– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1 3 3
Подводящий к теме диалог.
– По какому признаку предложения бывают:
а) повествовательные, вопросительные, побудительные? (По цели высказывания.)
б) восклицательные, невосклицательные? (По интонации.)
в) распространённые, нераспространённые? (По наличию второстепенных членов.)
– Прочитайте название параграфа на с. 172. (Простые и сложные предложения.)
– Спрогнозируйте, какие задачи нам предстоит решить.
– Что такое простое предложение?
– Что такое сложное предложение?
– Как их отличить?
– Составим план урока.
План (примерный).
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Русский язык
Урок 144 (123).
Тема: Понятие о простом и сложном предложении
– Формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры,
составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания.
– Развитие умений устной связной учебнонаучной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
. Ι
Формулирование
проблемы.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1 3 3
Подводящий к теме диалог.
– По какому признаку предложения бывают:
а) повествовательные,
вопросительные,
высказывания.)
б) восклицательные, невосклицательные? (По интонации.)
в) распространённые, нераспространённые? (По наличию второстепенных
членов.)
– Прочитайте название параграфа на с. 172. (Простые и сложные
побудительные? (По цели
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2014
1учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
II. Актуализация
знаний.
Поиск
решения.
предложения.)
– Спрогнозируйте, какие задачи нам предстоит решить.
– Что такое простое предложение?
– Что такое сложное предложение?
– Как их отличить?
– Составим план урока.
План (примерный).
3 4 4
1. Актуализация изученного о сложных словах.
– Вспомните, о каких ещё сложных понятиях мы говорили на
уроках русского языка? (О сложных словах.)
– Приведите примеры сложных слов. (Самолёт, листопад,
сыроежка.)
– Почему эти слова называются сложными?
– Сравните два кубика: игральный кубик и кубик Рубика.
– Какой из них можно назвать простым, а какой сложным?
Почему? (Кубик Рубика состоит из многих маленьких
кубиков, его можно покрутить, изменить.)
2. Наблюдение и анализ материала.
Упр. 443 – используется побуждающий диалог.
Чтение предложений.
– Какие из предложений вы бы назвали простыми, а какие
сложными? (Предположения детей.)
– Как это можно доказать? Подсказка: посмотрите, что
изображено ниже, под цифрами 1), 2) и т.д. (Нужно выделить основы.)
– Назовите основы в каждом предложении.
Проверьте себя: чем отличаются предложения друг от друга? (1е, 2е и 3е
© ООО «Баласс», 2014
2предложения различны по смыслу, а похожи тем, что в каждом одна
грамматическая основа. 4е предложение составлено из 1го и 2го; в нём две
грамматические основы. 5е предложение составлено из 1го, 2го и 3го, в
нём три грамматические основы.)
– Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие
сложными? (Простые предложения – в которых одна грамматическая основа,
сложные – в которых несколько грамматических основ.)
– Как вы думаете, сколько может быть грамматических основ в сложном
предложении? (2, 3 и больше.)
– Почему в 4м и 5м предложениях стоят запятые? (Запятые разделяют части
сложного предложения.)
3. Работа над определением, с. 173.
– Прочитайте текст в рамке про себя.
Затем работа с учебным текстом строится по технологии
продуктивного чтения на основе вопросов, следующих после текста в
рамке.
– По какому же признаку предложения делятся на простые и сложные? (По
количеству грамматических основ.)
– Приведите примеры простых предложений, сложных.
III. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 444 – развивается умение отличать сложные предложения от
простых и предложений с однородными членами.
Задаётся алгоритм работы по нахождению сложных предложений.
1) Сначала ученики находят и подчёркивают карандашом главные члены
предложения.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии
с определённой ситуацией.
© ООО «Баласс», 2014
32) Определяют количество грамматических основ.
3) Устанавливают, какие предложения простые, а какие сложные.
Списывают (по заданию) только сложные предложения.
4) Подчёркивают грамматические основы.
5) Объясняют знаки препинания.
Написали одно сложное предложение, выполнили все задания, затем
записываются следующие.
Например:
гл. сущ. гл. сущ.
Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
2. Рассматривание образцов схем простого и сложного предложений (с. 174).
– Что нового в схемах? (Квадратные скобки – границы простого
предложения, т.е. границы части сложного предложения.)
– Чем отличаются схемы простого и сложного предложения? (Две пары
квадратных скобок.)
– В каких схемах есть запятые? Почему?
– Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и
схема сложного предложения? (Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых,
две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых.)
– Найдите в предыдущем упражнении примеры к каждой из трёх схем.
3.
предложения и составлять их схемы.
Схемы предложений выполняются на доске.
Запись:
гл. сущ.
Весёлым треском трещит затопленная печь.
1) [ = – ].
Упр. 445 – развивается умение отличать простые и сложные
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
© ООО «Баласс», 2014
4личностную рефлексию.
(Устный ответ: выделение грамматической основы, какое это
предложение по количеству грамматических основ, есть ли однородные
члены, комментирование при составлении схемы.)
Схемы
2) [ = – ], [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.)
3) [ – = ], [ – = ]. (Сложное предложение.)
4) [ = – ], [ = – ]. (Сложное предложение.)
5) [ – = , = ]. (Простое с однородными членами.)
4. Упр. 440 – развивается умение расставлять запятые в сложном
предложении.
– Выделяем грамматические основы карандашом в книге.
– Определяем количество частей.
– Цифрами показываем границы частей.
– Ставим запятые между частями.
– Списываем со знаками препинания.
– Составляем схемы.
[ = – ], [ = – ], [ – = ].
Обозначение орфограмм,
самостоятельно. Взаимопроверка.
разбор слов по составу проводится
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
© ООО «Баласс», 2014
5– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Ответьте на вопросы, записанные на доске в начале урока.
– Какие ещё задачи решали на уроке? (Определяли, сколько частей может
быть в сложном предложении, как отличить сложное предложение от
простого с однородными членами, как расставлять запятые в сложном
предложении.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Упр. 163 («Дидактический материал»).
IV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2014
6