Портфолио литература
Оценка 4.6

Портфолио литература

Оценка 4.6
docx
03.06.2024
Портфолио литература
Литература.docx

Первый раздел

Устное народное творчество

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение.

Фольклор-это совокупность культуры, разделяемой определенной группой людей; он включает в себя традиции, общие для этой культуры, субкультуры или группы. Сюда входят устные традиции, такие как сказки, легенды, пословицы и анекдоты. Они включают в себя материальную культуру, начиная от традиционных стилей строительства и заканчивая игрушками ручной работы, общими для группы.

Фольклор отличается следующими чертами:

1. устная форма

2.опора на традиции

3. непосредственность контакта исполнителя (творца) и слушателя

4. коллективность, народность, вариативность

5. сочетание слова с элементами других видов искусства

Впоследствии фольклор и литература, испытывая взаимовлияние, обогащали друг друга.

Язык фольклора это специфический язык, в нем материализуется словесное искусство.

У каждого народа свой язык – и это специфика данного народа. Национальный язык служит средством общения, т.е. осуществляет коммуникативную функцию.

Язык фольклора – это народный язык, он выражает содержание фольклорных текстов. Эту функцию он осуществляет на уровне живого языкового словоупотребления

Важную роль в фольклоре играют выразительные и изобразительные средства языка, придающие языку фольклора особый колорит. Но не стоит также забывать и об особенностях восприятия фольклорного слова. Слово несет в себе не только элементы знака, символа явления, но является его изображением.

Исследователи отмечают такие свойства фольклорного слова, как  формульность (постоянный эпитет в фольклорных текстах – это проявление формульности), эволюцию. А.Н. Веселовский говорит о наддиалектном характере фольклора

Народная речь достаточно проста, но, в то же время, точна, поэтому понятна каждому. И именно это отличает ее от художественного языка, который не всегда понятен читателю.

Язык фольклора передает эмоции слушателю или читателю.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания"

Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

 

https://cdn.uznaychtotakoe.ru/images/zhanry-folklora-shema-uznaychtotakoe-0-cke.jpg

 

Большие жанры фольклора

Эти жанры включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения.

Эпические произведения

Эпические произведения — это народная проза, сказания, которые воспевают подвиги, повествуют о каком-либо событии или герое.

К ним относятся:

·        былины (рассказ или песня, которые прославляют кого-то; напр., "Илья Муромец и Соловей-разбойник"),

·        баллады (рассказ или песня о каком-то историческом герое или эпизоде; напр., баллады о Робин Гуде),

·        сказки ("Царевна-лягушка"),

·        предания (рассказ в устной форме о событии в прошлом; напр., "Воцарение Ивана Грозного"),

·        былички (устный рассказ о том, как человек встретился с духами и привидениями: домовым, лешим, бабой ягой, чёртом и т.д.),

·        бывальщины (рассказ о якобы имевшем место событии, в которое тяжело поверить; похожи на былички),

·        притчи (рассказ с моралью и нравоучением; напр., "евангельские притчи"),

·        легенды (легенды о Короле Артуре),

·        анекдоты,

·        молитвы.

Лирические произведения

Это проза под музыку. Сюда относят:

·       частушки,

·       колыбельные,

·       романсы,

·       песни (обрядовые, семейные, любовные, военные, хороводные, шуточные и др.),

·       похоронные причитания.

Драматические произведения

Сюда относят народные драмы, то есть обрядовые и театральные представления. Обычно они не имеют заготовленного сценария или текста. Актёры импровизируют на тему, которая волнует народ.

 

Такое представление может быть и сатирическим. Актёр может взаимодействовать со зрителями, обращаться к ним.

Малые жанры фольклора

Включают в себя произведения, в которых мало текста, и детский фольклор:

·        загадки,

·        пословицы и поговорки,

·        шутки и прибаутки (смешное четверостишье для детей),

·        приметы и присказки,

·        детский фольклор.

Детский фольклор

Включает как произведения, которые придумывают дети, так и те, которые взрослые создают для детей — для их обучения и воспитания.

К детскому фольклору причисляют:

·        колыбельные,

·        потешки (увеселительная история в стихотворной форме, может быть и короткой песенкой),

·        пестушки (короткие стишки для самых маленьких, которые развивают движения и речь),

·        рассказы,

·        скороговорки,

·        игры,

·        считалки,

·        дразнилки,

·        приговорки (короткие рифмованные фразы для общения человека с окружающей природой),

·        заклички (стишок-заклинание для призыва какого-либо природного явления, похоже на приговорку),

·        стишки,

·        песенки,

·        страшилки (страшные истории для детей).

Миф — это фольклорный жанр, который иллюстрирует представления человека об устройстве мира. Отдельные мифы в каждой цивилизации складывались в систему мифологии и служили основой для верований и религий.

