Фрэ́нсис Скотт Ки Фицдже́ральд
Родился 24 сентября 1896, Сент-Пол — 21 декабря 1940, Голливуд) — американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принёс роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов.
Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.
Джордж Гершвин – известнейший американский композитор и пианист. Самые популярные его работы — «Голубая рапсодия» и опера «Порги и Бесс».
Творческий взлет музыканта выпал на 20-30 годы прошлого столетия, то время в Америке называли «джазовой эпохой».
Этот музыкальный стиль оказал огромное влияние на Гершвина, который пытался выразить при помощи музыки дух современности и жизненный уклад простых американцев. Композитор не раз заявлял, что джаз – это музыка народа, в которой он слышит национальный жизненный импульс и кипящую реку жизни США. Музыкально-общественный деятель В. Дамрош писал, что множество композиторов завораживал, но одновременно и пугал джаз, поэтому они не решались работать в этом стиле.
Джордж Гершвин совершил настоящий музыкальный переворот.
Критик сравнил мужчину с принцем, который взял за руку Золушку и на весь мир заявил, что теперь она настоящая принцесса.
Биография маэстро насчитывает множество потрясающих взлетов и не менее грандиозных падений, вся его жизнь словно воплощает американскую мечту.
Гершвин добился всего усердным трудом, нашел свое призвание и при жизни достиг непостижимых высот и мировой славы.
Будущий виртуозный американский пианист и композитор Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин.
Изначально мальчик был назван Яковом. Его родители имели еврейские корни, и еще до рождения своих детей уехали жить в США.
Отец композитора – Мойше Гершовиц покинул Санкт-Петербург в 1890 году, а затем сменил имя на Моррис Гершвин и всю жизнь трудился на обувной фабрике.
Мать – Роза Брускина родилась в Одессе, уехала в Соединенные Штаты немного раньше, чем ее будущий муж. Гершвины воспитывали четырех детей, из которых Джордж был вторым, у него также были братья Айра и Артур и сестренка Фрэнсис.
Семья не обладала большим достатком и ютилась в маленькой деревянной квартирке. Джордж, в отличие от своих братьев и сестры, был очень своенравным и обладал сложным характером.
В школе не отличался особым стремлениям к учебе, чем очень огорчал Розу, которая мечтала, чтобы ее дети хорошо учились и стали преподавателями. Зато Джордж делал успехи в катании на коньках и даже завоевал «титул» уличного чемпиона.
Друзья мальчика с детства замечали, что он мог на какое-то время полностью уйти в себя и не обращать внимания на окружающий мир. Причиной всему стала музыка.
Когда будущий композитор слышал красивые напевы, он замирал и забывал обо всем на свете.
Будущий композитор стал брать первые профессиональные уроки, и пытался на слух воспроизводить знакомые мелодии. Уже тогда старший брат Джорджа Айра мечтал стать музыкантом и занимался в специализированной школе, родителей сильно удивил тот факт, что их младший сын без посторонней помощи овладел фортепиано и обогнал своего брата. Моррис и Роза поняли, что мальчика тоже нужно отдать в руки профессионалам.
Начало музыкальной карьеры
С музыкальной школой дела у юного Джорджа как-то не заладились. Изучение нудных гамм, сольфеджио и регулярные занятия нагоняли на мальчика тоску. Гершвин проходил обучение в нескольких местах – сначала с ним занимались пожилые преподавательницы, а один из педагогов даже имел особую технику обучения, и мальчик почти не играл на фортепиано. Ни одно из музыкальных учебных заведений Джордж так и не закончил. Родители видели своего сына коммерсантом, но жизнь выбрала для него совсем другую дорогу.
В 1915 году произошло одно из самых важных событий в жизни молодого человека – он познакомился с музыкантом Чарльзом Хамбицером, с которым моментально подружился. Маэстро давал ему множество бесценных советов и идей, а также предложил отличных учителей.
