Понятие затрат и себестоимости продукции

  • docx
  • 16.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Понятие затрат и себестоимости продукции.docx

Понятие затрат и себестоимости продукции

 

Понятие «затраты» является одной из наиболее общих экономических категорий, которая может использоваться для разных способов производства в любых условиях хозяйственной деятельности. 
Экономическая сущность понятия «затраты» может рассматриваться по-разному, в зависимости от конкретных целей и задач исследования.

Так, «затраты» часто определяются как показатель в денежном выражении количества ресурсов, использованных для достижения определенной цели. Понятие «затрат» также употребляется для решения более широкого круга задач, прежде всего для обоснования управленческих решений. Для целей налогообложения «затраты» представляют собой величину, на которую уменьшаются суммы доходов, подлежащих налогообложению и т.д.

Таким образом, при решении разных вопросов учитываются разные виды затрат. Для оценки запасов и определения величины доходов используется один подход к исчислению затрат; для планирования и контроля – другой; для определения величины налоговых платежей – третий и т.д.

Иногда для определения различных аспектов экономической сущности «затрат» используются термины «расходы», «издержки».

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

-  оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

-  определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

-  осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;

-  выявления резервов снижения себестоимости продукции;

-  определения цен на продукцию;

- расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

-  обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д.

Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно.

Воздействие государства на формирование себестоимости продукции проявляется в следующих случаях:

- подразделение затрат предприятий на текущие затраты производства и долгосрочные инвестиции;

- разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования (финансовых результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления и др.);

- установление норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды, размеров различных налогов и сборов.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).

Исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:

1) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

2) в зависимости от количества продукции – себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

3) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования – полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;

4) в зависимости от оперативности формирования себестоимости – фактическую, нормативную, плановую;

5) в зависимости от центра учета затрат выделяют:

а) цеховую себестоимость – представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;

б) производственную себестоимость – помимо затрат цехов включает общехозяйственные расходы;

в) полную себестоимость – отражает все расходы на производство и реализацию, складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов.

Таким образом, видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей идет речь.

Одним из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции является научно обоснованная классификация затрат, включаемых в ее состав.