Мифология пытается объяснить мир глобально, через множество преданий и сказаний; фольклор же, в свою очередь, объясняет мифологию – в более упрощѐнной форме, подходящей для всеобщего восприятия. К тому же в фольклоре гораздо больше, нежели в мифологии, отражена повседневная жизнь: функция фольклора – отражать не только миф в упрощѐнной форме, но и быт, традиции народа.

Синкретизм - это объединение различных верований, смешение практик различных школ мысли. Синкретизм предполагает слияние или ассимиляцию нескольких изначально дискретных традиций, особенно в теологии и мифологии религии, утверждая таким образом основополагающее единство и допуская инклюзивный подход к другим религиям.

Малые формы фольклора

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора. В традиционной народной культуре колыбельная песня могла выполнять магическую охранную функцию (например, изображали смерть ребёнка, чтобы защитить его от реальной смерти). В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку.

«Баю-баю-баю-бай,

Ты собачка, не лай,

Ты собачка не лай,

Нашу Машу не пугай.

Тёмна ноченька, не спится,

Наша Машенька боится,

Баю-бай, баю-бай,

Спи, Машутка, засыпай.»

 

«Баю-баю-баю-бай,

Ты собачка, не лай,

Ты, волчок, не гуди,

Ты Егорку не буди.»

 

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

«Потягунюшки, порастунюшки,

Поперёк толстонюшки.

А в ручки хватюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.»

 

Потешки — это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают разные занятия с ребенком или действия самого ребенка — потягивание после сна, зарядку, умывание, массаж, одевание и пр. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка. Малыш самостоятельно выполняет все движения в соответствии с текстом потешки.

 

"Встало солнце из-за речки, Слез Ванюша с тёплой печки, Встал и потянулся, Маме улыбнулся.** * Мышки прибежали, Темноту прогнали. Солнышко проснулось, Оле улыбнулось. До свиданья, ноченька, С добрым утром, доченька!** * Как у нашей дочки. Ямочки на щёчках, Пальчики-ладошки, Маленькие ножки. Ножки — просыпайтесь, Щёчки — умывайтесь, Пальчики-ладошки Кашку ешьте ложкой.** * Птичка прилетела, Песенки запела.»

 

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела.

 

Небыли́ца или небыва́льщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

 

«Вот такие небылицы, То ли звери, то ли птицы. Громко лает в будке кот, Раки пятятся вперёд, Вышла рыба на крыльцо, А петух несёт яйцо, Пудель в облаках летает, Его ветер подгоняет, По дорожке очень прытко. Скачет в домике улитка, Замурлыкали лисицы, В море плавают синицы, Ёжик снял свои иголки, Листья выросли на елке, Летом выпал первый снег, И зимой сугробов нет, Одуванчик не летает, Всех из лейки поливает, Тянет заяц очень ловко.»

 

Зага́дка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли.

Под гору — коняшка, в гору — деревяшка.

(Санки).

На деревья, на кусты с неба падают цветы. Белые, пушистые, только не душистые.

(Снег).

 

Считалка. Жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания участника из множества. Неслучайным выбором может быть самая простая считалка типа «на первый, второй», результатом которой является разделение первоначального множества объектов на два.

«Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть.»

«Раз, два, раз, два, Вот берёзка, вот трава, Вот полянка, вот лужок - Выходи-ка ты, дружок.»

 

Пословица (от латинского proverbium) - это простое и проницательное традиционное высказывание, выражающее воспринимаемую истину, основанную на здравом смысле или опыте. Пословицы часто метафоричны и используют шаблонный язык. В совокупности они образуют жанр фольклора.

 

Жить — Родине служить

Лень — мать всех пороков

На чужой стороне и весна не красна

В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется

На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь

На грубое слово не осердись, а на ласковое не польстись

 

Поговорка. Краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение. Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам. Поговорки являются частью фольклора. Поговорка может не просто описывать какие-либо стороны жизни, но и содержать народную мудрость, которая в поговорке выражена менее явно, чем в пословице. 

«лыку не вяжет» вместо «пьян» «пороха не выдумал» вместо «дурак» «свинью подложить» (напакостить) «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «остаться с носом» (быть обманутым) «остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения) «когда рак на горе свистнет» (никогда) «свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй раздел

Выразительное чтение

Выразительное чтение наиболее широко применяется на уроках литературы, где оно выступает как искусство звучащего слова, обнаруживая все свое магическое воздействие. утверждает: «Выразительное чтение - это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание - метод его выразительного произнесения».

Выразительное чтение – это комплексная деятельность, проявляющаяся одновременно как индивидуальное проникновение в художественную ткань произведения искусства слова и как воплощение, передача своего личного истолкования смысла прочитанного.

Выразительно прочитать произведение означает, подать голосом идею, тему, подтекст, эмоциональную окраску и пафос художественного произведения.

