ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
Взрослым
04.10.2018
Автором в статье рассматриваются особенности использования технологии портфолио как формы фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся и студентов СПО, даётся характеристика структуры портфолио, этапы деятельности при организации работы с портфолио, его роль в оценке формирования общих и профессиональных компетенций профессионала.
Портфолио студента как комплексная технология оценки формируемых компетенций.docx
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ
ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
С.Ф. Щёкотова, методист
КОГОАУ СПО «Техникум промышленности и народных промыслов» г.Советска
На современном этапе развития профессионального образования одной из оценочных
технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, является активно
внедряемая в практику образовательных организаций технология портфолио.
Портфолио относится к разряду наиболее приближенных к реальному оцениванию
индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и
самооценивания. Это замена пассивного типа обучения, в котором обучающемуся отводится роль
слушающего, усваивающего, повторяющего, активным обучением, при котором обучающийся
является активным творцом знаний, решений, информации. Но часто бывает так, что портфолио
используется для демонстрации результатов учебной и внеучебной деятельности студента.
Применение портфолио затрудняется тем, что особенности его конструирования и представления
разработаны недостаточно и не в полной мере соответствуют происходящим в профессиональном
образовании изменениям. Чаще всего преимущественно применяются разновидности портфолио
накопительного вида. В тоже время, портфолио может и должно выступать не только в качестве
механизма мониторинга достижений обучающегося, но и одним из условий повышения его
мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и
проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных
собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме, т. е. всего того, что
изначально формирует основы адаптации и социализации обучающихся.
В нашем техникуме используется хорошо структурированная и в то же время обладающая
большим резервом подвижности и вариативности комплексная модель портфолио. Комплексный
портфолио включает разделы, позволяющие представить как текущие работы обучающегося, так и
его наивысшие достижения, а также содержит рефлексивный блок, в который помещены
разнообразные материалы по самооцениванию, планированию обучающимся собственной
образовательной траектории и развитию професиональной карьеры, полученные им отзывы и
рекомендательные письма.
Портфолио обучающегося КОГОАУ СПО ТПиНП г. Советска это комплекс документов
(грамоты, дипломы, сертификаты, копии приказов, фотодокументы и т.д.), отзывов и продуктов
различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы,
исследовательские, проектные работы, рефераты, результаты самостоятельной работы и т.д.), так и
внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы). Портфолио может содержать
материал из внешних источников (отзывы или грамоты, выписки из приказов с практики, с военных
сборов и т.д.), дающий дополнительную оценку освоения общих и профессиональных компетенций.
Портфолио дополняет основные контрольнооценочные средства, принятые в КОГОАУ СПО
ТПиНП г. Советска, и позволяет оценивать сформированность общих и профессиональных
компетенций. Портфолио создается в течение всего периода обучения в техникуме. Его
формирование завершается вместе с завершением обучения. Основой целью создания портфолио
является отслеживание и оценивание формирования общих и профессиональных компетенций,
динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержка образовательной и
профессиональной активности обучающегося и его самостоятельности. Портфолио представляет
собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных
достижений обучающегося, т.е может использоваться как альтернативный способ оценивания по
отношению к традиционным формам (тест, зачёт, экзамен).
Портфолио студента нашего техникума включает три блока:
Структура комплексного портфолио а) «Портфолио документов» – портфель документированных индивидуальных
образовательных достижений. Предполагает возможность как качественной, так и количественной
оценки материалов. Документы или их копии размещаются в приложении к портфолио;
б) «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных,
исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его
учебной и творческой активности: участие в олимпиадах, конференциях, прохождение различного
рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Данный блок портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты,
разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.
Возможна и
количественная оценка работ, размещённых в данном разделе, согласно критериям, принятым в
техникуме.
в) «Портфолио отзывов» – включает в себя резюме, написанное обучающимся,
краткосрочные и долговременные образовательные планы, а также характеристики отношения
обучающегося к различным видам деятельности, предоставленные преподавателями, мастерами
производственного обучения, педагогами дополнительного образования, работодателями и т.д..
Этот раздел может быть представлен в виде рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных
писем. Он не подлежит оцениванию и не отражается в итоговом документе. Его задача –
формировать у обучающихся способность к рефлексии и планированию. Работа такого рода может
быть полезна обучающемуся при планировании профессиональной карьеры.
Итоговый документ портфолио может быть оформлен в виде характеристики и заверен
подписью директора техникума.
При реализации ФГОС СПО по реализуемым техникумом профессиям, в качестве
образовательных результатов обучающихся по общепрофессиональным дисциплинам педагоги
техникума определяют владение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для
формирования профессиональных компетенций. Помимо профессиональных компетенций, при
проектировании форм и методов контроля образовательных достижений обучающихся
преподавателю необходимо предусмотреть оценивание общих компетенций обучающихся:
«понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес», «организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». Одним из наиболее
эффективных рабочих инструментов, оценивающих вышеназванные персональные образовательные
достижения обучающихся, является портфолио достижений обучающихся. Целесообразность
создания портфолио обусловлена тем, что оно позволяет:
наиболее полно отразить результаты индивидуальной образовательной активности
обучающегося в процессе обучения в техникуме;
может служить дополнением к результатам экзамена квалификационного, выпускной
квалификационной работы;
в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные
результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена,
тестирования, кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного
этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат;
наряду с результатами олимпиад, представляет результаты творческой деятельности,
свидетельствует не только о способностях обучающегося, но и умении их реализовать, о его
самоорганизации и коммуникативных навыках.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает
решать важные педагогические задачи:
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
учебную деятельность;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную содействовать индивидуализации образования обучающихся;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной
направленности учебных достижений конкретного обучающегося, отвечающей задачам
профессионального обучения, так как оно помогает повышать обоснованность выбора профессии.
Портфолио помогает повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими
своих целей и возможностей. Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной
стороны в его использовании заинтересованы педагоги и обучающиеся техникума, с другой стороны
потенциальные работодатели. Портфолио, являясь формой полного и разностороннего
представления о профессионале, может использоваться работодателями в качестве дополнительной
информации о выпускнике, рассматриваться при собеседовании. Для педагогов нашего техникума
портфолио является инструментом отслеживания индивидуального роста обучающегося в течение
периода обучения в техникуме, оценивания его творческих и образовательных достижений и
результатов, а также других традиционных форм контроля. Портфолио способствует определению
номинантов на конкурс «Студент года».
Таким образом, портфолио обучающихся техникума предназначено для представления
индивидуального образовательного движения обучающихся. Образовательная технология
«портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности:
Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.
Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.
Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов
портфолио. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.
Этап 4. Сбор и оформление материалов. Консультации по формированию необходимых
знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 5. Презентация, защита портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов
портфолио. Итоговая рефлексия деятельности.
Портфолио – это отчёт по процессу деятельности, показывающий динамику индивидуальных
достижений обучающегося, поэтому при разработке параметров оценивания обучающиеся
обязательно знакомятся с такими требованиями к содержанию и оформлению портфолио, как:
наличие творчески оформленной обложки, отражающей специфику профессии, личность и
интересы обучающегося;
аккуратность, тщательность выполнения представленных в папке работ;
работы, отражающие творческие способности и развитие обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что портфолио наиболее адекватно для
отслеживания и оценивания творческих, образовательных достижений и результатов обучения и
является комплексной технологией оценки формируемых компетенций профессионала.
Библиографический список
1. Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций /Л.И.
Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист – 2010. № 3. С. 18.
2.Львова Е. В. Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных прогрессов
обучающихся / Е. В. Львова // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 604606.
3. Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство
/Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008. №1. С. 7173.
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.