Игра «Пресс-конференция».
На стулья перед классом садятся трое желающих. Остальные – «журналисты» и «корреспонденты». Они задают вопросы «специалистам по глаголу». Учитель оценивает их работу. Примерные вопросы:
– Что такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние.)
– Как изменяются глаголы? И т.д.
2. Самостоятельная работа.
Упр. 368. Дети выполняют все задания до текста упражнения.
Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется
коллективно при закрытых учебниках.
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Русский язык
Урок 112 (101).
Тема: Понятие о неопределённой форме глагола
– Формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от
других форм глагола по вопросам и суффиксам ть, ти, на чь.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Игра «Прессконференция».
На стулья перед классом садятся трое желающих. Остальные –
«журналисты» и «корреспонденты».
Они задают вопросы
«специалистам по глаголу». Учитель оценивает их работу.
Примерные вопросы:
– Что такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние.)
– Как изменяются глаголы? И т.д.
2. Самостоятельная работа.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2014
1иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Упр. 368. Дети выполняют все задания до текста упражнения.
Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется
коллективно при закрытых учебниках.
1 3 3
– Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
Предположения детей.
– Составим план урока.
II.
Формулирование
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
4 5 3
1. Постановка проблемы.
– Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?
2. Поиск решения.
1. Наблюдение по учебнику.
Упр. 369.
– Кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя ответить.)
– На какие вопросы отвечают эти глаголы?
– Что ещё у них общего? (Оканчиваются на ть.)
Читать (что делать?), знать (что делать?) и т.д.
– Можно ли определить число у этих глаголов? (Нет.)
Упр. 370.
Самостоятельная запись. Девочки пишут о том, что они любят, а
© ООО «Баласс», 2014
2мальчики – что любят они. Проверка коллективная.
– Что общего у всех записанных вами глаголов? (Отвечают на один
и тот же вопрос что делать?, оканчиваются на ть.)
Упр. 371. (Устно по заданию.)
– Почему глаголы записаны в три столбика?
– В чём сходство всех глаголов в этом упражнении? (Отвечают на вопрос
что делать?)
– Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании
сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.)
Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть
общего?
Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них
нельзя определить время и число. Они оканчиваются на ть, ти, чь.
2. Работа с текстом определения в рамке (с. 122).
а) До чтения.
– Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время?
(Предположения детей.)
Такие глаголы имеют три названия:
б) После чтения.
– Почему эта форма глаголов называется неопределённой?
– Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы ти, ть или оканчивается на
чь.)
Затем ученики читают вопросы на с. 122 и отвечают на них.
© ООО «Баласс», 2014
3– Как можно было бы сформулировать тему урока? («Начальная форма
глагола», «Неопределённая форма глагола» и т.д.) Какое название
является подсказкой?
– Запишите тему урока.
3. Работа с иллюстрацией (с. 120).
– Как вы думаете, почему именно такой рисунок сделал художник?
(Облако, которое на подносе у Афанасия, тоже неопределённой формы:
не круглое, и не квадратное, и не вытянутое...)
IV. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
Выборочный диктант.
– Выпишите из стихотворения глаголы в неопределённой форме в
столбик. (Текст можно вывести на слайд.)
Сладкая мечта
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долгодолго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
© ООО «Баласс», 2014
4– Найдите по два глагола, отвечающих на вопросы что делать? и что
сделать? Напишите вопросы. Например: мечтать – что делать?
Достать – что сделать?
Можно сказать детям, что первый глагол – несовершенного вида, а
второй – совершенного вида (но исключительно в целях
пропедевтики!).
форме.
4. Умение работать в паре.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– О чём «говорят» у глаголов суффиксы ть, ти?
– Выполните задание № 7, тема 10 в рабочей тетради.
– Какое слово лишнее? Почему?
– По каким признакам можно найти неопределённую форму? (По вопросу
и суффиксам.)
– Какие суффиксы в «оставшихся» словах в задании № 7?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2014
5– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 2, с. 128–129.
Деятельность учеников:
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
Урок 113 (102).
Тема: Р/р Контрольное изложение
Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3й кл.», с. 38–39.
Текст изложения.
Перелётные гости
Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали
бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек.
Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на
мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.
(По Л. Кассилю)
В классах с хорошим уровнем подготовки текст читается не более трёх раз, план ученики составляют самостоятельно. На
доске записываются только слова для справок. В классах со средним уровнем подготовки можно составить план
коллективно:
© ООО «Баласс», 2014
6Примерный план: Слова для справок
1. Трудный полёт. Перепёлки, бороться, присели,
2. Отдых на корабле. корабль, крошек, семечек,
3. Снова в путь. пёрышки.
В ходе повторного чтения текста учитель обращает внимание на слова, которые употреблены вместо слова перепёлки
(птицы, перелётные гости, они) – и на заглавие текста.
В случае затруднения в правописании дети могут обращаться к орфографическому словарю. За изложение ставится две
отметки:
1) за содержание и речь;
2) за грамотность.
© ООО «Баласс», 2014
7