МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КАРАТУЗСКИЙ ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«МИНУСИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
План-конспект лекции
«Понятие о сорняках»
Разработал: Новокрещенных Владимир Николаевич,
преподаватель специальных дисциплин
Каратузское-2019
Тема: Понятие о сорняках.
Цель: дать общее понятие о сорняках.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с сорными растениями;
- развивать интерес к знаниям по технологии механизированных работ в сельском хозяйстве;
- прививать уважение к сельскохозяйственному труду.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Вид занятия: лекция с использованием мультимедийной презентации.
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, проектор, плакаты, наглядный материал, гербарий.
Методы обучения: словесный, наглядный, метод проблемного обучения.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Место проведения занятия: аудитория.
План - хронокарта занятия
№ этапа |
Название этапа
|
Описание этапа |
Педагогическая цель этапа
|
Время этапа
|
1 |
Организационная часть |
Проверка присутствующих, подготовка рабочих мест |
Наладить зрительный и эмоциональный контакт с группой |
2 минуты |
2 |
Сообщение темы и целей занятия |
Объявление темы занятия, постановка целей |
Сообщить тему занятия и озвучить основные цели |
1 минута |
3 |
Повторение пройденного материала |
Устный опрос по предыдущей теме |
Повторить и закрепить пройденный материал |
10 минут |
4 |
Основная часть лекции |
Рассказ преподавателя о сорных растениях |
Дать общее понятие о сорных растениях |
60 минут |
5 |
Закрепление пройденного материала |
Опрос по изученной теме |
Закрепить пройденный материал |
10 минут |
6 |
Задание на дом |
Сообщение задания на дом |
Обобщить и дополнить сведения, полученные на занятии |
2 минуты |
7 |
Рефлексия |
Подведение итогов занятия, сообщение оценок |
Подвести итоги занятия |
5 минут |
Ход занятия
1. Организационная часть.
Преподаватель проверяет наличие и готовность обучающихся к занятию.
2. Сообщение темы и целей занятия.
П: тема нашей сегодняшней лекции – «Понятие о сорных растениях». На данном занятии вы узнаете о сорняках, которые вредят полевым культурам.
3. Повторение пройденного материала.
П: прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим предыдущую тему.
Преподаватель проводит устный опрос по теме предыдущего занятия.
4. Основная часть лекции. Изучение нового материала.
План лекции:
1. Понятие о сорняках и вред, причиняемый сорняками сельскому хозяйству.
2. Способы распространения сорных растений.
3. Биологические особенности сорных растений, затрудняющие борьбу с ними.
4. Основные биологические группы сорных растений и наиболее распространенные их представители.
Понятие о сорных растениях
В посевах различных культур, на сенокосах и пастбищах, по межам и обочинам дорог часто произрастают нежелательные растения. Такие встречающиеся в посевах растения, снижающие урожай возделываемых культур и ухудшающие качество получаемой продукции, называют сорными растениями, или сорняками.
Однако в посевах одной культуры нередко произрастают растения других культурных видов. Так, в посевах озимой пшеницы иногда встречаются растения озимой ржи, а в посевах гороха появляются всходы подсолнечника и т.п. Культурные растения, которые по каким-либо причинам находятся в посевах другой культуры, называются засорителями. Распространение и вредоносность засорителей сравнительно легко контролировать и полностью исключать в земледелии.
Сорные растения, обитая на полях и других сельскохозяйственных угодьях и буйно развиваясь, причиняют вред прежде всего посевам различных культур.
Вред, причиняемый сорняками. Вред, который наносят сорняки посевам, может быть как прямым, так и косвенным.
Прямое неблагоприятное влияние сорняков выражается прежде всего в том, что они, перехватывая свет, влагу, элементы минерального питания, ухудшают условия жизни культур. Такие сорняки, как редька дикая, марь белая, ромашка непахучая, бодяк полевой, развивая мощную вегетативную массу и возвышаясь над посевом, затеняют культурные растения. Многие сорняки (горчица полевая, пикульник заметный, овсюг, василек синий, амброзия полыннолистная) в отдельные периоды вегетации расходуют влаги в 1,5-2 раза больше, чем посевы, и тем усиливают почвенную засуху. Вместе с тем амброзия полыннолистная, осот полевой, вьюнок полевой, бодяк щетинистый, корневая система которых нередко проникает в почву на глубину 2-3 метра, выносят из нее в 2-3 раза больше азота, фосфора и калия, чем озимая пшеница или ячмень с урожаем 2,5-3,0 т/га.
