Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №17
имени Ахмеда Мусовича Шхалахова а.Псебе
муниципального образования Туапсинский район
«Понятие, уровни и виды профилактики преступлений»
Подготовил: библиотекарь
МБОУ ООШ №17
им. А.М. Шхалахова а.Псебе
Ачмизова Фатима Дамировна
2020г.
Профилактика преступлений - деятельность, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий преступлений на всех уровнях, а также на их компенсацию причинами и условиями нормативного, во всяком случае, правомерного поведения. При этом имеется в виду, что на личностно-микросредовом уровне преступление еще не началось и даже не задумано, но уже действуют внутренние (сформировалась агрессивная и (или) корыстная криминогенная мотивация, при наличии таких качеств личности, которые могут содействовать ее реализации, например, просто молодежного возраста, мужского пола, отсутствия профессиональной образованности) и внешние (например, безнадзорность; сформировалась благоприятная микросреда – отсутствие работы, семьи, жилья или просто освещения на улице, патрульно-постовой службы в этом месте) причины и условия, и лицо может совершить, например, разбой, грабеж и т.п.
На общесоциальном уровне профилактика – это нейтрализация противоречий экономических, политических, идеологических, социальных, межнациональных, религиозных и т.п.; вытеснение общечеловеческой криминальной субкультуры; устранение из системы образования, воспитания в стране, из средств массовой информации пропаганды агрессии, идеи наживы любым путем, аномальной сексуальности и т.д., продуцирующих преступность, для ограничения сферы действия преступности, для ее нормирования.
Точки зрения по вопросу об уровнях и видах профилактики преступлений.
Позиция №1: есть два уровня профилактики: общесоциальный, включающий в себя комплекс общих, не специальных мер, действующих попутно и смешанно, непосредственно не направленных на причины и условия преступлений как на уровне общества, так и личности, групп; а также специальнокриминологический, сориентированный непосредственно на причины и условия преступлений, который, в свою очередь, делится на два вида:
1) общая профилактика, направленная в основном на микросреду преступного поведения, т.е. не персонифицированная, персонально ни на кого не сориентированная;
2) индивидуальная, предметом которой служит личность человека, от которого можно ожидать совершения преступления (Г. С. Саркисов, К. Е. Игошев, В. С. Устинов). Индивидуальная профилактика, в свою очередь, делится на раннюю, направленную на причины и условия формирования личности преступника, и непосредственную, ориентированную на внутренние, субъективные, непосредственные причины и условия преступления.
Позиция №2: выделяется три уровня:
1) общесоциальный, т.е. осуществляемый в масштабе всего общества;
2) групповой, ориентированный на досуговые, бытовые группы, корпорации, неформальные объединения, например, "тусовки" и формальные образования (партии, общества содействия осужденным и пр., зарегистрированные и имеющие свои уставы), группировки преступников, а также на специально для этих целей создаваемые группы (А. М. Яковлев, О. В. Старков);
3) индивидуальный.
Нам представляется, что основных уровней профилактики два:
1) общесоциальный – процесс управления общесоциальными причинами и условиями преступности и ее типов;
2) личностно-микросредовый, т.е. нейтрализация и компенсация сети причинного механизма преступного поведения и его типов.
Личностно-микросредовый уровень, в свою очередь, можно разделить на, по меньшей мере, три подуровня:
а) микросредовый (общий) - направлен на выявление, устранение внешних условий – недостатков микросреды, содействующих формированию криминогенной ситуации (управленческой, безнадзорности и др.) и непосредственному совершению преступления (насильственного и корыстного, аномально-сексуального, массового и др.) и на их компенсацию;
б) групповой подуровень - сориентированн на внешние причины образования криминогенной мотивации (жизненная ситуация), становления криминогенной ситуации (поле, сплоченность, совместимость, микроклимат групп) и совершения преступления (сама криминогенная ситуация, сложившаяся между субъектами), т.е. направленная саморегуляция общения в группах;
в) индивидуальная профилактика, объектом которой являются внутренние причины и внутренние условия становления крими-
Виды профилактики:
1. Общий - комплекс неспецифических мер, непосредственно не направленных на причины и условия преступлений, а действующих попутно, нецеленаправленно
2. Специальный (или специально-криминологический, криминологический) - меры, непосредственно сориентированные на причины и условия преступлений, профессиональные.
