В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями
В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.
При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов.
Основное в Портфолио состоит из 2-х частей.В состав первой (инвариантной) части входят:
материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы,
материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым педагогических (образовательных) технологий,
материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
.
Разделы портфолио можно представить следующим образом:
Содержание
Пояснительная записка (Введение)
Раздел I. Общие сведения об учителе.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального
роста педагога
Фамилия, имя, отчество, год рождения.
Копии документов об образовании (что и когда окончил.
Полученная специальность, квалификация по диплому).
Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ.
Копии документов, подтверждающих повышение квалификации.
Наличие учёных и почётных званий и степеней.
Копии документов о наиболее значимых правительственных
наградах, грамоты, благодарственные письма.
Копии дипломов различных конкурсов.
Другие документы по усмотрению аттестуемого.
Раздел II. Научно-методическая деятельность.
В этот раздел помещаются методические материалы,
свидетельствующие о профессионализме педагога:
- материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения в своей практике различных средств педагогической диагностики для оценки образова-тельных результатов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в обра-зовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами разви-тия и т.п.;
- работа в методическом объединении и т.д
Раздел II. Продолжение
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях;
- организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-клас-сов и т.п.;
- проведение научных исследований;
- разработка авторских программ;
- подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведённых мероприятий;
- программы элективных курсов;
- программы кружков и факультативов;
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету.
и т.п.
Раздел III. Результаты педагогической деятельности
Материалы данного раздела должны давать представление
о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период (последние 3 года)
материалы с результатами освоения обучающимися
образовательных программ и сформированности у них
ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
сравнительный анализ деятельности педагогического работника
за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний учащихся;
- участия воспитанников в школьных и областных олимпиадах,
конкурсах;
- результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- наличия медалистов; поступления выпускников в вузы
по специальности;
- наличия победителей олимпиад, конкурсов, соревнований,
интеллектуальных марафонов и др.
и т.п.
Раздел IV. Учебно-материальная база по предмету
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного
кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы,
иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видео-
магнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения
(программы виртуального эксперимента, контроля знаний,
мультимедийные электронные учебники и т.п.);
аудио и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач,
упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
измерители качества обученности учащихся;
другие документы по желанию преподавателя.
Раздел V. Внеурочная деятельность по предмету
В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий;
наличие технических средств;
наличие компьютера и компьютерных средств;
аудио - и видеопособия;
наличие дидактического материала;
измерители качества обученности учащихся.
Раздел VI. Работа в качестве классного руководителя
Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.
Работа с родителями:
анализ успеваемости и качества знаний учащихся;
сведения о сохранении контингента обучающихся в группе;
информация о правонарушениях;
сведения о работе с родителями;
разработки классных часов и родительских собраний.
Во второй части портфолио представляются материалы, которые свидетельствуют о реализации аттестуемым одного из основных направлений региональной образовательной политики. Эта часть портфолио является вариативной в том смысле, что педагогу необходимо представить материалы только по какому-либо одному направлению: использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, здоровьесберегающие технологии, и др..
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.
Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого - на семинаре, «круглом столе»). Защита портфолио проводится в несколько этапов:
Презентация портфолио.
Ответ на вопросы по существу представленных документов.
Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу.
Пояснения аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов.
Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы.
Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы.
Что нужно уметь
Работать с текстами.
Вставлять рисунки, фото, схемы и т.д.
Делать гиперссылки на различные документы.
Создавать таблицы в слайде и вставлять готовые таблицы.
Создавать аналитические диаграммы.
Использовать источники Internet.
Лаконично выразить ёмкую мысль.
Не перегружать отдельные слайды, уметь расчленять материал на содержательные и выразительные компоненты.
Помните, что презентация функционально отлична от доклада.
Аналитическая справка составляет основное содержание портфолио. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в аналитической справке. При этом важно, чтобы информация в справке выстраивалась в контексте требований к заявленной педагогом квалификационной категории (первой или высшей). Аналитическая справка является отражением качества профессиональной педагогической деятельности каждого педагога.
