"Портфолио преподавателя" - как средство оценки уровня его профессиональной компетентности.

  • ppt
  • 17.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала презентация для семинара.ppt


Портфолио преподавателя как средство оценки уровня его профессиональной компетентности

« Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем.»
О.Уайльд

В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями

В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.
При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов.

До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд

Основное в Портфолио состоит из 2-х частей. В состав первой (инвариантной) части входят:
материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы,
материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым педагогических (образовательных) технологий,
материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
.

Разделы портфолио можно представить следующим образом:
Содержание
Пояснительная записка (Введение)
Раздел I. Общие сведения об учителе.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального
роста педагога
Фамилия, имя, отчество, год рождения.
Копии документов об образовании (что и когда окончил.
Полученная специальность, квалификация по диплому).
Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ.
Копии документов, подтверждающих повышение квалификации.
Наличие учёных и почётных званий и степеней.
Копии документов о наиболее значимых правительственных
наградах, грамоты, благодарственные письма.
Копии дипломов различных конкурсов.
Другие документы по усмотрению аттестуемого.

Раздел II. Научно-методическая деятельность.
В этот раздел помещаются методические материалы,
свидетельствующие о профессионализме педагога:

- материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения в своей практике различных средств педагогической диагностики для оценки образова-тельных результатов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в обра-зовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами разви-тия и т.п.;
- работа в методическом объединении и т.д


Раздел II. Продолжение
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях;
- организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-клас-сов и т.п.;
- проведение научных исследований;
- разработка авторских программ;
- подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведённых мероприятий;
- программы элективных курсов;
- программы кружков и факультативов;
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету.
и т.п.

Раздел III. Результаты педагогической деятельности

Материалы данного раздела должны давать представление
о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период (последние 3 года)

материалы с результатами освоения обучающимися
образовательных программ и сформированности у них
ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
сравнительный анализ деятельности педагогического работника
за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний учащихся;
- участия воспитанников в школьных и областных олимпиадах,
конкурсах;
- результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- наличия медалистов; поступления выпускников в вузы
по специальности;
- наличия победителей олимпиад, конкурсов, соревнований,
интеллектуальных марафонов и др.
и т.п.

Раздел IV. Учебно-материальная база по предмету


В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного
кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:

список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы,
иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видео-
магнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения
(программы виртуального эксперимента, контроля знаний,
мультимедийные электронные учебники и т.п.);
аудио и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач,
упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
измерители качества обученности учащихся;
другие документы по желанию преподавателя.

Раздел V. Внеурочная деятельность по предмету

В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий;
наличие технических средств;
наличие компьютера и компьютерных средств;
аудио - и видеопособия;
наличие дидактического материала;
измерители качества обученности учащихся.

Раздел VI. Работа в качестве классного руководителя

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.
Работа с родителями:
анализ успеваемости и качества знаний учащихся;
сведения о сохранении контингента обучающихся в группе;
информация о правонарушениях;
сведения о работе с родителями;
разработки классных часов и родительских собраний.

Во второй части портфолио представляются материалы, которые свидетельствуют о реализации аттестуемым одного из основных направлений региональной образовательной политики. Эта часть портфолио является вариативной в том смысле, что педагогу необходимо представить материалы только по какому-либо одному направлению: использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, здоровьесберегающие технологии, и др..

Вариативные формы аттестации педагогов

Авторская учебная программа
Мастер – класс
Учебное пособие
Открытый урок
Методическая разработка
Опытно-экспериментальная разработка
Педагогическая концепция преподавателя
Педагогический проект

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.

Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого - на семинаре, «круглом столе»). Защита портфолио проводится в несколько этапов:
Презентация портфолио.
Ответ на вопросы по существу представленных документов.
Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу.
Пояснения аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов.
Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы.
Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы.

Что нужно уметь

Работать с текстами.
Вставлять рисунки, фото, схемы и т.д.
Делать гиперссылки на различные документы.
Создавать таблицы в слайде и вставлять готовые таблицы.
Создавать аналитические диаграммы.
Использовать источники Internet.
Лаконично выразить ёмкую мысль.
Не перегружать отдельные слайды, уметь расчленять материал на содержательные и выразительные компоненты.
Помните, что презентация функционально отлична от доклада.

Аналитическая справка составляет основное содержание портфолио. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в аналитической справке. При этом важно, чтобы информация в справке выстраивалась в контексте требований к заявленной педагогом квалификационной категории (первой или высшей). Аналитическая справка является отражением качества профессиональной педагогической деятельности каждого педагога.
Учитывая загруженность педагога в ведении большого разнообразия сопроводительной документации, форма аналитической справки должна позволить лаконично и точно отразить успешность и проблемность педагогической деятельности педагога, кратко выделить перспективы развития.
В процессе заполнения справки от педагога больше требуется не талант сочинителя, а способности анализатора.