1) как общесоциальная, так и личностно-микросредовая профилактика может осуществляться и общими, и специальными мерами;
2) общесоциальная профилактика в масштабе всего общества может быть сориентирована как на микросреду в целом, содействующую реализации криминогенной мотивации (создание в системе МВД России патрульно-постовой службы, деятельность охранных структур в корпорациях и служб безопасности в банках), так и на социальные группы в стране, где чаще всего складываются криминогенные ситуации (регулирование семейным, жилищным, гражданским правом отношений между супругами, родителями и детьми (алиментные, жилищные и иные обязательства); воздействие уголовно-исполнительного права на взаимоотношения осужденных между собой и с сотрудниками уголовно-исполнительной системы), а также на отклоняющееся поведение людей (создание в масштабе страны реабилитационных центров для девиантов, т.е. отклоняющихся от норм поведения, для освобождаемых из мест лишения свободы), прежде всего в нормах права.
Субъекты профилактики можно классифицировать по основаниям их правового статуса и специализации:
1) государственные правоохранительные, специализированные организации, непосредственно ориентированные на профилактику преступлений – отделы прокуратуры по надзору за законностью деятельности полиции, исполнения наказаний; криминальная полиция; управления ФСКН России, судьи, персонал уголовноисполнительной системы и др.;
2) государственные неправоохранительные организации, непосредственно не соориентированные на профилактику преступлений – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, принимающие, например, нормативные акты, направленные на профилактику правонарушений; департаменты по делам молодежи;
3) негосударственные специализированные организации, непосредственно осуществляющие борьбу с преступностью – частные детективные и охранные агентства и предприятия, службы безопасности банков и т.п.;
4) негосударственные неспециализированные организации, непосредственно не осуществляющие борьбу с преступностью, но чья деятельность направлена в конечном счете на профилактику – церковь, партии и т.д.;
5) граждане России, являющиеся специалистами в той или иной области, прошедшие специальную подготовку и обучение и осуществляющие непосредственно профилактическую деятельность – криминальные психологи, пенитенциарные педиатры, психиатры, сексопатологи, социологи, социальные работники и др.;
6) граждане России, не относящиеся ни к одной вышеуказанной категории, безотносительно к их профессиональным качествам, например, пресекающие деятельность карманника в трамвае, троллейбусе, метро, преступление на улице, в парке, по месту жительства и т.п. (рис. 9.4).
Объекты профилактики преступлений – это причины и условия преступлений разных уровней и видов.
Предмет профилактики преступлений – это материальный носитель объекта, например, предметом общесоциальной профилактики является общество, а групповой – группа.
Объектом общесоциальной профилактики преступлений являются общесоциальные причины и условия преступности и ее типов, т.е. противоречия в сферах социального бытия – экономические, политические, идеологические, социальные, межнациональные, межконфессиональные и т.п. и общественного сознания – между социально-позитивными и социально-негативными обычаями, традициями, нормами, стереотипами людей в обществе; недостатки, ошибки управления экономикой, политикой, воспитанием, средствами массовой информации в стране и т.д. Предметом общесоциальной профилактики является материальный носитель общесоциальных причин и условий преступности – общество как социальный организм.
Объектом личностно-микросредовой профилактики преступлений являются причины и условия, причинные механизмы преступного поведения и его типов (воздействие на криминогенную мотивацию преступника для ее преобразования в антикриминогенную, а также на криминогенную ситуацию, сложившуюся между субъектами для ее разрешения некриминальным путем и т.п.).
Рассмотрим объекты и предметы ее подуровней.
Объектом микросредовой профилактики преступлений следует считать внешние условия – недостатки субъектов профилактики, как специализированных, так и неспециализированных, в окружающей преступника микросреде, как содействующие формированию криминогенной ситуации (конфликтной, виктимно- криминогенной и др., например, ошибки службы семьи, содействовавшие обострению конфликтной ситуации между супругами), так и способствующие непосредственному совершению преступления (насильственного и корыстного, аномально-сексуального, массового и др., в частности, невмешательство очевидцев в процесс лишения жизни, насильственного нарушения общественного порядка, в массовые беспорядки на стадионе). Предметом микросредовой профилактики, предупреждения преступлений является материальный носитель внешних условий – микросреда, т.е. непосредственное окружение "преступника", содействующее формированию и образованию криминогенной мотивации, непосредственному совершению преступления.
