Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений
Оценка 4.6

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
13.12.2023
Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений
Русский язык, 9 класс (2).docx

 

24.10.2023 г.

Учитель: Сулиманова Б. М.

Класс: 9

Предмет: русский язык

Тема урока:24. Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений

Цель:

- повторить теоретические сведения о сложном предложении;

- дать сведения учащимся о типах сложных предложений;

-изучить типы сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений, знаки препинания в сложноподчиненном предложении.


Задачи:

1. Научиться отличать типы сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с различными видами связи;

2. Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного предложений, предложения с различными видами связи;

3. Выявить отличие союзных слов от союзов, специфику указательных слов;

4.Закрепить умения находить главную и придаточную части, расставлять знаки препинания.

 

Тип урока:Комбинированный урок

Ключевые слова:ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ, ПРИДАТОЧНОЕ, ГЛАВНОЕ, СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ, СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ, БЕССОЮЗНОЕ, СОЮЗНОЕ, СОЮЗНАЯ СВЯЗЬ, СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ, СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Базовые понятия, единые для школьного образования:МОДЕЛЬ, МНОЖЕСТВО, КОММУНИКАЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, АЛГОРИТМ, ЯЗЫК, ТЕКСТ, СИСТЕМА, СИМВОЛ, ОБЪЕКТ

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:

Мотивирование на учебную деятельность

Добрый  день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.

 

Актуализация опорных знаний

Орфографическая работа.

Протирать доску, съедобный гриб, шепот листвы, цыпленок, небрежность, пол- лимона , узкий мост, осенний день, глиняный кувшин, ярко-красный шарф, излагать свои мысли, преинтересный рассказ, темная ночь, стричь волосы, загореть на солнце, предложить помощь,  вымокнуть под дождем, цветущее растение, подскочить от неожиданности, две свечи, я  рассердилась, клеящий карандаш, замереть от восторга, пройти через чащу, усевшись под  деревом, высоко над землей, как в воду глядел,каникулы, самовар.

 

Готовимся к ОГЭ

 

Задание 9

 

1. Выпишите словосочетание ГЛИНЯНЫЙ КУВШИН ( один ученик работает у доски)

2.Определите тип словосочетания ГЛИНЯНЫЙ КУВШИН( согласование);

3.Перестройте данное словосочетание с подчинительной связью согласования в синонимичное словосочетание с подчинительной связью управления ( КУВШИН ИЗ ГЛИНЫ);

 

4.Найдите слово, образованное путем сложения с соединительной гласной – САМОВАР

      

Проверка орфографической работы.

 

Работа с цитатой  Н.Островского

   «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз.  Прожить надо ее так, чтобы не было мучительно стыдно   за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…»

Н. Островский

 Прочитайте цитату.  О чем Цитата? Что говорит автор? Сделать синтаксический разбор 3 предложения. Дайте характеристику предложения.

Какое это предложение по наличию грамматических основ? (Сложное предложение)

 

Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?(О сложном предложении)

Какие цели предстают перед нами?

 

Цель:

- повторить теоретические сведения о сложном предложении;

- дать сведения учащимся о типах сложных предложений;

-изучить типы сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений, знаки препинания в сложноподчиненном предложении.


Задачи:

1. Научиться отличать типы сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с различными видами связи;

2. Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного предложений, предложения с различными видами связи;

 

 

Для того, чтобы вспомнить что такое СП, давайте обратимся к учебнику.

 П.     СТР.

 

Повторение ранее изученного материала по теме «Сложное предложение»:

Дайте определение сложному предложению, приведите пример;

Сложное предложение - это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство.

 

 

Чтобы актуализировать работу по сравнению простых и сложных предложений, учитель предлагает учащимся записать два примера из пушкинской повести «Выстрел». Это можно сделать под диктовку или запустить задание на доске.

Сравнительный анализ простого и сложного предложений

Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Что вы можете сказать о данных предложениях? Какое из них простое? сложное? легкое? трудное? Обоснуйте свой ответ. Укажите в скобках вид предложения.

 

Ему было около тридцати пяти лет и мы за то почитали его стариком.

Он охотно давал их (книги) читать никогда не требуя их назад но никогда не возвращал хозяину книги, им занятой.

 

По ходу выполнения задания учитель может организовать повторение простого осложненного предложения и навыки постановки знаков препинания в нем.

Дополнительно можно уточнить, помнят ли девятиклассники, в какой цикл входит повесть «Выстрел» и как зовут главного героя? (связь с литературой)

 Предлагаю провести небольшой лингвистический эксперимент.

Запишите три простых предложения, произнесите их, наблюдая за интонацией. Покажите стрелочками, как меняется интонация в них.

Вспомним, что к концу предложения голос понижается. Эта интонация получила название интонация конца предложения.

