ПОНЯТИЙНАЯ РЕШЕТКА
Оценка 4.9

ПОНЯТИЙНАЯ РЕШЕТКА

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
СCУЗ, ВУЗ
01.03.2024
ПОНЯТИЙНАЯ РЕШЕТКА
для педагогов
Понятийная решетка.docx

 

ПОНЯТИЙНАЯ РЕШЕТКА

Понятие

управления

Функции

управления

Принцип управления

Закономерности управления

Под управлением в общем виде понимают целенаправленную деятельность его субъектов различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью оперативного создания оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

(Третьяков П.И., Белая К.Ю.

Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам).

 

Управление рассматривается как целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития ДОУ. (Колодяжная Т.П. Управление современным ДОУ).

 

 

 

 

Функции управления – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов. (В.С.Лазарев)

Н.В.Кузьмина определяет управление как совокупность 5 функций:

1.гностическая- получение информации обо всех аспектах функционирования систем;

2.проектировочная–формулирование целей и задач, изменение разнообразных планов и программ;

3.конструктивная- моделирование разнообразных ситуаций;

4.организаторская- реализация исполнительской деятельности управляющего;

5.коммуникативная- нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления.

Третьяков П.И. Белая К.Ю. выделяют следующие функции:

1. информационно-аналитическая- формируется под влиянием мотивов и целей, основа процесса управления.

2. Мотивационно – целевая – является исходной для прогнозирования и планирования деятельности.

3.Планово – прогностическая является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления.

4. Контрольно – диагностическая

Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

5. Регулятивно – коррекционная

. позволяет реализовать и корректировать педагогический процесс и деятельность сотрудников.

6. Организационно – исполнительская - Это особая функция во всей цепочке взаимосвязанных этапов управленческого цикла, от которой зависит качество развития объекта.

1. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.2. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.4. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.7. Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада (любого типа или вида) — целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. (Белая К.Ю.)

Принципы управления Третьяков П.И. Мартынов Е.Г. 1. Принцип демократизации и гуманизации образования. Демократизация образования позволила перейти от государственной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.

2.Научности - принцип научной обоснованности управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.

3. Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы. В процессе управления формируется его механизм, совершенствуется содержание профессионального образования, складывается оптимальный объем учебной нагрузки, определяются требования к уровню подготовки выпускников.

4. Принцип обеспечения единства в управлении образованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.

5. Принцип системности и целостности в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.

6.Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели. Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений. Для побуждения к деятельности создается определенная энергетическая атмосфера.

7. Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность. Он предопределяет безопасное взаимодействие человека и природы.

8.Принцип праксиологичности в управлении формирует взаимосвязь общего и профессионального образования, обеспечивающую органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний посредством реализации совокупности педагогических условий, способов, средств, воздействий. Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.

 

 

Существенные связи, составляющие группу закономерностей управления, вытекают из характера воздействия субъекта на объект. Закономерности, определяющие общие отношения между объектом и субъектом (управленческие отношения в широком смысле), их диалектика играют важную роль в теории муниципального управления. Эти закономерности формируют характер взаимодействия субъекта и объекта управления, связи между ними, способность этих связей обеспечить эффективное достижение целей развития образования. К ним относятся:

-соответствие интересов субъекта управления интересам объекта управления, т.е. действия первого должны быть адекватными социальным законам развития второго;

-целостность воздействия субъекта на объект;

-реализация общих интересов через особые взаимодействия; соответствие между уровнем развития объекта и субъекта управления, их количественно-качественным свойствам;

 -соответствие носителей и выразителей интересов объекта управления.

К общим закономерностям управления относятся :

1) единство главной цели управления на всех уровнях. Это создает во всех звеньях и органах  управления, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе единую целенаправленность, позволяет обеспечивать планомерную согласованную работу всех звеньев, их кооперацию в достижении главной цели;

2) единство системы и принципов управления на всех уровнях. Практическая реализация этой закономерности означает подчинение деятельности всех звеньев и объектов управления одним и тем же общим социально-экономическим принципам, унифицированным правилам, типовым положениям, единому подходу к решению организационно-производственных и социально-экономических задач;

3) достижение и сохранение пропорциональности во всех частях и всех уровнях управляемой и управляющей подсистем, а также между ними. 4) сочетание централизации и децентрализации на различных уровнях управления (с одной стороны – глава местного самоуправления, а с другой – функциональные и территориальные структуры). Практическая реализация этой закономерности определяется не только характером, масштабами и уровнем развития объектов и субъектов управления, но и целым рядом социально-экономических условий, многообразием внешних и внутренних факторов функционирования муниципального образования.

Васильев А.А.

Закономерности управления образовательными системами отражают устойчивые связи и зависимости, проявляющиеся в процессе управления. В работах А. А. Орлова, Ю. А. Конаржевского, Н.П.Капустина. П. И. Третьякова и др. выделяются следующие закономерности управления и внутри-школьного менеджмента:

- зависимость эффективности управления педагогическим процессом от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления: чем теснее связи, тем эффективней управление;

- зависимость содержания и методов управления педагогическим процессом от содержания и методов организации педагогического процесса;

- зависимость эффективности педагогического процесса от аналитичности, целесообразности, гуманистичности, демократичности управления, от владения школьными руководителями различными видами управленческой деятельности: анализом, целеполаганием, планированием, организацией, контролем и регулированием педагогического процесса.

 

 


ПОНЯТИЙНАЯ РЕШЕТКА Понятие управления

ПОНЯТИЙНАЯ РЕШЕТКА Понятие управления

ДОУ. (Колодяжная Т.П. Управление современным

ДОУ. (Колодяжная Т.П. Управление современным

Белая К.Ю.) Принципы управления

Белая К.Ю.) Принципы управления

Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы

Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы

Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений

Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2024