Объектом групповой профилактики преступлений являются внешние причины формирования криминогенной мотивации (жизненная ситуация), становления криминогенной ситуации (поле, сплоченность, совместимость, микроклимат групп) и совершения преступления (сама криминогенная ситуация, сложившаяся между субъектами). Предметом групповой профилактики преступлений является также материальный носитель внешней причины – группа людей.
Объектом индивидуальной профилактики являются внутренние причины и внутренние условия становления (это усваиваемая, криминологически значимая информация, генотип и жизненный опыт, прежде всего криминальный), образования криминогенной ситуации (это мотивации и направленности субъектов ситуации, их внутриличностная анатомическая, психофизиологическая и психическая или внутригрупповая социально-психологическая среда) и самого преступления (криминогенная мотивация, его анатомические, психофизиологические, психические особенности). Предметом индивидуальной профилактики является личность "преступника" или человека с отклоняющимся поведением, от которого можно ожидать совершения преступления.
Общие методы общесоциальной профилактики.
Они определяют стратегию развития общества и государства по их основным сферам, которые должны обеспечить их прогресс. К ним следует отнести такие методы, как социальное, экономическое, политическое прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование в сферах культуры, быта, труда, досуга как в стране в целом, так и по географическим регионам. Это методы развития инновационных технологий, науки, техники. Методы общесоциальной профилактики включают также правовые средства воздействия на разных уровнях власти – прежде всего, например, Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Φ3 и другие федеральные законы; экономические, социальные программы; меры, принимаемые в масштабе всей страны или отдельных субъектов РФ.
Специально-криминологические методы общесоциальной профилактики.
Традиционное воздействие на любой тип преступности – борьба, что означает состязание и сражение на равных, с одной стороны, государства, общества, а с другой – преступности при преследовании взаимоисключающих целей. Причем одна сторона стремится к искоренению, уничтожению преступности или к ее ограничению, нормированию, а другая – к полному подчинению государства и общества преступности, образованию преступного, мафиозного государства или преследует более скромную цель контроля государства, общества или отдельных его институтов (например, откуда идея частных тюрем и кому это выгодно?).
Настоятельная необходимость сейчас – война с преступностью, что предполагает вооруженную борьбу между сторонами, ориентированную на уничтожение путем насилия. Причем преступность уже ведет эту войну без ее объявления. Война с преступностью в принципе означает:
а) использование оружия, иных мер безопасности в воздействии на преступные группировки, вооруженных преступников для пресечения их деятельности, при задержании, необходимом нападении. Поэтому в первую очередь необходима воинская операция Национальной гвардии, а до ее создания спецподразделений, принимавших и принимающих участие в гражданских войнах, преданных России, с целью повсеместного, поголовного физического уничтожения в течение суток всех заранее оперативно выявленных, зарегистрированных и многократно перепроверенных лидеров и авторитетов преступного мира с последующим надзором прокуратуры, ибо лишь такая операция в современных условиях способна реализовать идею необходимого нападения общества. Нормативной основой должны послужить статьи в УК "вынужденное нападение" и "необходимая оборона общества".
б) война также – это применение смертной казни в качестве наказания за особо тяжкие преступления и к особо опасным преступникам. Компания против смертной казни, организованная сейчас, не может быть воспринята иначе, кроме как исполнение заказа организованной преступности.
Организация воздействия на преступность – это прежде всего:
– внутренняя организация: жесткая дисциплина, объединение, упорядочение деятельности органов уголовной юстиции, в частности, настоятельная необходимость создания исправительных центров на основе идеи ликвидированных спецкомендатур, подразделений по борьбе с религиозными преступлениями; чистка коррумпированных рядов при помощи контрразведки;
– внешняя организация: а) создание новых учреждений и направлений воздействия; б) возрождение старых, вспомогательных форм; в) упорядочение, устройство уже существующей внешней (по отношению к правоохранительным органам) деятельности воздействия на преступность.
Компромисс (лат. compromissum – соглашение о третейском разбирательстве; о взаимных уступках) с преступностью – это соглашение путем взаимных уступок, причем, уступки государства – это: а) освобождение от уголовной ответственности и наказания вплоть до признания преступления непреступным при определенных условиях, например, в случае сдачи террориста; б) уменьшение наказания при наличии смягчающих обстоятельств.