К семнадцати годам Джордж прекрасно разбирался в музыкальном искусстве, блестяще владел фортепиано и писал свои первые произведения. Он усердно изучал классические мотивы, но особенно ему нравился популярный стиль в музыке. Несмотря на свой юный возраст, Гершвин получил работу в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где имел должность пианист-популяризатор. Молодой музыкант подрабатывал, выступая в ресторанах, и писал большое количество сочинений. В 1926 году Джордж представил на суд публики одно из своих первых «музыкальных детищ» под названием «Когда вы захотите». Несмотря на то что композиция не стала сильно популярной, с ее помощью Гершвин смог обратить на себя внимание режиссеров с Бродвея.
Творческий путь
Гершвин Американец в Париже
С 1918 года мужчина перестал брать подработки и давать индивидуальные уроки — теперь он мог всецело заниматься любимым делом и получать за это кругленькие суммы.
Джордж писал композиции для сценических выступлений на Бродвее и работал автором в джазовой группе Пола Уайтмена.
Только за год он «оживил» своей музыкой 10 мюзиклов, которые прогремели на всю Америку. На премьеру «Рапсодия в блюзовых тонах» в 1924 году пришло большое количество именитых гостей – в первом ряду сидели гениальные музыканты Рахманинов, Годовский и Стравинский. Мюзикл стал очень успешным, а Джордж получил настоящее признание публики.
Когда Джордж получил большую популярность, он стал сотрудничать со своим родным братом Айре.
Мужчина в последующем называл себя Артуром Френсисом (имена их младших брата и сестры), ведь он был уверен, что в мире музыки фамилия Гершвин должна быть единственной и уникальной.
Творческий союз двух братьев имел большой успех, вместе они создали несколько десятков композиций для бродвейских представлений и кинофильмов.
В те времена это был по-настоящему востребованный дуэт.
Самым триумфальным сочинением Джорджа и Артура стал мюзикл «Lady, Be Good». Одна из его песен была признана лучшей балладой о любви прошлого века.
Последние годы жизни
Последние годы жизни Джорджа Гершвина
Согласно биографии Гершвина в 1936 году композитор уехал в Голливуд, чтобы заняться написанием музыки к кинофильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в котором сыграли популярные актеры того времени.
Сочинения музыканта, которые объединили балет и джаз, занимают около часа киноленты. Чтобы создать идеальный союз абсолютно разных стилей, Джордж писал и аранжировал композиции несколько месяцев. В начале рокового 1937 года Гершвин выступил с уникальным музыкальным концертом совместно с симфоническим оркестром, которым руководил маэстро из Франции Пьер Монте. Прямо на сцене мужчину стали преследовать «музыкальные отключения». В июне Гершвин упал во время очередного выступления, и его уже не смогли спасти.
Слаженная работа двух братьев Джорджа и Айры, благосостояние, слава – все рухнуло в один момент, трагичным и неожиданным образом.
Джордж так усердно трудился над своей легендарной оперой, что получил сильнейший нервный срыв и был полностью истощен.
В итоге его покинули аппетит и нормальный сон. Медики настаивали, чтобы композитор переехал в более благоприятные климатические условия и на время забыл про работу.
Гершвин воспользовался первым советом, но вот оставить музыку так и не смог.
Внешне мужчина практически не изменился, но морально он очень устал и был сильно подавлен.
В 1937 году врачи нашли у композитора симптомы, которые бывают при онкологических заболеваниях. После медицинского обследования была диагностирована опухоль головного мозга.
Специалисты делали все, чтобы спасти жизнь популярного музыканта, в одной из лучших американских клиник злокачественное образование было удалено.
К сожалению, все усилия докторов были напрасны, и Джордж скончался 11 июля 1937 года, прямо на операционном столе. Гершвин немного не дожил до 39 лет, а ведь у него было столько масштабных планов и идей, которые он так и не успел воплотить в жизнь.
Опера « Порги и Бесс»
Композитор несколько месяцев провёл среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь, художественное творчество.
Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей посёлка миру людей, развращенных страстью к наживе.
Главным принципом сценической драматургии является- контраст.
Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта.
Это Порги – бедный калека и Спортинг Лайф – торговец, личность отрицательная. Они борются за душу простой девушки по имени Бесс, в которую они влюблены.
В финале оперы она всё таки уезжает со Спортингом в поисках « шикарной» жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.