Особенности формирования навыка выразительного чтения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач  начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Выразительное чтение играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка.

Устная речь является основной формой, основным орудием общения между людьми. В процессе работы над речью школьника мы имеем дело не только с внешним проявлением речевого оформления, но и с внутренним содержанием устной речи, отражающим сложные нервно-психические коммуникативные процессы детей. Мы можем проследить следующие компоненты внутреннего содержания устной речи:

- сила, определяющая динамику речи и выраженная в ударениях (словесном и логическом);

- направление, определяющее мелодию речи и выраженное в движении голоса по звукам разной высоты;

- скорость, определяющая темп и ритм речи и выраженная в длительности звучания и остановках (паузах).

Компоненты устной речи объединяются в интонацию, которая полностью подчиняется внутреннему содержанию речи глубинным намерениям говорящего.

Таким образом, основой выразительности чтения является содержание читаемого текста, идея, раскрываемая в нем, и цель, которую перед собой ставит чтец.

При выразительном чтении говорящий (чтец) преследует следующие цели:

- донести до слушателей мысли и чувства, заложенные в произведении;

- помочь адресату правильно воспринять и верно оценить явления жизни, отраженные в нем, вызвать определенное отношение к событиям и действующим лицам читаемого произведения.

Как мы видим, выразительное чтение имеет динамическую структуру на различных уровнях: внутренний диалог читателя с самим собой, диалог читатель-произведение, диалог читатель-слушатель, что, несомненно, указывает на творческий, созидательный характер выразительного чтения, в процессе формирования которого ребенок усовершенствует собственные аналитико-синтетические мыслительные способности.

Таким образом, выразительное чтение проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические), при чтении стихотворения делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно.

В процессе подготовки к выразительному чтению произведения происходит:

- поиск верной интонации чтения;

- отработка тона высказывания;

- громкости;

- темпа.

Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, её красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Декламатор-произносящий речь или читающий что-либо перед слушателями, выразительно, с соблюдением некоторых правил, так что слушать бывает легко и приятно. Искусный чтец художественных произведений; артист, выступающий с декламацией.

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, но и мастерство, оказывающее воспитательное воздействие на детей. Чтение педагога – это во-первых образец правильной и образной художественной речи, отвечающей требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, а во-вторых это приём заинтересованности, приучения детей к художественной литературе.

Какое же оно выразительное чтение? По словам М. Рыбниковой, «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы… оно должно быть …громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово».

Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. (техника речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Техники речи»

Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи предполагают выработку правильных способов голосообразования и артикуляции, а также разнообразия интонационной составляющей речи. Упражнения по технике речи помогают «поставить» голос, сделать его гибким, выносливым и звучным.

Правильным типом дыхания при чтении считается реберно -диафрагмальный. При таком дыхании воздух заполняет все легкие, грудная клетка расширяется вверх и а стороны, брюшной пресс выдвигается вперед; стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма опускается.

Правильность дыхания легко проверить вытянувшись лежа на спине, так, чтоб голова была на одном уровне с туловищем.

https://yoga-in-greece.ru/wp-content/uploads/e/4/b/e4bdffe7ae6d4d18a2367370ff70d362.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Первый раздел Устное народное творчество

Первый раздел Устное народное творчество

Народная речь достаточно проста, но, в то же время, точна, поэтому понятна каждому

Народная речь достаточно проста, но, в то же время, точна, поэтому понятна каждому

Большие жанры фольклора Эти жанры включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения

Большие жанры фольклора Эти жанры включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения

Такое представление может быть и сатирическим

Такое представление может быть и сатирическим

Мифология пытается объяснить мир глобально, через множество преданий и сказаний; фольклор же, в свою очередь, объясняет мифологию – в более упрощѐнной форме, подходящей для всеобщего…

Мифология пытается объяснить мир глобально, через множество преданий и сказаний; фольклор же, в свою очередь, объясняет мифологию – в более упрощѐнной форме, подходящей для всеобщего…

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом…

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом…

Вот такие небылицы, То ли звери, то ли птицы

Вот такие небылицы, То ли звери, то ли птицы

Жить — Родине служить Лень — мать всех пороков

Жить — Родине служить Лень — мать всех пороков

Второй раздел Выразительное чтение

Второй раздел Выразительное чтение

Компоненты устной речи объединяются в интонацию, которая полностью подчиняется внутреннему содержанию речи глубинным намерениям говорящего

Компоненты устной речи объединяются в интонацию, которая полностью подчиняется внутреннему содержанию речи глубинным намерениям говорящего

Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, её красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся

Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, её красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся

Понятие «Техники речи» Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей

Понятие «Техники речи» Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей

Портфолио литература

Портфолио литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2024
Посмотрите также:
  • 📁 .
  • 📁 .
  • 📁 .
  • 📁 .
  • 📁 .
  • 📁 .