Специально-криминологические методы общесоциальной профилактики включают также и прежде всего развитие криминологического законодательства – первоначально необходимо принятие Федерального закона "Об основах профилактики преступлений в Российской Федерации" и на его основе изменения нормативных актов в различных отраслях права. Кроме того, в этой сфере – разработка криминологических программ, о чем шла речь в предыдущей главе.
Криминологическая экспертиза – исследование криминологического вопроса, возникающего при анализе нормативного акта, требующего специальных знаний о показателях преступности и ее типах, причинах и условиях преступности и преступного поведения, их типах, формах воздействия на преступность и преступное поведение, с представлением мотивированного заключения[2]. Г. Н. Горшенков определяет такие вопросы, требующие специальных криминологических познаний, как:
1) справедливость нормы права;
2) эффективность запрета, санкции, наказания;
3) увязанность с другими отраслями права;
4) четкость формулировки нормы[3]. Но, представляется, что это вопросы скорее юридической экспертизы нормативного акта, как ни парадоксально это звучит. Поэтому, по меньшей мере, два метода должны применяться при проведении криминологической экспертизы: 1) толкование нормы права и его методы; 2) прогнозирование развития криминологической ситуации в стране, регионе.
Микросредовая профилактика преступлений – это последовательное выявление, нейтрализация, устранение, компенсация внешних условий образования криминогенной ситуации до ее реализации в преступлении и недостатков микросреды, непосредственно содействующих или препятствующих совершению преступления на муниципальном уровне.
Общие методы микросредовой профилактики преступлений.
1. архитектурное проектирование;
2. строительство;
3. социально-экономическая инфраструктура развития деревни, села, города, микрорайонов, вплоть до расположения мест досуга, производства, жилья;
4. разрешение экономических, социальных, политических, идеологических противоречий между социальными, религиозными, расово-этническо национальными, политическими группами на муниципальном уровне;
5. социально-экономические программы развития региона.
Специально-криминологические методы микросредовой профилактики преступлений можно разделить на:
а) средства выявления внешних условий преступлений, криминализации мотиваций и ситуаций;
б) приемы нейтрализации, устранения, компенсации (замещения) внешних условий, недостатков микросреды (рис. 9.7).
А. Методы выявления внешних условий:
1) криминологическое исследование и выявление:
– криминогенных зон, т.е. болевых точек – мест, где наиболее часто совершаются преступления;
– недостатков в деятельности правоохранительных органов;
– технического оснащения деятельности органов уголовной юстиции;
– кадровых упущений в правоохранительной системе;
2) статистический анализ социально-демографических, социальных, социально-психологических, экономических и иных качеств граждан города, села, деревни, аула, станицы;
3) оперативные приемы работы;
4) проверка, ревизия, надзор, инвентаризация деятельности правоохранительных учреждений со стороны вышестоящих органов, прокуратуры, общественных объединений и иных организаций.
Б. В качестве методов нейтрализации и устранения, компенсации внешних условий совершения преступлений можно предложить:
1) компьютерное обеспечение правоохранительных органов;
2) конструктивные и технологические разработки технических средств борьбы с преступлениями, оснащения правоохранительных органов;
3) работа с кадрами правоохранительных органов – от подготовки до переподготовки специально-ориентированных юристов, психологов, экономистов, инженеров и других категорий сотрудников правоохранительных органов;
4) комплексные профилактические операции с привлечением средств и сил не только правоохранительных органов, но и учреждений государственной, муниципальной власти и управления, негосударственных объединений, граждан;
5) организация обмена оперативной информацией между учреждениями и различными службами органов уголовной юстиции;
6) развитие физкультурного и спортивного дела в селах, деревнях, городах;
7) организация творческой деятельности, художественной самодеятельности среди лиц, отклоняющихся от социальных и правовых норм, поощрение авторской песни, корреспондентской и писательской деятельности;
8) поддержка и контроль за деятельностью служб знакомств, реабилитации;
9) поощрение подвижнической деятельности бывших осужденных с целью организации исправления осужденных, сохранения чувства собственного достоинства и чести, участия в профилактической работе и др.
Групповая (нем. die Gruppe – совокупность, объединение) профилактика преступлений – это относительно длительное, направленное взаимовлияние, внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание в специально созданной или в стихийно образовавшейся и даже неформальной группе людей с целью управления внешними причинами криминогенной мотивации, ситуации и преступления.