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________
Должность
Образование
Специальность
Квалификация
Стаж работы педагогический
общий
В данном учреждении
Квалификационная категория
Курсы повышения квалификации
Награды

Критерий 1. Владение современными образовательными технологиями

Справка с указанием конкретных образовательных технологий, итогов диагностики их результативности; справка о работе по профильным программам /ксерокопия учебного плана, в котором указано, что УД изучается на профильном уровне как математика, информатика, экономика и др./
Справка д/б обязательно заверена руководителем ОУ .

Диагностика использования образовательных технологий

Необходимо предоставить в аналитической справке результаты диагностики в среднем, а затем в приложении к критерию раскрыть основные показатели составляющие представленную результативность.

3. Использование современных образовательных технологий


Предмет

Группа

Форма использования

Результат

Дата

Использование ИКТ в образовательном процессе

Справка об использовании ИКТ – технологий в образовательном процессе:
Предоставить скриншоты сайта, выложенных материалов /дидактические материалы, методические материалы, планы уроков, презентации к урокам, копии сертификатов о создании сайта и т.д./
Указать используемые сайты

Пример скриншота об использовании ИКТ технологий

Подготовка уроков с применением цифровых образовательных ресурсов заставляет преподавателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиаобразованности;
Укрепляет авторитет преподавателя у современного учащегося, т.к. сближает педагога с ребенком ;
Позволяет общаться на языке обучающихся;
Повышает интерес и формирует устойчивую мотивацию учащихся однозначно, т.к. за урок ребенок получает намного больше информации, нежели при использовании обычных средств обучения; позволяет обеспечить качественное улучшение результатов учебной деятельности при разумном объединении накопленного методического опыта и современных информационных технологий.

В качестве ЦОР можно использовать уже имеющиеся материалы на сайтах, порталах, свои и не только

Применение и разработка ЦОРов

Справка о применении ЦОР с аннотацией ресурсов, ссылка на электронный ресурс, размещенный в сети Интернет

Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов

Необходимо предоставить справку об использовании конкретных здоровьесберегающих технологий.
Это может быть технология Базарного В.Ф. или Н.К. Смирнова.
И это не только физкультминутки и программы здоровья.

Здоровьесберегающая технология - это:
условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Организация педдеятельности с учетом индивидуальных особенностей

Технология и методика личносто-ориентированного обучения
Актуальность и перспективность опыта.
Цель личностно-ориентированного урока
Сущность опыта:
Область применения:
Продуктивность:
Трудоемкость:
Внедрение:
Система работы
Результативность работы

Также в качестве диагностики результативности можно использовать диагностику учебной мотивации, проведенную с помощью теста о значимости отдельных учебных дисциплин

Работа со слабоуспевающими

Необходимо предоставить план работы со слабоуспевающими, справку о количестве часов работы с ними. Или можно оформить в виде выписки из журнала/указать учебник, если используется/:

Дата

№ гр

ФИО студента

Вид работы

Дом.задание

12.10.2012

Т- 45

Шумских А.В.

Консультация по теме «Интегралы»

Решить
№ 321, 324

15.11.2012

О-18

Зубенко Я.И.

Консультация по теме «Определенные интегралы»

Решить задание по карточке № 24

Работа с учащимися пропустившими занятия по болезни

Необходимо предоставить либо план-график работы с такими детьми, с указанием количества часов, оформить таблицу как выписку из журнала:

Дата

№ гр

ФИО учащегося/студента

Консультация по теме

Дом.задание

02.10

34

Ильина К.В.

Логарифмы. Основные свойства логарифмов.

Выполнить тестовое задание

План работы с одаренными детьми на _______________ учебный год

№ п/п

Мероприятия

Дата

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

в течение года

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

3.

Пополнение банка данных по одарённым детям

Сентябрь, январь

4.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

5.

Проведение учёбы по изучению опыта работы преподавателей, работающих с одарёнными детьми.

6.

Подготовка и проведение предметных ОУ олимпиад учащихся .

Ноябрь, декабрь

7.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах/по возможности/

в течение года

8.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь-апрель

9.

Организация занятий по интересам.

в течение года

10.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

И т.д.

Критерий 2: Эффективность применения образовательных технологий и методик

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся/такая же таблица по успеваемости

Группа

Кол-во
обуч-ся

I полугодие

II полугодие

Динамика


I п.


II п.

5

4

3

качество
знаний

5

4

3

качество
знаний

Группа № 14

27

-

8

19

30%

-

11

16

40%

10%

Группа № 15

26

18

31%

15

42%

11%

Группа № 21

19

1

7

11

42%

1

8

10

47%

5%

Группа № 22

21

-

2

19

9%

-

4

19%

10%

Динамика индивидуальной успеваемости обучающихся/указывается УД, год


п/п

Ф.И.О. обучающегося

группа

I полугодие

II полугодие

1

Косов С.Н

№22 по профессии «Автомеханик»

3 (удовл.)

