Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—9 кл
18.05.2018
Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС
В данной статье предложен способ контроля и оценки достижений учеников по литературе, как ведение "Дневника читателя". Детям интересны такие способы ведения, как написание синквейна, формулирование "толстых-тонких"вопросов (приемы технологии развития критического мышления), иллюстрирование и придумывание другого финала. При подготовке к итоговому сочинению будет собрана хорошая "Копилка аргументов".Тематическое портфолио как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС. Каждый ученик самостоятельно собирает и ведет с пятого по одиннадцатый класс читательский дневник. На лето ребята получают не просто список книг, а приглашение поучаствовать в конкурсе на самого лучшего читателя. В сентябре ученики сдают дневники летнего чтения, которые они вели, отражая свои мысли после знакомства с новой книгой. Варианты ведения дневника многообразны, каждый выбирает посильные задания, и так создается ситуация успеха. В помощь ученикам предлагаю памятку, в которой зафиксированы все способы ведения дневника.
конкурс методических материалов Карнаухова.docx
Карнаухова Наталья Николаевна Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки  индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС Контроль и оценка индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации   ФГОС   принципиально   отличается   от   привычных   норм оценивания.  Средства   контроля   и   оценивания   в   новых   условиях   изменяются. Отметочной   системы,   измеряющей   только   единичный   конкретный результат,   становится   недостаточно.   Для   отслеживания   процесса достижения   образовательных   целей   необходимы   средства,   дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. К накопительной оценке относятся, кроме того, используемые для оценивания интервью, деловые игры, дневники самооценивания, метод заключения соглашения и другие методы, используемые в западной дидактике [1]. В   своей   работе   я   использую   такой     способ   оценивания индивидуальных   достижений   учащихся,   как   портфолио.   Основной   его смысл   ­   дать   возможность   каждому   школьнику   показать   все,   на   что   он способен, создать для ученика стимул роста.  Функции портфолио [1]: ­ диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени; ­ целеполагания – поддерживает учебные цели; ­ мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей; ­ содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ; ­ развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; ­ рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений. Философия учебного портфолио предполагает: ­ смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; ­ интеграцию количественной и качественной оценок; ­   перенос   педагогического   ударения   с   оценки   педагога   на самооценку школьника.   Достоинства   портфолио   несомненны.   Это   прекрасное   средство углубления   и   оформления   познавательных   интересов,   развития интеллектуальных   рефлексивных   способностей   учащихся,   комплексной проверки   уровня   усвоения   учебного   материала,   индивидуализации   и дифференциации   обучения,   формирования   мотивации   достижения,   а следовательно, и создания ситуации успеха.  Существует несколько типов портфолио.   Я   использую     в   своей   работе   тематический   тип.   Ученик собирает   портфолио   в     процессе   изучения   какой­либо   большой   темы, раздела,   учебного   курса.   Работа   над   ним   строится   следующим   образом: учитель   сообщает   вначале   название   изучаемой   темы,   а   также   форму контроля по ней ­ защиту своего портфолио, собранного по результатам работы   над   данной   темой.   Учащимся   в   самом   начале   предъявляются задания   разного   уровня   сложности,   отражающие   различные   уровни мышления и познания. В качестве тематического портфолио каждый ученик самостоятельно собирает и ведет с пятого по одиннадцатый  класс читательский дневник. На   лето   ребята   получают   не   просто   список   книг,   а   приглашение поучаствовать в конкурсе на самого лучшего читателя. В сентябре ученики сдадют дневники летнего чтения, которые они вели, отражая свои мысли после   знакомства   с   новой   книгой.   Варианты   ведения   дневника многообразны,   каждый   выбирает   посильные   задания,   и   так   создается ситуация   успеха.   В   помощь   ученикам   предлагаю   памятку,   в   которой зафиксированы все способы ведения дневника. Памятка по ведению читательского дневника Вы можете использовать сразу несколько способов: Вариант 1:  Запиши  ТИПКОЯНЖ (тема­идея­проблемы­композиция­образы­ язык­название­жанр): Рисунок 1 – Схема вариант №1 Вариант 2:  Составь синквейн по прочитанному произведению.  ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА[2]: ­ 1 строчка (  Кто? Что? ) –  существительное – одно ключевое слово,  определяющее содержание (название произведения, имя героя); ­ 2 строчка   ( Какой? Какая? Какое? )  –  два прилагательных или  причастия, характеризующих первую строчку; ­ 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие,  относящееся к теме; ­ 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает  отношение автора к теме или  её суть; ­ 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание  –  ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1­ой строчке. Вариант 3: Нарисуй иллюстрацию к эпизоду. Вариант 4: Продолжи произведение или предложи другой поворот сюжета. Вариант 5: Задай «Толстые – тонкие вопросы» [2]: «Тонкие ? ?» Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? «Толстые  ? ?» Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Критерии   оценивания:   количество   прочитанных   книг,   качество (полнота,   понимание,   оригинальность)   анализа   произведения.   Я   считаю, сколько   книг   прочитал   ученик,   за   каждую   ­1   балл.   Если   использованы разные варианты ведения, дополнительно выставляется по баллу за каждый способ.   При   обнаружении   некачественного,   формального   выполнения работы     баллы   снимаются   (­0,5).   За   оригинальность   и   нестандартный, творческий подход можно получить до 3 баллов.   После   проверки   дневников   я   предлагаю   ребятам   самим   оценить работы   и   выбрать   победителя   в   конкурсе   зрительских   симпатий:   все дневники   раскладываются   на   парты,   и   каждый   ученик   делает   записи, отмечая «плюсы» и «минусы» просмотренной   работы. Затем на обложке дневника   нужно   поставить   «плюсик»,   если   считаешь,   что   этоа   работа достойна   получить   приз   зрительских   симпатий.   Изучая   читательские дневники одноклассников, ученик может научиться новым приемам анализа текста, уже освоенным другими. Некоторые дети ведут дневник круглый год, очень гордятся богатством своей литературной копилки.  Побеждают     самые   полные,   с  душой   оформленные,   нестандартные дневники.  Например,   однажды   была   за   лето   оформлена   такая   работа:   к каждому   прочитанному     произведению   сочинен   синквейн,   отразивший характер   главного   героя,   и   нарисованы   иллюстрации.   Получилась интересная   книга,   содержание   которой   в   течение   учебного   года   не   раз выручало автора, напоминая о забытых подробностям сюжетов книг. В 9 и 11 классе дневники будут хорошей копилкой аргументов, что облегчит работу по подготовке к сочинениям ОГЭ, итоговому и ЕГЭ. Все   ученики   получают   положительные   отметки,   победителям вручаются грамоты и призы. Безусловно,   такая   форма   оценивания   и   контроля  индивидуальных  позволяет   обучающимся   формировать достижений   учащихся положительное   отношение   к   учебе,   так   как   дает   им   возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют, а не их недостатки, что   характерно   для   традиционных   методов   оценки.   Это   делает   процесс обучения более эффективным.  Список литературы [1] Сергеева В.П., Каскулова Ф. В., Гричненко И.С. Современные средства оценивания   результатов   обучения:   Учебно­методическое   пособие.   –   М., АПКиППРО, 2005. [2]  Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Серия «Уроки для педагогов» – М., Каро, 2013.

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС

Портфолио «Дневник читателя» как способ контроля и оценки индивидуальных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018