Некоторые сорняки (повилика клеверная, заразиха подсолнечная и др.) паразитируют на культурных растениях, извлекая из них с помощью особых присосок (гаусторий) влагу, пластические и минеральные вещества.
Разнообразен и косвенный вред сорняков. Они способствуют массовому размножению и распространению вредителей и болезней, которые сильно поражают посевы. Сорняки из семейства Капустные (Крестоцветные) служат очагами размножения бабочки-капустницы, капустной тли, земляных блошек, рапсового клопа и др. Сорные растения из семейства Мятликовые (щетинник сизый, пырей ползучий, овсюг) – резерваторы корневой гнили, мозаики, ржавчины и головни злаковых культур. Многие вирусные болезни переносятся насекомыми с сорняков на посевы.
На засоренных полях уборка урожая сильно осложняется. Сырая хлебная масса плохо обмолачивается, увеличиваются потери зерна. Бункерная масса, поступающая с засоренных полей на тока, нередко содержит около 30-40% влажных частей сорняков, что требует многократной очистки и последующей сушки зерна. На полях, засоренных пыреем ползучим, хвощем полевым, бодяком полевым, тяговое усилие при обработке почвы возрастает на 20-30%.
Однако самый существенный ущерб от сорняков состоит в том, что они еще и снижают урожайность возделываемых культур. Если в целом потери урожая зерновых от сорняков оценивается в 13-17%, а при значительном засорении возрастают до 25-30%, то сильное развитие сорняков на полях картофеля, сахарной свеклы, кукурузы снижает урожай основной продукции на 60-90%. Следовательно, успешная борьба с сорными растениями на полях позволит существенно улучшить качество получаемой продукции и значительно повысить урожайность возделываемых культур.
Биологические особенности сорных растений. Широкое распространение и высокая вредоносность сорняков обусловлены многими биологическими особенностями этих растения, из которых рассмотрим лишь основные.
Высокая семенная продуктивность. Если одно растение озимой пшеницы может образовать 100-150 семян, то одно растение василька синего – 6.820, мари белой – 100 тыс., а дескурании Софии – 730 тыс. Таким образом, даже несколько десятков сорняков на 1 га способны произвести такое количество семян, которое на следующий год вызывает массовое засорение посевов.
Долговечность. Если семена культурных растений сохраняют жизнеспособность несколько лет, то семена многих сорняков пребывают в почве десятилетиями. Так, жизнеспособность семян овсюга, мари белой, торицы обыкновенной – 5-7 лет, семян звездчатки средней (мокрицы), горчицы полевой, щирицы запрокинутой, донника лекарственного – 30 лет, а семян нивяника, щавеля курчавого, ослинника двулетнего – свыше 40 лет. Следовательно, однажды осыпавшиеся в почву семена сорняков служат источником засорения посевов на протяжении многих последующих лет.
Глубина прорастания. Находящиеся в пахотном слое семена и плоды сорняков лучше всего прорастают и образуют всходы с глубины не выше 4-5 см, чему способствуют быстрое прогревание почвы и большое количество кислорода и влаги в ней. Прорастание происходит и в более глубоких слоях, но из-за малого запаса в семенах и плодах пластических веществ проросток не достигает поверхности почвы и отмирает.
Способность к распространению с помощью семян и плодов у сорняков поразительна по своему многообразию. Например, семена одуванчика лекарственного, осота полевого легко переносятся ветром на многие километры, семена и плоды липучки ежевидной, череды трехраздельной, лопуха обыкновенного цепляются за шерсть животных и оперение птиц специальными выростами, а смена метлицы полевой, василька синего, ситника лягушачьего распространяются поверхностными потоками вод. Семена и плоды их могут расселяться вместе с почвой, налипающей на копыта животных и колеса орудий, с плохо очищенной мешкотарой и автотранспорта, с соломой, кормами и другими путями.
