Понятие о простом и сложном предложении

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1 3 3 Подводящий к теме диалог. – По какому признаку предложения бывают: а) повествовательные, вопросительные, побудительные? (По цели высказывания.) б) восклицательные, невосклицательные? (По интонации.) в) распространённые, нераспространённые? (По наличию второстепенных членов.) – Прочитайте название параграфа на с. 172. (Простые и сложные предложения.) – Спрогнозируйте, какие задачи нам предстоит решить. – Что такое простое предложение? – Что такое сложное предложение? – Как их отличить? – Составим план урока. План (примерный).
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur144_+.doc
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Русский язык Урок 144 (123). Тема: Понятие о простом и сложном предложении   –  Формирование   понятия   простого   и   сложного   предложения,  умения   отличать   предложения   разной   структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания.   – Развитие умений устной связной учебно­научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) .  Ι Формулирование  проблемы. – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1  3  3   Подводящий к теме диалог. – По какому признаку предложения бывают: а)   повествовательные,   вопросительные, высказывания.) б) восклицательные, невосклицательные? (По интонации.) в)   распространённые,   нераспространённые?   (По   наличию   второстепенных членов.) –  Прочитайте   название   параграфа   на   с.   172.   (Простые   и   сложные   побудительные?   (По   цели Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  © ООО «Баласс», 2014 1учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. II.   Актуализация знаний.   Поиск решения. предложения.) – Спрогнозируйте, какие задачи нам предстоит решить. – Что такое простое предложение? – Что такое сложное предложение? – Как их отличить? – Составим план урока. План (примерный).  3  4  4  1. Актуализация изученного о сложных словах. – Вспомните, о каких ещё сложных понятиях мы говорили на уроках русского языка? (О сложных словах.) – Приведите примеры сложных слов. (Самолёт, листопад, сыроежка.) – Почему эти слова называются сложными? – Сравните два кубика: игральный кубик и кубик Рубика. – Какой из них можно назвать простым, а какой сложным? Почему? (Кубик Рубика состоит из многих маленьких кубиков, его можно покрутить, изменить.) 2. Наблюдение и анализ материала. Упр. 443 – используется побуждающий диалог. Чтение предложений. – Какие из предложений вы бы назвали простыми, а какие сложными? (Предположения детей.) – Как это можно доказать? Подсказка: посмотрите, что изображено ниже, под цифрами 1), 2) и т.д. (Нужно выделить основы.) – Назовите основы в каждом предложении. Проверьте себя: чем отличаются предложения друг от друга? (1­е, 2­е и 3­е © ООО «Баласс», 2014 2предложения   различны   по   смыслу,   а   похожи   тем,   что   в   каждом   одна грамматическая основа. 4­е предложение составлено из 1­го и 2­го; в нём две грамматические основы. 5­е предложение составлено из 1­го, 2­го и 3­го, в нём три грамматические основы.) –  Сделайте   вывод,   какие   предложения   называются   простыми,   а   какие сложными? (Простые предложения – в которых одна грамматическая основа, сложные – в которых несколько грамматических основ.) –  Как вы думаете, сколько может быть грамматических основ в сложном предложении? (2, 3 и больше.) – Почему в 4­м и 5­м предложениях стоят запятые? (Запятые разделяют части сложного предложения.) 3. Работа над определением, с. 173. – Прочитайте текст в рамке про себя. Затем   работа   с   учебным   текстом   строится   по   технологии продуктивного   чтения   на   основе   вопросов,   следующих   после   текста   в рамке. – По какому же признаку предложения делятся на простые и сложные? (По количеству грамматических основ.) – Приведите примеры простых предложений, сложных. III. Развитие  умений. 2  3  4  6  1  3 Работа в учебнике. 1.  Упр. 444 – развивается умение отличать сложные предложения от простых и предложений с однородными членами. Задаётся алгоритм работы по нахождению сложных предложений. 1)  Сначала ученики находят и подчёркивают карандашом главные члены предложения. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии  с определённой ситуацией. © ООО «Баласс», 2014 32) Определяют количество грамматических основ. 3)  Устанавливают,   какие   предложения   простые,   а   какие   сложные. Списывают (по заданию) только сложные предложения. 4) Подчёркивают грамматические основы. 5) Объясняют знаки препинания. Написали   одно   сложное   предложение,   выполнили   все   задания,   затем записываются следующие. Например:      гл.      сущ.                                             гл.          сущ. Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. 2. Рассматривание образцов схем простого и сложного предложений (с. 174). –  Что   нового   в   схемах?   (Квадратные   скобки   –   границы   простого предложения, т.е. границы части сложного предложения.) –  Чем   отличаются   схемы   простого   и   сложного   предложения?   (Две   пары квадратных скобок.) – В каких схемах есть запятые? Почему? –  Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и схема сложного предложения? (Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых, две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых.) – Найдите в предыдущем упражнении примеры к каждой из трёх схем. 3. предложения и составлять их схемы. Схемы предложений выполняются на доске. Запись:                                           гл.                                  сущ. Весёлым треском трещит затопленная печь. 1) [ = – ].  Упр.   445   –   развивается   умение   отличать   простые   и   сложные 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  © ООО «Баласс», 2014 4личностную рефлексию. (Устный   ответ:   выделение   грамматической   основы,   какое   это предложение по количеству грамматических основ, есть ли однородные члены, комментирование при составлении схемы.) Схемы 2) [ = – ], [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.) 3) [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.) 4) [ = – ], [ = – ]. (Сложное предложение.) 5) [ – = , = ]. (Простое с однородными членами.) 4.  Упр.   440   –   развивается   умение   расставлять   запятые   в   сложном предложении. – Выделяем грамматические основы карандашом в книге. – Определяем количество частей. – Цифрами показываем границы частей. – Ставим запятые между частями. – Списываем со знаками препинания. – Составляем схемы. [ = – ], [ = – ], [ – = ]. Обозначение   орфограмм, самостоятельно. Взаимопроверка.   разбор   слов   по   составу   проводится Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? –  Какие   умения   формировались   при   выполнении   этого   задания   (предметные, метапредметные)? © ООО «Баласс», 2014 5– Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4  4 – Ответьте на вопросы, записанные на доске в начале урока. –  Какие ещё задачи решали на уроке? (Определяли, сколько частей может быть   в   сложном   предложении,   как   отличить   сложное   предложение   от простого   с   однородными   членами,   как   расставлять   запятые   в   сложном предложении.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Упр. 163 («Дидактический материал»). IV. Итог урока. V. Домашнее  задание. © ООО «Баласс», 2014 6

Посмотрите также