ПОНЯТИЙНАЯ РЕШЕТКА
Понятие управления |
Функции управления |
Принцип управления |
Закономерности управления |
Под управлением в общем виде понимают целенаправленную деятельность его субъектов различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью оперативного создания оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий. (Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам).
Управление рассматривается как целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития ДОУ. (Колодяжная Т.П. Управление современным ДОУ).
|
Функции управления – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов. (В.С.Лазарев) Н.В.Кузьмина определяет управление как совокупность 5 функций: 1.гностическая- получение информации обо всех аспектах функционирования систем; 2.проектировочная–формулирование целей и задач, изменение разнообразных планов и программ; 3.конструктивная- моделирование разнообразных ситуаций; 4.организаторская- реализация исполнительской деятельности управляющего; 5.коммуникативная- нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления. Третьяков П.И. Белая К.Ю. выделяют следующие функции: 1. информационно-аналитическая- формируется под влиянием мотивов и целей, основа процесса управления. 2. Мотивационно – целевая – является исходной для прогнозирования и планирования деятельности. 3.Планово – прогностическая является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления. 4. Контрольно – диагностическая Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. 5. Регулятивно – коррекционная . позволяет реализовать и корректировать педагогический процесс и деятельность сотрудников. 6. Организационно – исполнительская - Это особая функция во всей цепочке взаимосвязанных этапов управленческого цикла, от которой зависит качество развития объекта. |
1. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.2. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.4. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.7. Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада (любого типа или вида) — целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. (Белая К.Ю.) Принципы управления Третьяков П.И. Мартынов Е.Г. 1. Принцип демократизации и гуманизации образования. Демократизация образования позволила перейти от государственной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества. 2.Научности - принцип научной обоснованности управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления. 3. Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы. В процессе управления формируется его механизм, совершенствуется содержание профессионального образования, складывается оптимальный объем учебной нагрузки, определяются требования к уровню подготовки выпускников. 4. Принцип обеспечения единства в управлении образованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем. 5. Принцип системности и целостности в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им. 6.Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели. Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений. Для побуждения к деятельности создается определенная энергетическая атмосфера. 7. Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность. Он предопределяет безопасное взаимодействие человека и природы. 8.Принцип праксиологичности в управлении формирует взаимосвязь общего и профессионального образования, обеспечивающую органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний посредством реализации совокупности педагогических условий, способов, средств, воздействий. Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.
|
Существенные связи, составляющие группу закономерностей управления, вытекают из характера воздействия субъекта на объект. Закономерности, определяющие общие отношения между объектом и субъектом (управленческие отношения в широком смысле), их диалектика играют важную роль в теории муниципального управления. Эти закономерности формируют характер взаимодействия субъекта и объекта управления, связи между ними, способность этих связей обеспечить эффективное достижение целей развития образования. К ним относятся: -соответствие интересов субъекта управления интересам объекта управления, т.е. действия первого должны быть адекватными социальным законам развития второго; -целостность воздействия субъекта на объект; -реализация общих интересов через особые взаимодействия; соответствие между уровнем развития объекта и субъекта управления, их количественно-качественным свойствам; -соответствие носителей и выразителей интересов объекта управления. К общим закономерностям управления относятся : 1) единство главной цели управления на всех уровнях. Это создает во всех звеньях и органах управления, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе единую целенаправленность, позволяет обеспечивать планомерную согласованную работу всех звеньев, их кооперацию в достижении главной цели; 2) единство системы и принципов управления на всех уровнях. Практическая реализация этой закономерности означает подчинение деятельности всех звеньев и объектов управления одним и тем же общим социально-экономическим принципам, унифицированным правилам, типовым положениям, единому подходу к решению организационно-производственных и социально-экономических задач; 3) достижение и сохранение пропорциональности во всех частях и всех уровнях управляемой и управляющей подсистем, а также между ними. 4) сочетание централизации и децентрализации на различных уровнях управления (с одной стороны – глава местного самоуправления, а с другой – функциональные и территориальные структуры). Практическая реализация этой закономерности определяется не только характером, масштабами и уровнем развития объектов и субъектов управления, но и целым рядом социально-экономических условий, многообразием внешних и внутренних факторов функционирования муниципального образования. Васильев А.А. Закономерности управления образовательными системами отражают устойчивые связи и зависимости, проявляющиеся в процессе управления. В работах А. А. Орлова, Ю. А. Конаржевского, Н.П.Капустина. П. И. Третьякова и др. выделяются следующие закономерности управления и внутри-школьного менеджмента: - зависимость эффективности управления педагогическим процессом от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления: чем теснее связи, тем эффективней управление; - зависимость содержания и методов управления педагогическим процессом от содержания и методов организации педагогического процесса; - зависимость эффективности педагогического процесса от аналитичности, целесообразности, гуманистичности, демократичности управления, от владения школьными руководителями различными видами управленческой деятельности: анализом, целеполаганием, планированием, организацией, контролем и регулированием педагогического процесса.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.