Общие методы групповой профилактики – это и лекции по классам и группам школ, лицеев, колледжей, вузов, включающие элементы этического, эстетического, сексуального, экономического, технического, правового, духовного и тому подобного воспитания; религиозные проповеди по духовному развитию прихожан; совместные занятия несовершеннолетних, лиц молодежного возраста, граждан в спортивных, художественных, театральных, модельных кружках, секциях и т.п.
Специально-криминологические методы (зависимости от объекта воздействия) это:
а) выявление предкриминогенных и криминогенных ситуаций, возникающих в разных группах людей по месту работы, службы, учебы, жительства и т.п. и их учет, предупреждение криминогенных ситуаций и пресечение криминальных;
· б) регуляция развития жизненной ситуации, формирующей, прежде всего криминальный жизненный опыт (развенчание лидеров и авторитетов преступного мира; вскрытие причин существования "воров в законе", обычаев и традиций преступной среды, открытие изнанки уголовной романтики, смысла человеческого существования, увлечение романтикой жизни);
· в) выявление несовместимых граждан, проживающих или сосуществующих совместно добровольно и вынужденно – соседей, военнослужащих, монахов, членов семьи, осужденных, сотрудников правоохранительных органов и их разобщение; регуляция отрицательно-эмоциональных полей, возникающих между ними; сплачивание сотрудников правоохранительных органов или создание педагогически-целесообразных коллективов, разобщение группировок преступников; поддержка и развитие стихийно возникающих неформальных объединений молодежи и граждан нейтральной и социально-позитивной ориентации. Создание делового микроклимата в правоохранительном органе с эмоциональноположительным настроем на борьбу с преступностью, деловое общение между собой.
Структуру групповой профилактики преступлений образуют субъекты, типы, направления, методы и приемы деятельности.
Субъекты групповой профилактики определяются в зависимости от типа криминогенной ситуации. С группой, созданной из субъектов конфликтных криминогенных ситуаций, должны работать психологи, а также психиатры, психоневрологи, невропатологи, если группа состоит из больных лиц; сексопатологи и сексологи в работе с гомосексуалистами и при других сексуальных отклонениях граждан; суицидологи в работе с группами лиц, склонных к самоубийству, с обязательным участием граждан, заинтересованных в их судьбе; наркологи с группами наркоманов также с обязательным участием близких лиц, заинтересованных в их излечении, и др.
К типам групповой профилактики преступлений относятся внутригрупповая или межличностная, межгрупповая, коллективная и массовая.
Внутригрупповой (работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация) и межгрупповой (направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями) типы профилактики актуальны в работе с конфликтными криминогенными ситуациями, а также с субъектами криминогенных ситуаций безнадзорности, складывающихся вокруг несовершеннолетних и при исполнении наказаний без лишения и ограничения свободы. Эти типы профилактики, действующие обычно в искусственно подобранных группах, функционируют в среднем 6–8 недель.
Коллективный тип – это направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный педагогически- целесообразный коллектив – требует длительной, многолетней работы, ибо сплачивать коллектив должны единые жизненно значимые ценности и цели деятельности.
Массовая профилактика – это сплошное воздействие через полубессознательное на всех граждан, осужденных, содержащихся в учреждениях закрытого и полузакрытого типа, как и коллективный тип. При этом полубессознательное состояние означает воздействие на людей разом через предварительное введение в состояние релаксации, когда человек в какой-то мере сохраняет сознание и способность мыслить, но мозг находится в расслабленном состоянии и мыслить, во всяком случае, интенсивно, не желает, поэтому подвержен внушению. Массовый тип обычно ориентирован во времени на срок от полугода до года, с последующим повтором.
Основные направления групповой профилактики преступлений:
1) нравственное, этическое, правовое, эстетическое, сексуальное, экологическое, экономическое, религиозное, духовное и тому подобное воспитание граждан;
2) лечение психоневротических аномалий, в том числе и алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также половых извращений, функциональных сексуальных расстройств и иных болезней в группах;
3) регуляция внутриличностного психического напряжения, межличностной и межгрупповой напряженности отношений между гражданами, между гражданами и сотрудниками правоохранительных органов, между сотрудниками правоохранительных органов и др.;
4) повышение квалификации субъектов ситуации (экстремальной, бесхозяйственности, безнадзорности).