Вегетативное размножение преобладает над семенным у наиболее опасных и вредоносных многолетних сорняков. Даже небольшие обломки (длиной 3-5 см) их корневищ или корней способны произвести самостоятельные растения, позднее образующие вокруг целые куртины побегов. Так, на 1 га засоренных полей осот полевой в пахотном слое почвы формирует корни общей длиной 246 км с числом почек возобновления 8,3 млн штук, а пырей ползучий соответственно 1265 км и 55,5 млн штук.
Специализация сорняков. Многие сорные растения выработали приспособительные признаки, позволяющие им постоянно удерживаться в посевах. Так, плевел льняной настолько приспособился к посевам льна-долгунца, что растения сорняка очень сходны по внешнему облику (габитусу, морфологии) с культурой, а их семена при очистке трудно разделить. Аналогичные свойства выработали овсюг, засоряющий посевы овса, ячменя и яровой пшеницы, куриное просо – в посевах проса и суданской травы, костер ржаной – в посевах озимой ржи и т.д.
Как рассмотренные биологические особенности сорняков, так и другие их приспособительные свойства побуждают к глубокому изучению этих растения для успешной борьбы с ними на посевах.
Агробиологические группы сорных растений
На пахотных землях России встречается свыше 900 видов сорняков, из которых около 120 видов причиняют существенный вред культурам. Несмотря на разнообразие видов, многие сорняки сходны между собой по времени появления всходов, ритму роста и развития, продолжительности жизни и вегетации, способам размножения и т.п.
Сходства сорных растений по этим биологическим особенностям, как и идентичность их реакций на агротехнические мероприятия, дало возможность объединить их в агробиологические группы. Уничтожение сорняков, относящихся к одной такой группе, достигается применением единых способов, что существенно повышает эффективность всей системы истребительных мероприятий.
Различия по способу питания позволяет выделить 3 типа растений: непаразитные, полупаразитные и паразитные.
Непаразитные растения по продолжительности жизни и способам размножения подразделяют на 2 подтипа: многолетние и однолетние.
Малолетние сорняки имеют период жизни не более двух лет. После плодоношения все растение вместе с корневой системой отмирает. Поэтому они размножаются только семенами. В этот подтип входят сорняки, сильно различающиеся как по продолжительности вегетации, так и по местообитанию предпочитаемых ими посевов. Их объединяют в биологические группы: эфемеры, ранние и поздние яровые, зимующие, озимые и двулетние.
Некоторые сорняки, как звездчатка (мокрица), плодоносят через 1,5-2 месяца с начала вегетации. За одно лето она способна дать несколько поколений, поэтому их называют эфемерами.
В посевах некоторых яровых культур многие сорняки развиваются соответственно ритму культуры. Одни (горчица полевая, торица обыкновенная, овсюг) обсеменяются до уборки, другие (марь белая, горец шероховатый, пикульник заметный) рассеивают семена при уборке культуры. Эти сорняки получили название ранних яровых, так как они засоряют обычно культуры раннего срока сева (овес, ячмень, лен и т.п.).
Ряд сорняков (щетинник сизый, куриное просо, щирица запрокинутая) засоряют преимущественно пропашные или поздно высеваемые культуры – сахарную свеклу, кукурузу, картофель, просо, гречиху и т.п. Это группа поздних яровых сорняков, для прорастания семян которых необходимы температура почвы не ниже 16-18 ºС и хорошая освещенность растений в первые недели после всходов. В посевах зерновых сорняки из-за неблагоприятных условий плохо развиваются и обычно не дают семян. На невзлущенном поле они продолжают развитие в жнивье и через 2-4 недели обильно плодоносят.. поэтому их еще называют пожнивными сорняками.
