лучшедома
Понятие о сложном предложении (9 класс)

Понятие о сложном предложении (9 класс)

Работа в классе +1
docx
русский язык
9 кл
14.03.2020
ип урока: урок общеметодической направленности. Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ. Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

урок 9 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема:  «Понятие о сложном предложении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понятие о сложном предложении (9 класс)

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок

Ход урока

1.    Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

 Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться.

Учитель: Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали?

У: Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.

Учитель: Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.

Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Оцените друг друга.

0 ошибок-оценка 5

1 ошибка-4

2 ошибки-3.

Сообщение темы урока. Слово учителя.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.



 

  

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулятьглавное предложение, а потому что началась грозапридаточное предложение.)Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, однако занятие не отменили.

Проверка задания. Исправление ошибок.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

1.    Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна       Б) две    В) две и более

 

2.    Как связаны между собой части в сложном предложении?

А) по смыслу

Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

 

3.    Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

              А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение

              Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

 

4.    Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

А) да     Б)нет

 

5.    Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

А) да     Б)нет

 

6.    Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

А) да     Б)нет

 

7.    Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

 

А) главной

Б) придаточной

            В) сочинительной и подчинительной

 

8.    Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

 

9.    Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

             А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

             Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

 

       10.  Определите вид сложного предложения  Мы хорошо работаем на уроке, потому что           хотим разобраться в новой теме.

      А) сложносочиненное

      Б) сложноподчиненное

      В) бессоюзное

 

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!

9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.

7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

 

Ответы:

1.В        6.Б

2.Б        7.В

3.Б        8.Б

4.А        9.А

5.А        10.Б

 

 

2.      Этап закрепления знания. 

На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

            3.Обрати внимание на средство связи.

            А. Союзов нет – бессоюзное.

            Б.  Союз сочинительный - ССП.

            В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

 

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. (Предложения выводятся на экран)

 

 Гр..дущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)

 

Люблю (не)молчный говор твой
И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

 

Прозрач..ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)

 

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)

 

Любви, надежды, тихой славы
(Не)долго тешил нас обман,
 Исчезли милые забавы,
Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)

Если жизнь тебя обман..т,
(Не) печалься, (не) сердись.

 

Сначала ребята работают самостоятельно, записывая предложения и выполняя задания к ним. Потом каждый проверяет себя, сравнивая свои ответы со слайдами, на которых предложения разобраны, или сверяя написанное с комментариями учеников и учителя. За каждое правильнее предложение учащиеся добавляют себе 1 балл к баллам за тест. Попутно комментируем орфографию. Делаем вывод о том, что чаще всего части сложного предложения отделяются друг от друга запятой. Однако учитель сообщает, что это не единственный знак, возможный в сложном предложении:  части могут отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях, но могут узнать и самостоятельно, воспользовавшись портфолио ученика.

 

 

3.      ДЛЯ того, чтобы вспомнить, чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое, поработаем в группах

1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1. Солнце взошло.

2. День будет жарким.

3. Похолодало.

4. Река была глубока.

5. Сын – выпускник школы.

6. Осень.

7. Тишина.

8. Настала ночь.

9. День был морозным. (предложения одно и двусоставные)

2-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.

сущ.1. Редела тень.                

прич. в знач. сущ.2. Провожающие собрались на перроне.      

числ. в знач. сущ.3. Восемь делится на два.           

числ.4. Трое вышли на улицу.     

междом.5. Далече грянуло «ура»(А. С. Пушкин)       

местоим.6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)         

н.ф.гл.7. Жить – Родине служить. (Пословица)           

словосочет.8. Стаи воробьев купались в луже.

9. На уборку урожая вышли от мала до велика.

3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.

Простое глаг сказ1. Деревья быстро пожелтели.

Сгс 2. Мальчик начал волноваться сильнее.

Кр. Прил 3. Преподаватель словесности строг.

Сис 4. Кинофильм очень интересный.

Сущ. В им. п5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.

Сис 6. Утро было раннее.

Сущ 7. Озеро как зеркало.

Числ. 8. Два плюс три будет пять.

Сис 9. Вечером море было черного цвета.

- С КАКИми предложениями вы сейчас работали?

По составу грамматической основы они какие? (односоставные и двусоставные) Назовите односоставные.

- Прочитайте текст. Какое из предложений могло бы стать названием текста? Запишите его и спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром из золота и бронзы был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва.  

- Есть ли в тексте простые предложения? Назовите их. По каким признакам вы определили это? Почему остальные нет? Справились ли мы с поставленными целями? Поможет ли нам эта информация ? Где?

 

4.       

Задание классу.

Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

Какие предложения называются сложными?

На какие группы делятся сложные предложения?

На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

Этап рефлексии.

Давайте ответим на следующие вопросы.

1.На уроке я работал                 активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен
3.Урок для меня показался       коротким / длинным
4.За урок я                                  не устал / устал
5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был       понятен / не понятен
                                                     полезен / бесполезен
                                                     интересен / скучен

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 7–10, упр. 46, 47.




Сложное предложение

·         Сложное предложение. Общие понятия

·         Виды синтаксической связи частей сложного предложения

·         Классификация сложных предложений

Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение – это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.


От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.


Но сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

 

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

 

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

 Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

                                           Союзной                                                                         Бессоюзной

(Союзная связь) – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

 

 

 

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.Подчинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью

 специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулятьглавное предложение, а потому что началась грозапридаточное предложение.)Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю


.Характер синтаксической связи между частями сложного предложения – это важнейший классификационный признак сложных предложений.

Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений – это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь - на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

·         сложносочинённые

·         сложноподчинённые

·         бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)