Методы групповой профилактики преступлений (определяются в зависимости от направлений профилактики):
1) групповая психотерапия, направленная на лечение психоневротических и иных аномалий по группам больных лиц;
2) социогигиена, т.е. отрасль гигиены, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья групп людей с целью ресоциализации;
3) психогигиена – профилактическая охрана психического здоровья человека путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности, посредством улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений, а также путей повышения сопротивляемости психики человека вредностным воздействиям среды[1] и могут решать задачи регуляции внутриличностной, межличностной и межгрупповой напряженности, поэтому применяются и в групповой, и в индивидуальной профилактике;
4) совместные занятия по воспитанию и самовоспитанию, аутотренингу, йоге, внушению и самовнушению граждан, сотрудников правоохранительных органов;
5) проповедь – это беседа с верующими на религиозную тему: добра и зла, "не клянись вовсе", "не убий", "не кради" и др.
Приемы групповой профилактики преступлений – это конкретные средства реализации методов, и они могут заключаться в следующем:
а) социодрама (лат. socius – общий, совместный + др.-греч, δράμα – действие) – это моделирование членами группы жизненных ситуаций, когда они выступают в качестве актеров и зрителей с тем, чтобы уяснить личностный смысл этих ситуаций и конфликтов, устранить негативные реакции и внутреннюю напряженность, т.е. это процедура преодоления конфликтов внутри малой группы, достижение согласия между участниками взаимодействия относительно своих функций, обязанностей и прав. Может служить способом моделирования межличностных отношений, отношений в группе, наиболее типических ситуаций, возникающих в ней, содействовать выработке соответствующих решений и т.д.[2] В плане дальнейшей работы необходима разработка конкретных сценариев для различных проблемных групп;
б) совместное участие в творческой деятельности (постановка спектаклей с актуальным для тех или иных граждан сюжетом, музыкальные занятия, чтение книг с несовершеннолетними);
в) ролевые (франц. role – образ, мера влияния) игры;
г) групповые спортивные (англ. sport – упражнения, игры, состязания) игры;
д) групповые упражнения;
е) гипноз (др.-греч, ύπνος – сон) в отношении граждан по группам;
ж) групповой аутотренинг (др.-греч, άύτός – сам + англ. training – тренировать, обучать) – воздействие на сознание через полубессознательное посредством управляемого косвенного и прямого самовнушения и самовоспитания через состояния релаксации для отдельных групп, могущих быть предметом групповой профилактики;
з) йога (санскрит йодж или йудж упряжка, упражнение, обуздание, соединение, единение, связь, гармония, союз) групповая – дыхательная гимнастика для групп граждан и сотрудников правоохранительных органов.
Индивидуальная профилактика преступлений – это последовательное применение методов выявления лиц, отклоняющихся от норм; их изучения; учета; контроля над лицами, состоящими на учете; воздействия на внутренние причины и условия формирования криминогенной мотивации, образования криминогенной ситуации и совершения преступления.
Сначала определимся с общими методами индивидуальной профилактики, к которым относят индивидуальное воспитание в семье, дошкольных учреждениях, школе; беседы и применение мер дисциплинарного и административного воздействия; аутотренинг, самовоспитание и многие другие, разработанные в педагогике и психологии.
Рассмотрим специально-криминологические методы индивидуальной профилактики преступлений, которые можно разделить на пять групп: 1) выявления "отклоняющихся" от определенных, принятых в обществе норм, правил поведения; 2) изучения граждан, могущих стать предметом профилактики на основе еще не принятого закона о профилактике; 3) учета; 4) контроля и 5) воздействия на них (рис. 9.9).
· 1. Методы выявления лиц, отклоняющихся от норм, можно подразделить на:
· – оперативно-розыскные способы;
· – приемы изучения окружающей микросреды;
· – средства проведения криминально-психологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением граждан в зависимости от типа предполагаемого и ожидаемого преступного поведения.
