Понятие о неопределённой форме глагола

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра «Пресс-конференция». На стулья перед классом садятся трое желающих. Остальные – «журналисты» и «корреспонденты». Они задают вопросы «специалистам по глаголу». Учитель оценивает их работу. Примерные вопросы: – Что такое глагол? – Что обозначает глагол? – Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние.) – Как изменяются глаголы? И т.д. 2. Самостоятельная работа. Упр. 368. Дети выполняют все задания до текста упражнения. Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется коллективно при закрытых учебниках.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur112_113_+.doc
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Русский язык Урок 112 (101). Тема: Понятие о неопределённой форме глагола  – Формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам ­ть, ­ти, на ­чь. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3  4   1.  Игра «Пресс­конференция». На   стулья   перед   классом   садятся   трое   желающих.   Остальные   – «журналисты»   и   «корреспонденты».   Они   задают   вопросы «специалистам   по   глаголу».   Учитель   оценивает   их   работу. Примерные вопросы: – Что такое глагол? – Что обозначает глагол? – Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние.) – Как изменяются глаголы? И т.д. 2. Самостоятельная работа. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  © ООО «Баласс», 2014 1иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Упр. 368. Дети выполняют все задания до текста упражнения. Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется коллективно при закрытых учебниках.  1  3  3   – Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?  Предположения детей. – Составим план урока. II.  Формулирование  проблемы.  III. Открытие  новых знаний. 4   5   3 1. Постановка проблемы. – Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число? 2. Поиск решения. 1. Наблюдение по учебнику. Упр. 369. – Кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя ответить.) – На какие вопросы отвечают эти глаголы? – Что ещё у них общего? (Оканчиваются на ­ть.) Читать (что делать?), знать (что делать?) и т.д. – Можно ли определить число у этих глаголов? (Нет.) Упр. 370. Самостоятельная запись. Девочки пишут о том, что они любят, а © ООО «Баласс», 2014 2мальчики – что любят они. Проверка коллективная. – Что общего у всех записанных вами глаголов? (Отвечают на один и тот же вопрос что делать?, оканчиваются на ­ть.) Упр. 371. (Устно по заданию.) – Почему глаголы записаны в три столбика? – В чём сходство всех глаголов в этом упражнении? (Отвечают на вопрос что делать?) –  Как   называется   такая   форма?   Где   можно   найти   ответ?   (В   задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.) Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего? Глаголы   отвечают   на   вопросы  что  сделать?   что  делать?,   у   них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на ­ть, ­ти, ­чь. 2. Работа с текстом определения в рамке (с. 122). а) До чтения. – Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? (Предположения детей.) Такие глаголы имеют три названия: б) После чтения. – Почему эта форма глаголов называется неопределённой? – Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы ­ти, ­ть или оканчивается на ­чь.) Затем ученики читают вопросы на с. 122 и отвечают на них. © ООО «Баласс», 2014 3– Как можно было бы сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола»,   «Неопределённая   форма   глагола»   и   т.д.)   Какое   название является подсказкой? – Запишите тему урока. 3. Работа с иллюстрацией (с. 120). –  Как   вы   думаете,   почему   именно   такой   рисунок   сделал   художник? (Облако, которое на подносе у Афанасия, тоже неопределённой формы: не круглое, и не квадратное, и не вытянутое...) IV. Развитие  умений. 3   4   6  1   3 Выборочный диктант.  –  Выпишите   из   стихотворения   глаголы   в   неопределённой   форме   в столбик. (Текст можно вывести на слайд.) Сладкая мечта Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго­долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть! Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  © ООО «Баласс», 2014 4– Найдите по два глагола, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать? Напишите вопросы. Например: мечтать – что делать? Достать – что сделать? Можно сказать детям, что первый глагол – несовершенного вида, а второй   –   совершенного   вида   (но   исключительно   в   целях пропедевтики!). форме. 4. Умение работать в паре. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4  4 – О чём «говорят» у глаголов суффиксы ­ть, ­ти? – Выполните задание № 7, тема 10 в рабочей тетради. – Какое слово лишнее? Почему? – По каким признакам можно найти неопределённую форму? (По вопросу и суффиксам.) – Какие суффиксы в «оставшихся» словах в задании № 7? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2014 5– Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. Упр. 2, с. 128–129. Деятельность учеников:  Наблюдать за ролью глаголов в речи. Урок 113 (102). Тема: Р/р Контрольное изложение Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3­й кл.», с. 38–39.  Текст изложения. Перелётные гости Из   тёплых   стран   летели   домой   перепёлки.   Они   летели   над   морем.   В   пути   их   застигла   буря.   Птицы   устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.                                                                                                                                                                               (По Л. Кассилю) В классах с хорошим уровнем подготовки текст читается не более трёх раз, план ученики составляют самостоятельно. На доске   записываются   только   слова   для   справок.   В   классах   со   средним   уровнем   подготовки   можно   составить   план коллективно: © ООО «Баласс», 2014 6Примерный план:                                                                                                Слова для справок 1. Трудный полёт.                                                                                   Перепёлки, бороться, присели, 2. Отдых на корабле.                                                                                 корабль, крошек, семечек, 3. Снова в путь.                                                                                                         пёрышки. В ходе повторного чтения текста учитель обращает внимание на слова, которые употреблены вместо слова  перепёлки (птицы, перелётные гости, они) – и на заглавие текста. В случае затруднения в правописании дети могут обращаться к орфографическому словарю. За изложение ставится две отметки:  1) за содержание и речь; 2) за грамотность. © ООО «Баласс», 2014 7

Посмотрите также