Электризуются после разделения______(оба)_______тела.
Учитель:
Вы сделали очень важный вывод:
Один из видов электризации – это трение тел.
При этом участвуют всегда два тела.
Электризуются оба тела.
11 слайд. Задание 4
12 слайд. Подведение итогов
13 слайд. Ответьте на вопросы
14 слайд. Сделайте выводы
15 слайд. Выводы
Учитель: Каждая группа представляет свое задание. А вы ребята попробуйте
учитывая их исследования заполнить таблицу.
Заполните таблицу
19 слайд. Стрелка, повертись
20 слайд. Ответьте на вопросы
Учитель: Откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание.
Электрический танец
Подведение итогов урока
21 слайд.
Учитель: Я, думаю, что сегодняшний урок не прошел для вас бесследно. Вы хорошо работали. Многому научились. Поэтому сейчас лучшие из вас получат дипломы школы волшебников. Я прошу вас оценить себя по 5-бальной шкале. Эту оценку поставьте, пожалуйста, в кружок желтого цвета, который находится у вас на столе и поднимите его. С обратной стороны подпишите фамилию и имя и сдайте мне в конце урока.
22 слайд. Диплом
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.