Учитывая загруженность педагога в ведении большого разнообразия сопроводительной документации, форма аналитической справки должна позволить лаконично и точно отразить успешность и проблемность педагогической деятельности педагога, кратко выделить перспективы развития.
В процессе заполнения справки от педагога больше требуется не талант сочинителя, а способности анализатора.
Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________
Должность
Образование
Специальность
Квалификация
Стаж работы педагогический
общий
В данном учреждении
Квалификационная категория
Курсы повышения квалификации
Награды
Критерий 1. Владение современными образовательными технологиями
Справка с указанием конкретных образовательных технологий, итогов диагностики их результативности; справка о работе по профильным программам /ксерокопия учебного плана, в котором указано, что УД изучается на профильном уровне как математика, информатика, экономика и др./
Справка д/б обязательно заверена руководителем ОУ .
Использование ИКТ в образовательном процессе
Справка об использовании ИКТ – технологий в образовательном процессе:
Предоставить скриншоты сайта, выложенных материалов /дидактические материалы, методические материалы, планы уроков, презентации к урокам, копии сертификатов о создании сайта и т.д./
Указать используемые сайты
Подготовка уроков с применением цифровых образовательных ресурсов заставляет преподавателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиаобразованности;
Укрепляет авторитет преподавателя у современного учащегося, т.к. сближает педагога с ребенком ;
Позволяет общаться на языке обучающихся;
Повышает интерес и формирует устойчивую мотивацию учащихся однозначно, т.к. за урок ребенок получает намного больше информации, нежели при использовании обычных средств обучения; позволяет обеспечить качественное улучшение результатов учебной деятельности при разумном объединении накопленного методического опыта и современных информационных технологий.
Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов
Необходимо предоставить справку об использовании конкретных здоровьесберегающих технологий.
Это может быть технология Базарного В.Ф. или Н.К. Смирнова.
И это не только физкультминутки и программы здоровья.
Здоровьесберегающая технология - это:
условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Организация педдеятельности с учетом индивидуальных особенностей
Технология и методика личносто-ориентированного обучения
Актуальность и перспективность опыта.
Цель личностно-ориентированного урока
Сущность опыта:
Область применения:
Продуктивность:
Трудоемкость:
Внедрение:
Система работы
Результативность работы
Также в качестве диагностики результативности можно использовать диагностику учебной мотивации, проведенную с помощью теста о значимости отдельных учебных дисциплин
Работа со слабоуспевающими
Необходимо предоставить план работы со слабоуспевающими, справку о количестве часов работы с ними. Или можно оформить в виде выписки из журнала/указать учебник, если используется/:
Дата | № гр | ФИО студента | Вид работы | Дом.задание |
12.10.2012 | Т- 45 | Шумских А.В. | Консультация по теме «Интегралы» | Решить |
15.11.2012 | О-18 | Зубенко Я.И. | Консультация по теме «Определенные интегралы» | Решить задание по карточке № 24 |
Работа с учащимися пропустившими занятия по болезни
Необходимо предоставить либо план-график работы с такими детьми, с указанием количества часов, оформить таблицу как выписку из журнала:
Дата | № гр | ФИО учащегося/студента | Консультация по теме | Дом.задание |
02.10 | 34 | Ильина К.В. | Логарифмы. Основные свойства логарифмов. | Выполнить тестовое задание |
План работы с одаренными детьми на _______________ учебный год | ||
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | в течение года |
2. | Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | |
3. | Пополнение банка данных по одарённым детям | Сентябрь, январь |
4. | Проведение работы с родителями одарённых детей. | в течение года |
5. | Проведение учёбы по изучению опыта работы преподавателей, работающих с одарёнными детьми. | |
6. | Подготовка и проведение предметных ОУ олимпиад учащихся . | Ноябрь, декабрь |
7. | Активизация работы по участию детей в международных конкурсах/по возможности/ | в течение года |
8. | Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | январь-апрель |
9. | Организация занятий по интересам. | в течение года |
10. | Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. | |
И т.д. |
Критерий 2: Эффективность применения образовательных технологий и методик
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся/такая же таблица по успеваемости
Группа | Кол-во | I полугодие | II полугодие | Динамика | |||||||
|
| 5 | 4 | 3 | качество | 5 | 4 | 3 | качество | ||
Группа № 14 | 27 | - | 8 | 19 | 30% | - | 11 | 16 | 40% | 10% | |
Группа № 15 | 26 | 18 | 31% | 15 | 42% | 11% | |||||
Группа № 21 | 19 | 1 | 7 | 11 | 42% | 1 | 8 | 10 | 47% | 5% | |
Группа № 22 | 21 | - | 2 | 19 | 9% | - | 4 | 19% | 10% | ||
Динамика индивидуальной успеваемости обучающихся/указывается УД, год
№ | Ф.И.О. обучающегося | группа | I полугодие | II полугодие |
1 | Косов С.Н | №22 по профессии «Автомеханик» | 3 (удовл.) | 4(хорошо) |
2 | Курилкин О.В. | |||
3 | Титов Н.А. | |||
4 | Ивлев Ю.В. | № 15 по профессии «Сварщик» | ||
5 | Пархаева М.А. | № 14 по профессии «Повар, кондитер» | ||
Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах, конференциях и т.д.
