Присяжнюк Н.В., учитель математики
МКОУ «ООШ№26»
Коркинский р-н рп.Первомайский
ПОМОЩЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Элисон Кинг.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
Российскими и американскими работниками образования разработано определение критического мышления, которое, по общепризнанному мнению, «станет общим элементом различных инициатив, вызревающих сегодня и планируемых на ближайшее будущее». Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Определяют следующие признаки критического мышления:
1. Критическое мышление – мышление самостоятельное.
Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа. При этом следует заметить, что критическое мышление не обязательно должно быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи и убеждения другого человека, как свои собственные.
2.Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты, концепции. Фактические знания не исчерпывают критическое мышление. Благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Сторонники критического мышления считают, что следует заменить традиционное образование на «проблемно-постановочное», когда ученики работают над решением реальных, взятых из жизни проблем. Учение пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы на основе собственного жизненного опыта, а затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставила им школа.
4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумными, обоснованными доводами. Аргументация будет более убедительна, если учитывается существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. При этом критически мыслящий человек старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким признанным авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства. Таким человеком практически невозможно манипулировать.
5. Критическое мышление – мышление социальное.
Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, говорится о независимости мышления, с другой – подчеркиваются социальные параметры критического мышления. Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни.
Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.
ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.
Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.
Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…
Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.
Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.
На мой взгляд, ТРКМ школьников наиболее эффективно может быть реализована в среднем звене при решении текстовых задач. И уже, начиная с 5 класса, можно вовлечь учащихся в проектную деятельность.
Пример 1. Урок в 5 классе. Задачи на части.
Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы приготовить1кг мороженого?
Стадия 1: Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу.
Краткая запись условия задачи (как в начальной школе)
Вода – 5 частей
Жир – 2 части 1 кг
Сахар – 3 части
А если схему изобразить таким образом?
Вода
Жир 1000г
Сахар
- Предлагают очевидные пути решения задачи.
Стадия2. Осмысление нового материала. Наибольший эффект достигается при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.
Вопросы на обсуждение:
-Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?
-Сформулируйте условия нескольких задач, походящих под эту модель.
Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма чисел равна 27. Найдите эти числа.
-Является ли эта задача задачей на части? Докажите!
-Самостоятельно постройте модель и продумайте алгоритм решения задачи.
Стадия 3. Размышление. На этой стадии можно предложить и такую задачу:
В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?
- Является ли эта задача задачей на части? Подумайте, как можно ее решить?
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, что несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Использовать ИКТ можно на всех этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
1. Объяснение нового материала.
При изучении новой темы проводится урок-лекция с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Объявление темы урока сопровождаю демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи.
После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
2. Решение текстовых задач.
На данном этапе урока отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, т.к. задачи являются неотъемлемой частью изучения математики.
Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.
3. Контроль знаний.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «Выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «Напиши правильно ответ».
Организация теста по принципу «Выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, т.к. не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, развивает критическое мышление.
Литература:
1. Сборник учебно-методических материалов «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования (математика и информатика)». Агентство «Университетская книга». Москва, 2008.
2. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании – http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.html
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/
4. «Компьютерная поддержка учителя математики». Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства. Материалы научно-практической конференции/ под общей редакцией Г.М. Лочина; МРИО. Саранск, 2007. с. 376-379
5. Яхович В.Н. Новые технологии в помощь учителю математики. – Пенза, 2005.-С.126-130
6. А. Фонтанова «Технология, которая позволяет нам стать другими», Первое сентября, 16.01.2001, 3 стр.
7. О.Громова «Критическое мышление: как это по-русски?», Первое сентября, 16.01.2001, 3 стр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.