Понятие о коллективе.
Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе
определенной общественно значимой деятельности, является сложным
социальным образованием, живым социальным организмом.
Признаки коллектива (по А.С.Макаренко):
а) совместная устремленность к социально значимым целям
деятельности;
б) совместная деятельность членов коллектива;
в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива;
г) организация органов самоуправления;
д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами.
30
В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные
обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива
является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а
также ответственная зависимость между людьми.
В коллективе устанавливаются различные отношения:
- деловые, официальные (контроль, взаимная ответственность,
взаимозависимость);
- неофициальные (заинтересованность, внимание);
- межличностные (любовь, симпатия, интерес, неприязнь).
2. Структура детского коллектива.
Существует формальная и неформальная структуры коллектива.
Формальная структура составляет первичные коллективы (классы) с общими
интересами и совместной деятельностью. Любой школьник может являться
одновременно членом разных коллективов.
Неформальная структура объединений создается по интересам на основе
общения, дружбы и т.д. Таких неформальных объединений в коллективе
может быть несколько, и их положение там различно (одна группа может
быть лидером в определенном виде деятельности, другая - в другом). Эти
группы не устойчивы по своему составу, могут распадаться: отдельные
члены коллектива могут выходить или включаться в любую понравившуюся
группу, также быть членом нескольких микрогрупп.
В начальных классах встречаются дети, которые не входят ни в одну из
микрогрупп. Учителю необходимо выявить причины отторжения ребенка от
детей и помочь ему включиться в одну из микрогрупп.
3. Стадии развития коллектива.
Динамика развития ученического коллектива (этапы) по
А.С.Макаренко
Коллектив формируется через ряд этапов, или стадий (А.С. Макаренко).
Весь этот процесс зависит от степени участия учителя в предъявлении
31
требований к детям, а также от отношения коллектива детей к этим
требованиям.
1 этап - требование выдвигает учитель в категорической форме.
2 этап - вместе с педагогом начинает работать актив: постепенно
требования актива принимаются всеми школьниками, поэтому сам коллектив
может предъявлять требования к каждому ученику в отдельности.
3. этап – к личности и коллективу актив предъявляет требования; так
постепенно требования учителя становятся теперь требованиями актива.
4 этап - каждая личность предъявляет теперь требования к самому себе
на фоне общественных требований.
Таким образом, создание коллектива начинается с предъявлений к нему
системы требований, но движение вперед происходит только при наличии
совместной деятельности, которая составляет основное содержание его
жизни. Постепенно происходят изменения в отношениях детей к
деятельности. Возникает соуправление и самоуправление, меняются мотивы
и поведение каждого члена коллектива. Развиваются коллективные черты:
коллективизм, взаимовыручка. В итоге коллектив выполняет не только
требования учителя, но и сам выдвигает их к отдельным членам коллектива.
32
4. Принципы развития коллектива.
Принципами развития коллектива (А.С. Макаренко) являются:
1. Гласность.
2. Ответственная зависимость. Основана на подчинении и умении
подчиняться, это должно пронизывать все стороны функционирования
коллектива и представлять собой внутреннюю систему связей между
людьми.
3. Принцип “ педагогики параллельного действия”. Основан на
воздействии на личность через коллектив в целом. “Педагогика
параллельного действия”: требование к личности осуществляется не прямо, а
через весь коллектив (на второй или третьей стадии развития коллектива). В
коллективе необходимо выделить референтную группу (реальную или
воображаемую), на ценности которой ориентируется ребенок в поведении.
Если референтной группой является семья, то влиять через семью.
4. “Педагогика индивидуального действия”. Этот принцип связан с
непосредственным и личностным воздействием педагога на отдельного
ребенка. При прямом воздействии учителя на ребенка могут возникать
конфликтные ситуации, поэтому здесь может помочь методика “контактного
взаимодействия” (Д.Карнеги):
Первый этап - поиск согласия. Нужно говорить с “противником” только
на те темы, по которым у всех людей не бывает разногласий.
Второй этап - поиск взаимных интересов, которые обсуждаются при
встречах.
Третий этап - взаимная откровенность, вплоть до исповеди. Причем, эту
исповедь должен начинать старший о самом себе, а не вымогать
информацию у младшего , как на допросе.
Четвертый этап - взаимная критика. Здесь критика не только
допускается, но и правильно понимается и принимается.
Пятый этап - тесное сотрудничество. Учитель не боится признать своего
воспитанника умнее самого себя и просить о помощи - ничто так не окрыляет
ребенка, как уважение и доверие.