4(хорошо)

2

Курилкин О.В.

3

Титов Н.А.

4

Ивлев Ю.В.

№ 15 по профессии «Сварщик»

5

Пархаева М.А.

№ 14 по профессии «Повар, кондитер»

Высокие достижения обучающихся по данным внешних аттестаций различного типа

При наличии результатов таких аттестаций, предоставить приказы о проведении, протоколы проведения, справки заверенные проверяющими сторонами

Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах, конференциях и т.д.

уч.год

Уровень

Ф.И обучающегося

Тема выступления

Результат

подтверждение

2009-2010

муниципальный

Умбаева Наталья



Трошкина Дарья


Яндайкина Юлия

«Тема любви,
дома и семьи в русской литературы XIX в.»
«Образ Петербурга в русской литературе XIX в.»
«Тема жизни
в смерти в русской лирики».

1место



2 место


3 место

Диплом



Диплом


Сертификат

Организация кружков, факультативов и диагностика результативности

Необходимо представить: план работы кружка, список участников, провести диагностику:

№ п/п

ФИО обучаемого

Уровень

Тема выступления

Результат

Подтверждение

1

Еремина М.А.

область

Экологическая среда

участие

сертификат

Факультатив, элективный курс, проведение открытых уроков, предметных недель

Предоставляется учебный план проведения факультатива, элективного курса, приказ об организации; планы проведения предметных недель; сводную таблицу или выписку из протоколов заседания ЦМК о проведении открытых уроков.

Критерий 3: Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ

К ксерокопии учебного плана о профильном преподаваемом предмете приложить выписки из протоколов экзаменов, контрольных административных срезов, заверенные руководителем ОУ.

Результаты контрольного среза


п/п

Группа/
курс

Тема контрольного среза

Количество

%
усп.

%
кач.

«5»

«4»

«3»

«2»

3.2 Результаты ГИА

Наши учащиеся не все сдают ЕГЭ, но можно и нужно предоставить результаты экзаменов, которые проводятся внутри ОУ, но мы не все можем предоставить сравнительную характеристику по региону.

Учебный год

УД

Группа

Кол-во уч-ся

Получили:

% усп.

% качества

«5»

«4»

«3»

Также в этот критерий входят копия отчета о качестве знаний обучающихся по итогам семестра, года с указанием ФИО преподавателя.

ФИО учащейся/егося

Оценка за
учебный год

Результат ГИА

Курс обучения

2008 - 2009
учебный год

2009- 2010
учебный год

2010- 2011
учебный год

Уровень обученности (%)

Качество знаний (%)

Уровень обученности
(%)

Качество знаний (%)

Уровень обученности (%)

Качество знаний (%)

I курс

61

65

56

61

56

II курс

68

73

71

74

68

71

III курс

71

72

71

75

Результаты успеваемости и качества знаний за три года

Систематическое повышение квалификации: указать название КПК, место и время проведения, приложить заверенные ксерокопии сертификатов, удостоверений, свидетельств за последние 3-5 лет

Наименование КПК

Сроки прохождения

Приложение /удостоверение, сертификат

Критерий 4: Личный вклад и повышение качества образования на основе совершенствования методик обучения и воспитания

Дата

Тема выступления

Место выступления

Вид выступления

Примечание

Таким образом можно оформить презентацию своих результатов в качестве участника конференций, слетов и т.д. Также можно оформить выступления на педсоветах, совещаниях.

РАБОТА В СОСТАВЕ ТВОРЧЕСКИХ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП

Период работы

Наименование группы

Тема работы

Результат работы

Педагоги отражают в таблице кратко периоды работы (по учебным годам), название творческой группы в учреждении, тему работы, над которой работает педагог, входящий в одну из творческих подгрупп и результаты работы, выражающиеся в разработанных планах, пособиях, перечнях, конспектах и др.

Наименование публикации

Дата публикации

Вид материала

Примечание

Многие педагоги представляют свой опыт работы для разнообразных педагогических изданий. В таблице кратко излагается наименование и дата публикации, вид материала (статья, доклад, творческий отчет, обобщение опыта и т.д.), издательство и объем печатного материала. Если на момент заполнения портфолио материалы только сданы в печать, это можно отметить в примечаниях, там же можно отметить номер страницы, на котором размещен материал. В приложении вкладываются тексты печатных работ, ксерокопии содержания сборников со статьями педагогов., перечень фотоматериалов.
Если материалы вы публиковали в сетях Интернет, прикладываете скриншоты этих материалов, выложенных на вашем сайте или других сайтах с адресами сайтов.