Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. Подводящий к теме диалог. На слайде (доске) записаны слова. Друг, ветер, снег, слон. – Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные.) – Распределите слова в две группы. Предложите, какие это могут быть группы. Подсказка: вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные. Сформулируйте основной вопрос урока: Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что? – Как они называются? Фиксируется учителем на доске, слайде.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur70_+.doc
Русский язык ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ Урок 70 (64). Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных Цель:   – формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, развитие   умений   различать   одушевлённые   и   неодушевлённые   имена   существительные   по   вопросам,   определять тематические группы неодушевлённых существительных. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   1. Словарная работа. – Запишите лишнее слово. Прыгать, сорока, стрекотать, летать. Вперёд, назад, затем, галерея. Черёмуха, заяц, пшеница, рябина. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  © ООО «Баласс», 2013 1II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Аромат, хозяйственный, волшебный, серебряный. Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор. – На какие вопросы отвечают записанные слова? (кто? что?) – О каких предметах вы спросите что это? А о каких – кто это? 1  3  3  1. Подводящий к теме диалог. На слайде (доске) записаны слова. Друг, ветер, снег, слон. – Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные.) – Распределите слова в две группы. Предложите, какие это могут быть группы.   Подсказка:   вспомните,   на   какие   вопросы   отвечают   имена существительные. Сформулируйте основной вопрос урока:  Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что?  – Как они называются?  Фиксируется учителем на доске, слайде. 2. Прочитайте название параграфа на с. 13. – неодушевлённые? – Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите примеры таких слов. Проверим наши предположения. План. Учитель вместе с детьми составляет план.  Что   вы   представили,   прочитав   слова  одушевлённые  и признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, © ООО «Баласс», 2013 2Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. III. Открытие  новых знаний планировали свою деятельность.) 3  4 1. Наблюдение над новым материалом. а) Упр. 218 – знакомство с понятием одушевлённые и неодушевлённые существительные. Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка. – Попробуйте уточнить вопрос, поставленный в начале урока. (Что такое одушевлённые   и   неодушевлённые   существительные,   чем   они отличаются? На какие вопросы отвечают одушевлённые, а на какие – неодушевлённые   существительные?   –   уточнение   может   быть   разным.) Сравните с формулировкой основного вопроса урока в учебнике (с. 196). б)  Упр. 219 – формируется умение определять основание деления и распределять слова в группы. Одновременно   у   доски   работают   два   ученика.   Один   записывает   в столбик   одушевлённые   имена   существительные,   другой   – неодушевлённые. Слово  учусь  дети  не  записывают  (что делаю?  –  глагол).  Учитель обратит   внимание   детей   на   то,   что   в   упражнении   предложены однокоренные слова, которые отвечают на разные вопросы. 2. Работа с определением. –  Проверьте   свои   предположения,   прочитав   определение   в   рамке учебника (с. 14) © ООО «Баласс», 2013 3Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры. –  Как   вы   думаете,   может   ли   одушевлённое   существительное   стать неодушевлённым или наоборот? (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что?) Одушевлённость   или   неодушевлённость   –   это   постоянный   признак каждого имени существительного. 3.  Наблюдение   за   изменением   одушевлённых   и   неодушевлённых существительных. Упр. 220. Ученики читают вопросы и существительные, сравнивают и находят отличия в вопросах и в окончаниях одушевлённых и неодушевлённых существительных. Сделайте вывод: какие окончания у слов, отвечающих на выделенные вопросы?   (У   одушевлённых   (кого?),   а   у   неодушевлённых   (что?)   – нулевое.) 1  3  5  3   Работа в учебнике. 1.  Упр. 221 – развивается умение определять тематические группы неодушевлённых имён существительных. Возможна   комментированная   запись   слов   с   обозначением орфограмм. Обобщающий   вопрос:   какие   тематические   группы   неодушевлённых VΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  © ООО «Баласс», 2013 4соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. существительных можете назвать? 2.  Упр.   222   –   совершенствуется   умение   подбирать   слова   разных тематических групп и определять их грамматическую отнесённость к неодушевлённым именам существительным. Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) V. Итог урока. 4  4 – Назовите ключевые слова урока. –  Какие   тематические   группы   слов   можно   выделить   среди неодушевлённых имён существительных? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  © ООО «Баласс», 2013 5– За что? VI. Домашнее  задание. 1. Упр. 3, с. 19. 2. Выучить правило на с. 14. Деятельность учеников:  Определять грамматические признаки имён существительных.  Определять начальную форму имени существительного.  Наблюдать за использованием имён существительных в речи. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также