Объедините эти простые предложения в одно сложное, запишите, произнесите и понаблюдайте за тем, как оно произносится. Покажите эти изменения стрелочками.

Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов (относительных местоимений и наречий). Рассмотрим примеры :

Союзные:

Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег.

С.

[-=],  И [-=].

Мне вздумалось завернуть под навес, гдестояли нашилошади.

                 с.с.

[-=], ГДЕ (-=  ).

Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла.

 с.

[-=], ЧТО (-=  ).

Бессоюзные:

Покраснела рябина, посинела вода.

[-=][-=].

Физминутка

 

Самостоятельная работа (практическое задание):

Запишите предложения,  расставьте знаки препинания,  выделите грамматическую основу,  определите тип  сложного предложения, постройте схему.

1.   Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.(ССП с соединительным союзом)

2.   После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.(СПП)

3.   Солнца еще не было, но дождь перестал.(ССП с противительным союзом

4.   Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.(СПП).

5.   Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.(СБП)

Проверка самостоятельной работы

Работа с текстом.

Всё в твоих руках

  (1) Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец.(2) Слава о его мудрости разнеслась далеко.(3) Но жил в городе человек, завидующий его славе.  (4) Решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.  (5)  Пошёл завистник на луг, поймал самую красивую бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?(6) Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и  бабочка умрёт; а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. (7)Вот тогда все поймут, кто из нас умный». (8)Так всё и случилось. (9)Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу.(10) И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». (11) Тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…».

И действительно, ребята, все в ваших руках, нужно только приложить усилия.

-Докажите, что это текст;

-Озаглавьте;

-Определите стиль, тип речи;

-Найдите среди предложений 1-4 сложные предложения, определите их тип, постройте схемы;

 

Домашнее задание

 

 

 

Подведение итогов, выставление отметок.

Повторили теоретические сведения о сложном предложении;

Изучили типы сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений;

Научились отличать типы сложных предложений;

Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях;

Составлять схемы сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных,  бессоюзных);

Соблюдать  правильную интонацию при прочтении сложных предложений.

 

Где вам пригодятся полученные на уроке  знания?

 

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал                 активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен
3.Урок для меня показался       коротким / длинным
4.За урок я                                  не устал / устал
5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был       понятен / не понятен
                                                    полезен / бесполезен
                                                    интересен / скучен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё в твоих руках

  (1) Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец.(2) Слава о его мудрости разнеслась далеко.(3) Но жил в городе человек, завидующий его славе.  (4) Решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.  (5)  Пошёл завистник на луг, поймал самую красивую бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?(6) Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и  бабочка умрёт; а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. (7)Вот тогда все поймут, кто из нас умный». (8)Так всё и случилось. (9)Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу.(10) И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». (11) Тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…».

И действительно, ребята, все в ваших руках, нужно только приложить усилия.

-Докажите, что это текст;

-Озаглавьте;

-Определите стиль, тип речи;

-Найдите среди предложений 1-4 сложные предложения, определите их тип, постройте схемы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал                 активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен
3.Урок для меня показался       коротким / длинным
4.За урок я                                  не устал / устал
5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был       понятен / не понятен
                                                    полезен / бесполезен
                                                    интересен / скучен

 

 

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал                 активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен
3.Урок для меня показался       коротким / длинным
4.За урок я                                  не устал / устал
5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был       понятен / не понятен
                                                    полезен / бесполезен
                                                    интересен / скучен

 

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал                 активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен
3.Урок для меня показался       коротким / длинным
4.За урок я                                  не устал / устал
5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был       понятен / не понятен
                                                    полезен / бесполезен
                                                    интересен / скучен

 

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал                 активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен
3.Урок для меня показался       коротким / длинным
4.За урок я                                  не устал / устал
5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был       понятен / не понятен
                                                    полезен / бесполезен
                                                    интересен / скучен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учитель: Сулиманова Б. М. Класс : 9

Учитель: Сулиманова Б. М. Класс : 9

Добрый день, ребята! Рада вас видеть!

Добрый день, ребята! Рада вас видеть!

Какое это предложение по наличию грамматических основ? (Сложное предложение)

Какое это предложение по наличию грамматических основ? (Сложное предложение)

По ходу выполнения задания учитель может организовать повторение простого осложненного предложения и навыки постановки знаков препинания в нем

По ходу выполнения задания учитель может организовать повторение простого осложненного предложения и навыки постановки знаков препинания в нем

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложного предложения, постройте схему

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложного предложения, постройте схему

Научились отличать типы сложных предложений;

Научились отличать типы сложных предложений;

Всё в твоих руках

Всё в твоих руках

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец

Урок для меня показался коротким / длинным 4

Урок для меня показался коротким / длинным 4

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2023