Портфолио как средство развития самооценки младших школьников

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью формирования Портфолио является системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Можно в процессе обучения отслеживать динамику индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах. Портфолио способствует появлению адекватной самооценки ученика, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Иконка файла материала Роль портфолио в развитии оценочной самостоятельности у школьников1.doc
Портфолио как средство развития самооценки младших школьников Основная   цель   современной   школы   ­   создание   условий   для   самореализации   личности   и удовлетворение   образовательных   потребностей   каждого   ученика   в   соответствии   с   его наклонностями, интересами и возможностями. Л.С.   Выготский   предполагал,   что   именно   в   семилетнем   возрасте   начинает   складываться самооценка  –   обобщенное,   т.е.   устойчивое   отношение   ребенка   к   себе.   Самооценка   опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми.              Портфель   достижений   ученика   начальных   классов   является   современным   педагогическим инструментом   сопровождения   развития   и   оценки   достижений   учащихся,   ориентированным   на обновление   и   совершенствование   качества   образования   и   включён   как   обязательный   компонент определения   итоговой   оценки   в   Основную   образовательную   программу   начального   общего образования   и   является   обязательным   для   ведения   всеми   обучающимися   начальных   классов, обучающихся по ФГОС НОО. Именно поэтому проверка формирования и ведения портфолио является одним из направлений ВШК Цель   формирования   Портфолио   –   системная   оценка   личностных,   метапредметных   и предметных результатов обучения, а также выявление динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах. Ценность Портфолио заключается ещё и в том, что он способствует появлению  адекватной самооценки  ученика,   раскрытию   индивидуальных   возможностей   каждого   ребенка,   развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Младшему   школьнику   в   учебной   деятельности   необходимо   умение   ставить   цели   и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие  школьники могут осуществлять  самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников.  Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей. Дети,   которые   не   критичны   к   себе,   часто   очень   критичны   к   другим.   Если   маленькому школьнику, который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.  Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в   учении   и   общественной   работе,   так   и   в   играх.   В   любой   деятельности   они   стремятся   быть максимально самостоятельными. В общении с малознакомыми людьми они рассчитывают на то, что будут хорошо приняты, не проявляют тревожности, застенчивости. В общем, это дети, о которыхможно сказать, что они оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной оценке своих возможностей и способностей. Совсем по­иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основной особенностью является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неуспеха. Поэтому они боятся   учителей   и   любым   путем   стремятся   к   тому,   чтобы   быть   ими   незамеченными.   Очень застенчивые, ранимые, робкие, они в дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно   возрастает   критичность,   требовательность   к   себе.   Первоклассники   преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность и их оценка зависит от оценок и поведения взрослых, а неудачи они связывают только лишь объективными обстоятельствами, обучающиеся 2­4 классов относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.  Овладевая умением оценивать собственную деятельность, ученики начинают самостоятельно мыслить, ориентироваться в информации, видеть границы своего незнания, легко выполняют роли организатора учебной и творческой деятельности.  Именно личностный рост ребенка, его продвижение только относительно самого себя может и должно   оцениваться   совершенно   другим,   особым   способом,   который   может   зафиксировать личностные изменения. Этим способом может стать рефлексия, опыт самооценки и взаимооценки. В состав портфолио включены  результаты, достигнутые учеником не только ходе в учебной деятельности,   но   и   в   иных   формах   активности:   творческой,   социальной,   коммуникативной, физкультурно­оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико­ориентированного подхода к образованию. Ведение портфолио в начальной  школе рассчитано на четыре года и спланировано по этапам, что   позволяет   составить   “картину”   значимых   образовательных   результатов   в   целом,   обеспечить отслеживание   индивидуального   прогресса   ребёнка   в   широком   образовательном   контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Работа над Портфолио влияет и на характер взаимоотношений с родителями. Они  становятся полноправными   субъектами   образовательного   процесса,   что   меняет   характер   взаимоотношений между   всеми   участниками   образовательного   процесса.   Для   работы   с   родителями   необходимо проведение   родительских   собраний,   на   которых   необходимо   проинформировать   их   о   том,   как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио. Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал   определенные   усилия   к   формированию   портфолио,   поскольку   в   процессе   работы неизбежно   происходит   осмысление   своих   достижений,   формирование   личного   отношения   к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолиовзрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений.  В конце учебного года проводится итоговый классный час, на котором дети рассказывают о своих изменениях и достижениях. Работа   по   ведению   портфолио   требует   большой   систематической   работы,   новых организационных и познавательных умений, как от учителя, так и от учащихся.  Итак, ведение портфолио является современной эффективной работой, так как органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание.  Таким образом, самооценка способностей школьниками и изменение  содержания оценочной деятельности   учителя   –   обязательные   компоненты   современного   образования,   продуктивное развитие которых возможно только на основе внутренне мотивированной деятельности. На   протяжении   последних   лет   ребята   начальной   школы   активно   вовлекаются   в   участие   в различных конкурсах, играх и олимпиадах. 2013­14   уч.г.    Всероссийский   конкурс   2014   «Я­   энциклопедиЯ»,  VI  Всероссийский математический   конкурс   «Ребус»,   Всероссиийского   интеллектуального   конкурса   «Знаток», Международном дистанционном конкурсе проекта «Новый урок». Общероссийский конкурс­ игра «Ёж», Международный  конкурс «Лисёнок», осенняя и весенняя сессии Международной олимпиады «Глобус». За 2013­14 уч.г. в олимпиадах приняли участие 146 , победителей  19, призёров 32. З 2014­15 уч.год приняли участие 219, победителей 14, призёров 34. Можно   сделать   вывод,   что   ценность   портфолио   заключается   в   том,   что   он   способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио ­ это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой  творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности. В олимпиадах ребята стали выбирать даже те предметы, которые у них вызывают сложности. Закончить выступление я хочу словами Э. Хаббарта: Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.»        Портфолио,   при   умелой   работе,   помогает   учителю   добиться   этой   цели.   Соответственно, портфолио учащихся является одним из результатов формирования УУД.