Многие сорные растения – пастушья сумка, ярутка полевая, василек синий, фиалка полевая – начинают развитие с осени. Появившиеся всходы формируют розетку с прилегающими к земле листьями и хорошо развитую в пахотном слое корневую систему, что обеспечивает их хорошую перезимовку. Весной они продолжают вегетацию и еще до выхода озимых в трубку зацветают, образуя семена в первой половине лета. Очень часто их всходы появляются и в посевах яровых культур. Тогда эти сорняки развиваются соответственно ритму яровых растений и плодоносят ко времени уборки культуры. Ввиду двойственности в характере развития эти сорняки называют зимующими.
Весенние всходы некоторых сорняков (метлица обыкновенная, костер полевой и др.) в течение всего лета кустятся и образуют вегетативную массу, но не способны развить плодоносящие побеги. Большинство их всходов появляются осенью. После перезимовки они продолжают развитие и к уборке культуры обсеменяются и затем отмирают. Сорняки, сходные по ритму развития с озимыми культурами, называют озимыми. Поэтому они способны засорять только озимые хлеба или многолетние травы.
У таких сорняков, как чертополох курчавый, донник желтый, белена черная, весенние всходы за первое лето развиваются в плотную розетку с глубоким стержневым корнем. На следующий год перезимовавшие растения отмирают вместе с корнем. Это двулетние сорняки, которым для развитии необходимы два полных вегетационных периода; даже при образовании их всходов осенью они зимуют дважды.
Все растения рассмотренных биологических групп сорняков заканчивают полный цикл своего развития за время не более двух лет, потому их и называют малолетними.
Многолетние сорняки. Существует немало сорняков, у которых ежегодно весной от сохранившейся в почве корневой системы развиваются новые растения. К концу лета они образуют органы вегетативного возобновления и семена. Осенью после плодоношения растение до корневой шейки отмирает, а весной весь цикл развития повторяется. Следовательно, такие сорняки живут несколько лет и их называют многолетниками. Органы вегетативного возобновления у них представлены в виде корней размножения, корневых отпрысков, корневищ, луковиц, клубеньков, наземных плетей и т.п., от которых даже за один летний период образуется по нескольку штук или даже десятков дочерних растений.
В зависимости от выраженности семенного и вегетативного размножения различают несколько групп многолетних сорняков.
У таких сорняков, как одуванчик лекарственный, цикорий дикий, полынь горькая, корневая система слагается из проникающего в пахотные слои главного стержневого корня и большого количества мелких боковых корней. При поверхностном повреждении корневой системы почвообрабатывающими орудиями или после перезимовки новые растения образуются из адвентивных (придаточных) почек, расположенных в верхней части главного корня на корневой шейке. При глубоком подрезании корневой системы плугом отрастания (регенерация) растений от корневой системы уже не наблюдается. Сорные растения этой группы называют стержнекорневыми.
Некоторые сорняки – подорожник большой, лютик едкий – имеют систему хорошо развитых и многочисленных придаточных корней. В почве от основания стебля они расходятся в виде густой кисти, образуя плотную мочку корней. Это группа мочковатокорневых сорняков. Вегетативное возобновление у них выражено весьма слабо. Поэтому обычно они встречаются на межах и по краю полей, где обработка почвы менее тщательна, и на полях с неежегодной обработкой (многолетние травы, пастбища и т.п.).
У многолетних сорняков (чистец болотный, мята полевая) наряду с семенным размножением хорошо выражено и вегетативное с помощью корней, сформированных в четковидные или клубнеобразные утолщения. Эти клубеньки с почками, листовыми чешуйками отделяются от корневой системы осенью после отмирания материнского растения или же при обработке почвы. Одно растение образует несколько десятков четковидных клубеньков, каждый из которых способен дать новое растение. По структуре корневой системы эти сорняки объединяют в группу клубневых.
В размножении лука круглого наряду с семенами большую роль играют образующиеся в почке у основания стебля многочисленные дочерние луковички. При обработке почвы они растаскиваются по полю и каждая из них формирует отдельное растение, вызывая сильное засорение посевов. К таким сорнякам, получившим название луковичных, относятся также лук полевой, распространенный в лесной полосе.
