Понятие об окончании и основе слова.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На слайде появляется заготовка предложения. Мам_ слушает дочк_. Задание. – Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково? Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. – Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.) – Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.) – А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.) – Как называется эта изменяемая часть слова? Ученики высказывают предположения.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur57_+.doc
ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА Русский язык Урок 57 (51). Тема: Понятие об окончании и основе слова. Цель:   – усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) © ООО «Баласс», 2013 1Ι . Актуализация  знаний.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4  1. Введение в раздел. Определение основного вопроса урока. – Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название параграфа. Что в его названии вам знакомо? – Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.) Предположите, что скрывается за 2­й частью названия параграфа. (Тоже части слова.)  – Сформулируйте основной вопрос урока. – Какие части слова ещё существуют? 1 3 3  – Что нам необходимо повторить, узнать? – Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. II. Открытие  нового знания.  3 4 3 3 1. Работа на доске под руководством учителя. На слайде появляется заготовка предложения. Мам_ слушает дочк_. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. © ООО «Баласс», 2013 22. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Задание. –  Допишите   слова   так,   чтобы   получилось   предложение.   Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково?  Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. – Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.) – Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.) – А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая­ то их часть.) – Как называется эта изменяемая часть слова?  Ученики высказывают предположения. 2. Работа с правилом. –  Проверьте   свои   предположения,   прочитав   первую   часть   правила   в учебнике на с. 144. Вопрос после чтения. –  Как   вы   поняли,   что   такое   изменяемая   часть?   (То,   что   у   слова меняется.) –  Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.) Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова. – Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос. 3. Наблюдение по учебнику.  © ООО «Баласс», 2013 3Упр. 175. – Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой   не   связаны.)   Что   надо   сделать,   чтобы   составить   из   этих   слов предложения? (Изменить окончания.) Ученики составляют первое предложение:  Звучит нежная мелодия вальса. – Прочитайте слова на второй строчке. –  Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.) – Составьте и запишите предложение. Она пробуждает в душе светлые чувства. – Почему же вы изменяли окончания слов? – Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.) 4. Сравните свой вывод  с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть. – Как вы поняли, что такое основа слова? –  Как думаете, почему эта часть получила такое название? (В основе заключён смысл, значение слова.) – Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях). – Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144. – Какие будут предположения? © ООО «Баласс», 2013 4IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  1 3 5 1 3  1. Работа в учебнике. 1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются устно по «шагам» в задании. Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. 2. Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках. Последний,   третий   вопрос   –   проблемный.   Сначала   учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики. Чтение вывода в рамке учебника на с. 145. – Какую новую информацию вы получили из учебника? – Что значит – нулевое окончание? – Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.) 3.  Упр. 178 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу. 4. Упр. 179. Комплексная работа с текстом. 1)   Чтение,   определение   темы,   главной   мысли.   Заглавие:   «Необычные охотники».   Главная   мысль:   охотниками   автор   назвал   фотографов, которые делали снимки животных. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 2) Нахождение в тексте одного того же слова с разными окончаниями: Охотник и, охотник ов, охотник ам Зайчишк а, зайчишк и, с зайчишк ой. 3) Слова с орфограммами­буквами согласных в корне. Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грустил), фотоаппарат. 4) Беседа о различии в оттенках значения слов­синонимов: © ООО «Баласс», 2013 5бежать – быстро передвигаться; мчаться – очень быстро бежать; нестись – двигаться с очень большой скоростью. Дети устно составляют предложения со словами­синонимами. 5.  Упр.   180   –   развивается   умение   находить   нулевое   окончание   в словах. Коллективное чтение и называние пропущенных окончаний. Запись   по   вариантам:   I   вариант   –   1­я   строфа,   II   вариант   –   2­я строфа. Ученики   записывают   свой   фрагмент   текста   и   обозначают орфограммы. Взаимопроверка. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. 4  4 Работа с сигнальными карточками: да–нет. – Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка – да, красная – нет): – Окончание – часть речи? (Нет.) © ООО «Баласс», 2013 6– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.) – Окончание входит в основу слова? (Нет.) – Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) – У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) – С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1) Выучить определения на с. 144, 145. Упр. 2, с. 162. 2) Задание № 1, тема 5 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также