5. Система “перспективный линий”. Это путь движения коллектива:
постановка постоянных перспектив перед коллективом способствует
непрерывному движению коллектива вперед. А.С. Макаренко называл
перспективу “завтрашней радостью”, которая является стимулом
человеческой жизни. Но эту радость необходимо организовать и
осуществить, как реальность. Перспективы бывают трех видов: близкие,
средние, дальние. Начинать следует с близких перспектив, которые
украшают каждый день пребывания ребенка в школе. Затем выдвигаются все
более сложные и отдаленные. И лишь тогда можно приучать ребенка
ощущать далекие перспективы, выдвигая их как предвкушение огромной
будущей радости.
33
Основные пути формирования детского коллектива
5. Развитие личности в коллективе.
Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг
друга от возраста к возрасту. Характер развития личности зависит от уровня
развития группы, в которую она включена.
Фазы развития личности в коллективе (А.В. Петровский):
1. Адаптация - в новом коллективе человек начинает осваивать
действующие нормы (нравственные, учебные), постепенно овладевает теми
приемами и средствами, которые присущи всем членам коллектива. Его
задача - “быть как все”. Здесь происходит становление личности на фоне
коллектива.
2. Индивидуализация - на этом этапе обнаруживаются и обостряются
противоречия между необходимостью “быть как все” и стремлением
человека к максимальной индивидуализации. Поэтому ему приходится
искать свои средства и способы для осуществления своих целей.
3. Интеграция - на этом этапе происходит обострение противоречий
между стремлением человека представить себя как индивидуальность и
34
потребностью окружающих принять или одобрить лишь те его качества,
которые им импонируют и способствуют общему успеху. Если противоречие
не устраняется, то происходит дезинтеграция, в результате которой личность
вытесняется из группы и даже изолируется. Часто в группе закрепляются
положительные или отрицательные черты, благодаря контрастирующей
личности в ней.
Личность принимается в одной группе, как свой человек, а в другой -
отвергается. С возрастом ребенку приходится снова и снова утверждать себя
в новых возрастных коллективах в качестве самостоятельной личности.
Поэтому здесь возникают новые противоречия, проблемы и трудности.
Поскольку все группы находятся в процессе развития, то и развитие
личности будет определяться процессом развития того коллектива, в котором
она интегрируется. Так происходит взаимное обогащение коллектива и
личности. Педагог должен помогать сливать личные и общественные цели, и
при этом личная цель не должны потеряться.
6. Методика воспитательной работы.
Основной признак детского коллектива - его мажорное настроение,
постоянная бодрость и готовность к действию (А.С. Макаренко). Основной
смысл педагогической работы заключается в создании содержательной
детской жизни и формировании отношений. Для повышения уровня развития
межличностных отношений необходимо:
1. Организовать совместную деятельность (игровую, учебную,
трудовую).
2. Использовать коллективные формы занятий (когда общий результат
зависит от взаимодействия и усилий всех учеников класса).
3. Создавать ситуации совместных переживаний.
4. Применять методы опосредованного взаимодействия (через
референтных лиц).
5. Взаимодействовать, в первую очередь с детьми, занимающими “
полярные позиции” в классе (с целью изучения их потребностей, мотивов,
ценностных ориентаций).
Педагог должен:
- говорить о поведении детей, а не об их личности;
- говорить больше о своих наблюдениях, а не о заключениях;
- давать больше описаний, нежели оценок;
- стараться не пользоваться такими высказываниями: “Ты всегда”...” или
”Ты никогда...”
- не упоминать далекого прошлого;
- выбирать подходящее время, место и ситуацию и т.д.
При формировании коллектива педагог должен помнить:
1. Нельзя утверждать, что коллективное мнение более правильное,
нежели мнение отдельного ребенка, и что коллектив положительно влияет на
личность.
35
2. Не только личность должна брать определенные обязанности перед
коллективом, но и коллектив должен иметь четкие обязанности перед каждой
личностью.
3. Предоставлять ребенку возможность предъявлять требования к
коллективу и при этом оставаться при своем мнении.
4. Личность может формироваться и вне коллектива.
Методика воспитательной работы в коллективе:
а) вовлечение учащихся в разнообразную и содержательную совместную
деятельность;
б) организация и стимулирование этой деятельности;
в) формирование правильных отношений.
Для этого требуется:
- умелое предъявление требований к учащимся,
- воспитание актива;
- организация перспектив;
- формирование здорового общественного мнения;
- создание положительных традиций;
- внимательное отношение ко всем членам коллектива и т.д..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.