уч.год | Уровень | Ф.И обучающегося | Тема выступления | Результат | подтверждение |
2009-2010 | муниципальный | Умбаева Наталья | «Тема любви, | 1место | Диплом |
Факультатив, элективный курс, проведение открытых уроков, предметных недель
Предоставляется учебный план проведения факультатива, элективного курса, приказ об организации; планы проведения предметных недель; сводную таблицу или выписку из протоколов заседания ЦМК о проведении открытых уроков.
Критерий 3: Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ
К ксерокопии учебного плана о профильном преподаваемом предмете приложить выписки из протоколов экзаменов, контрольных административных срезов, заверенные руководителем ОУ.
3.2 Результаты ГИА
Наши учащиеся не все сдают ЕГЭ, но можно и нужно предоставить результаты экзаменов, которые проводятся внутри ОУ, но мы не все можем предоставить сравнительную характеристику по региону.
Учебный год | УД | Группа | Кол-во уч-ся | Получили: | %усп. | % качества | ||
«5» | «4» | «3» |
Курс обучения | 2008 - 2009 | 2009- 2010 | 2010- 2011 | |||
Уровень обученности (%) | Качество знаний (%) | Уровень обученности | Качество знаний (%) | Уровень обученности (%) | Качество знаний (%) | |
I курс | 61 | 65 | 56 | 61 | 56 | |
II курс | 68 | 73 | 71 | 74 | 68 | 71 |
III курс | 71 | 72 | 71 | 75 |
Результаты успеваемости и качества знаний за три года
Систематическое повышение квалификации: указать название КПК, место и время проведения, приложить заверенные ксерокопии сертификатов, удостоверений, свидетельств за последние 3-5 лет
Наименование КПК | Сроки прохождения | Приложение /удостоверение, сертификат |
РАБОТА В СОСТАВЕ ТВОРЧЕСКИХ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП
Период работы | Наименование группы | Тема работы | Результат работы |
Педагоги отражают в таблице кратко периоды работы (по учебным годам), название творческой группы в учреждении, тему работы, над которой работает педагог, входящий в одну из творческих подгрупп и результаты работы, выражающиеся в разработанных планах, пособиях, перечнях, конспектах и др.
Наименование публикации | Дата публикации | Вид материала | Примечание |
Многие педагоги представляют свой опыт работы для разнообразных педагогических изданий. В таблице кратко излагается наименование и дата публикации, вид материала (статья, доклад, творческий отчет, обобщение опыта и т.д.), издательство и объем печатного материала. Если на момент заполнения портфолио материалы только сданы в печать, это можно отметить в примечаниях, там же можно отметить номер страницы, на котором размещен материал. В приложении вкладываются тексты печатных работ, ксерокопии содержания сборников со статьями педагогов., перечень фотоматериалов.
Если материалы вы публиковали в сетях Интернет, прикладываете скриншоты этих материалов, выложенных на вашем сайте или других сайтах с адресами сайтов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.