· 2. Методы изучения:
· а) документальный (лат. documentum – образец, свидетельство, доказательство) анализ:
· – официальных документов – уголовных и личных дел, иных документов;
· – личных документов – автобиографий, писем, дневников, сочинений и пр.;
· б) наблюдение как открытое, так и скрытое, включенное, естественное, экспериментальное и т.д. микросреды, окружающей лицо, отклоняющееся от норм; группировок, в которые оно входит и его места в стратификации;
· в) тестирование (англ. test – проба, испытание, исследование) граждан с применением субъективных (объективных) и проективных тестов. Причем проективные, направленные на выявление различных элементов подсознания, несмотря на их, как правило, малую емкость, могут быть признаны и более эффективными именно для отклоняющихся лиц, хотя бы еще и потому, что они интересны в работе – и различные картинки, и чернильные пятна, и неоконченные предложения, и пр.;
· г) опрос граждан: анкетирование; интервьюирование; беседа;
· д) эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) и т.д.
· 3. Встречающиеся методы учета граждан, чье поведение отклоняется от общесоциальных норм:
· а) картотека (др.-греч, χάρτης – лист папируса + θήκη – хранилище) – систематизированное собрание карточек со сведениями на данных лиц, в частности, членов неформальных молодежных и иных группировок, например, спортивных, музыкальных фанатов, нелегальных сект, включающая в себя пофамильное распределение и группировку по видам объединений, отклонений и т.п.;
· б) перфорация (англ. perforation < лат. perforo – пробиваю) при помощи перфолент и перфокарт, т.е. системы отверстий на ленте или листе картона, расположение которых соответствует коду записываемой информации для оперативного использования, ввода в ЭВМ и пр.;
· в) компьютерный (англ. computer вычислитель) учет, заключающийся в собрании всей информации на данных лиц, начиная с семьи, непосредственного окружения, мест работы, связей, мест исполнения наказаний, со списком всех совершенных правонарушений и преступлений, результатов медицинских обследований, тестовых испытаний, дисциплинарных, административных и прочих правонарушений.
· 4. Распространенные методы контроля над лицами, стоящими на учете•.
· а) контроль при помощи оперативных приемов;
· б) монографическое (др.-греч, μόνος – один, единственный + + др.-греч, γράφω – пишу), лонгитюдное (франц. longe – аркан, веревка), повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами;
· в) осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров и другие приемы, которые могут применяться в соответствии с полномочиями суда (ст. 29 УПК);
· г) беседа, опрос иных граждан, сотрудников правоохранительных органов, интервью и др.
· 5. Некоторые методы воздействия (коррекции) на лиц, чье поведение отклоняется от общесоциальных норм (девиантов):
· а) аудио- и видеозапись индивидуального приема таких лиц;
· б) внушение, гипноз на девиантов;
· в) аутотренинг (др.-греч, αυτός – сам + англ. train – тренировать, тренироваться) под руководством психолога – воздействие на физическое и эмоциональное состояние, благодаря самовнушению; необходим и эффективен для кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости в результате постоянных тренировок; направлен на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате дистресса;
· г) направленное самовоспитание;
· д) индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера;
· е) "хобби" (англ. hobby – личное увлечение, любимое занятие) в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности с девиантами;
· ж) приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов девиантами и др.;
· з) целенаправленные беседы с отклоняющимися от норм лицами;
· и) средства и меры дисциплинарного, административного взыскания при наличии юридических оснований;
· к) задержание при необходимости, также при наличии юридических оснований;
· л) применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и др.) при необходимости, а также при наличии юридических оснований;
· м) индивидуальное знакомство сотрудника правоохранительного органа с будущей женой, товарищем, сотрудником лиц, чье поведение отклоняется от общесоциальных норм, при наличии юридических оснований и т.п.;
· н) просмотр лицами, отклоняющимися от норм, специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами (25-й кадр), визуально не воспринимаемыми; а также прослушивание компакт- дисков, где на музыку накладываются звуки сирены полицейской машины и информация об уголовных наказаниях на частоте 20 тыс. герц (крайний предел, воспринимаемый ухом человека и не анализируемый сознанием), в целом содержащих профилактическую информацию также при наличии юридических оснований;
· о) использование общественного мнения окружения лиц, чье поведение отклоняется от общесоциальных норм, с целью выдвижения кого-нибудь или наоборот для дискредитации.
· п) психодрама (др.-греч, ψυχιός – душа, дыхание + др.-греч, δράμα – действие) – это моделирование жизненных ситуаций, с тем, чтобы уяснить личностный смысл этих ситуаций и конфликтов, устранить негативные реакции и внутреннюю напряженность, т.е. это процедура диагностики и психотерапии конфликтов в структуре отклоняющейся личности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.