Вегетативное размножение таких сорняков, как лютик ползучий, будра плющевидная, осуществляется стелющимися по поверхности почвы надземными побегами (усы, плети). Из каждого узла такой плети появляются листья и придаточные корни, развивающиеся затем в дочернюю розетку. Сорняки этой группы называют ползучими.
У некоторых сорняков, например у пырея ползучего, хвоща полевого, вегетативное размножение осуществляется с помощью подземных побегов (корневищ), расходящихся от материнского растения во все стороны. Каждый узел корневища несет защищенную чешуйкой адвентивную почку и образует мочку придаточных корней. В почве разрастающиеся корневища ветвятся, а при выходе на дневную поверхность их концов они развиваются в новые растения. При дроблении корневищ почвообрабатывающими орудиями каждый образовавшийся отрезок, если он несет один или несколько узлов, способен давать самостоятельное растение. По характеру вегетативного возобновления сорняки этой группы называют корневищными.
Вегетативное размножение рядом многолетних сорняков (бодяк полевой, осот полевой, вьюнок полевой) осуществляется с помощью частей корневой системы, называемых корнями размножения. На этих корнях, вертикальных, а также на отходящих в стороны горизонтально закладываются многочисленные придаточные (адвентивные) почки. Из них образуются подземные вертикальные побеги (отпрыски), которые, достигнув поверхности почвы, развиваются в самостоятельные растения. Однократное повреждение корневой системы при обработке почвы усиливает вегетативное возобновление этих сорняков. Образовавшиеся обломки корней во влажной почве хорошо приживаются и дают новые растения. Оставшаяся ниже глубины обработки корневая система имеет большой запас пластических веществ и после механических повреждений выгоняет на поверхность еще большее количество новых растений, чем их было уничтожено при обработке. В месте с тем многие сорняки этой группы, получившей название корнеотпрысковых, весьма устойчивы к неблагоприятным экологическим условиям (иссушение почвы, повышенные температуры, высокая плотность почвы, слабая освещенность и т.п.).
Полупаразитные сорняки на посевах представлены погремком большим, присасывающимся к корням озимой ржи. Из них на злаковых травах часто встречаются зубчатка, очанка, а по опушкам лесов – марьянник дубравный (иван-да-марья).
Паразитные сорняки представлены двумя биологическими группами: стеблевыми и корневыми паразитами.
Из стеблевых паразитов наиболее опасны различные виды повилик, поражающие лен, клевер, люцерну, сахарную свеклу и другие культуры. Появившийся из семени нитевидный проросток не имеет корней и в течение первых дней совершает вращательные движения, отыскивая растение-хозяина. Коснувшись его, он делает два-три витка вокруг стебля и внедряется в него присосками. С этого момента проросток теряет связь с почвой и усиленно растет, образуя шапкообразные клубки нитевидных стеблей с многочисленными коробочками, содержащими семена.
К корневым паразитам относят различные виды заразих, которые, присасываясь к корням растения-хозяина, поражают около 100 видов (подсолнечник, табак, томаты, конопля и др.). семена, сохраняя в почве всхожесть 8-10 лет, под воздействием корневых выделений растения-хозяина прорастают, образуя нитевидные проросток. Встречая корень растения-хозяина, он присасывается к нему и усиленно разрастается в почве в виде луковицы. Через 1,5-2 месяца из нее выходит на поверхность цветонос.
Особо опасны карантинные сорные растения. На территории России ограниченно распространены следующие виды: амброзии полыннолистная, многолетняя и трехраздельная, горчак ползучий, паслен клювовидный, паслен трехцветный и все виды повилик. Контроль за ограничением их дальнейшего распространения и борьба с ними осуществляются на всей территории страны Государственной инспекцией по карантину.
5. Закрепление пройденного материала.
П: - назовите классификацию сорняков.
- приведите примеры ранних яровых сорняков.
- назовите самых злостных корневищных сорняков.
- назовите способы распространения сорных растений.
- почему трудно бороться с сорняками?
6. Задание на дом.
Подготовить конспект. Н. Н. Третьяков «Основы агрономии» стр. 92-101.
7. Рефлексия.
Подводятся итоги занятия, сообщаются оценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.