Гатауллина Ильмира Минегалиевна,
учитель начальных классов,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №24,г. Березники
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
Положение Федерального государственного образовательного стандарта
образования и Федерального закона №273Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» о роли родителей обучающихся в сфере образования служат
основой для обеспечения сотрудничества школы и семьи [4].
Одним из личностных результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования выступает сформированность
понимания личностного смысла учения. Эффективным способом формирования
личностных и метапредметных универсальных учебных действий, в частности
развитие самооценки у учащихся является технология портфолио. Важная роль
в процессе формирования портфолио ученика отводится родителям [1].
Цели и задачи применения технологии портфолио:
Цели: создание условий для развития субъективной позиции всех участников
образовательного процесса для эффективного взаимодействия учителя
учащихся и их родителей.
Задачи:
привлечение родителей к определению перспектив развития своего ребёнка;
участие родителей в анализе достижений и затруднений ребёнка;
психолого педагогическая поддержка родителей и распространение опыта
семейного воспитания.
Опыт моей педагогической работы показывает, что взаимопонимание и
сотрудничество с семьями учащихся возникает в совместной деятельности.
Родители учащихся моего класса с пониманием отнеслись к внедрению новой
технологии оценивания учебных достижений. На родительском собрании мы
обсудили разделы портфолио, а также роль родителей в данной работе. Цель
такой работы родители видят в оказании помощи и участии в разных формах
поддержки учебной деятельности их ребёнка.
Родители установили для себя правила работы с портфолио:
посещать встречи для ознакомления с правилами и подходами при работе с
портфолио;
регулярно контролировать систематическую работу ребёнка с портфолио,
поощряя его самостоятельность в данной деятельности;
всегда положительно и заинтересованно реагировать на просьбы ребёнка в
работе с портфолио; находить время и возможность совместно обсуждать результаты успеваемости
ребёнка и пути её улучшения;
стараться отвечать на вопросы ребёнка просто и понятно, при необходимости
обращаться за консультацией к учителю;
стремиться справедливо оценивать работу ребёнка с портфолио, а также
представленные в ней материалы.
Портфолио ученика нашего класса состоит из двух основных разделов
«Работы» и «Отзывы», в которых фиксируются не только предметные, а также
надпредметные и личностные достижения учащихся [1,2,3]. В свою очередь,
раздел «Работы» состоит из рубрик:
1) «Презентация моих увлечений и размышлений» (страницы «Это я», «Мой
необычный портрет», «Тайник моего портфолио», «У меня есть такой плюс»,
«Читаю, слушаю, смотрю», «Мои увлечения», «Вот творчество моё»);
2) «Презентация моих учебных достижений» (страницы «Учусь самостоятельно
оценивать свои успехи», «Спидометр успехов», «Кружки и секции, в которых я
занимаюсь», «Совместные дела с моим участием», «Хочу всё знать», «Вот так
отдохнули», «Что собрано в портфолио за год»);
3) «Мои итоги за год» (страницы «Учусь общаться и, общаясь, учусь», «Я могу
самостоятельно», «Физкультуре – ура! Здоровью – да!», «Мои достижения»).
Родители оказывают помощь ребёнку в формировании портфолио,
обсуждая назначение портфолио (для чего мы собираем портфолио),
содержание (что будем собирать), структуру (о чем будем рассказывать) и
процедуру (что будешь делать ты, что буду делать я). Кроме того, родители
вместе с ребёнком обсуждают причины отсутствия какихлибо материалов,
демонстрирующих достижения по отдельным предметам, и определяют
направления, в которых необходимо предпринять усилия, проявить больше
усердия.
В разделе «Отзывы» размещаются материалы, отражающие достижение
учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов: отзывы,
благодарственные письма от учителей, педагогов дополнительного образования,
учреждений культуры, спорта, одноклассников.
В первом классе мы начали формирование портфолио учащегося с
презентации его дошкольных достижений: творческих работ (рисунки,
аппликации, фотографии построек), работ, демонстрирующих его достижения в
овладении речью (составленные рассказы, придуманные сказки, стихи).
Родители с удовольствием предоставили все материалы, которые они смогли
сохранить.
Для согласования действий школы и семьи в организации работы
обучающихся с портфолио была проведена установочная встреча с родителями.
Также для родителей проводились общеклассные, групповые и индивидуальные
встречи, направленные на обучение начальным навыкам систематической
самооценки учебных и внеучебных достижений, подготовки индивидуальной
презентации портфолио, определения целей своей деятельности. В портфолио находятся задания, выполнение которых предполагает
взаимодействие учащихся с родителями. Например, при заполнении страниц
«Мой необычный потрет», «Читаю, слушаю, смотрю» учащиеся вместе с
родителями составляют план выполнения работы, выбирают лучшее,
советуются, как качественно выполнить работу.
В конце учебного года мои первоклассники с помощью своих родителей
презентовали индивидуальные портфолио и рассказали о самых значимых
моментах в школьной жизни на родительском собрании. В конце 1 класса
родителям была дана установка на организацию работы обучающихся с
портфолио во втором классе. Были рассмотрены новые направления работы, как
лучше оформить портфолио, как систематизировать материалы портфолио.
В этом учебном году с помощью родителей заполнялись страницы: «Мои
уроки самоконтроля и самооценки», «Спидометр успехов», «Самооценка за
четверть», «Кружки и секции, в которых я занимаюсь», «Вот так отдохнули»,
«Совместные дела с моим участием», «Мой круг общения» [3].
В портфолио второклассника появились новый вид работы – создание
личных проектов. На первом родительском собрании мы обсудили их роль в
проекте ребёнка. Родители оказывают помощь в предложении тем для будущего
проекта (но конкретную тему должен сформулировать ребёнок); в демонстрации
того, как сделать чтото необходимое для проекта (но делать это должен
ребёнок сам); в обсуждении с ребёнком непонятных вопросов, но не
предложении готовых решений. Родители учеников моего класса понимают, что
их помощь не должна лишать ребёнка самостоятельности и заменять его
достижения достижениями взрослого.
Также новое во втором классе – это сбор информации в каникулы. В конце
первой четверти я познакомила родителей с данным направлением. Старалась
убедить их, что каникулы не только полезны для отдыха и развлечений, это
также хороший период для узнавания нового, получения новых навыков и
умений. Порекомендовала составить список тех достижений, которые могут
быть освоены и продемонстрированы детьми во время отдыха, выбрать из них
наиболее значимые и приложить усилия для их фиксации. Кроме того,
порекомендовала родителям,
собирать видео и
аудиоматериалы, которые являются хорошим пополнением портфолио.
по возможности,
Как показал мой опыт, работа с материалами портфолио побуждает
учащихся к рефлексии, самооценке и самоконтролю. Происходит осмысление
своих достижений, формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей. Ученики начинают осознавать
ценности обучения видеть личностные смыслы образования. Я могу проследить,
насколько ученики успешны в освоении основной общеобразовательной
программы, насколько и каким образом включены родители в освоение
ребёнком образовательной программы. При помощи портфолио родители
объективно оценивают достижения своего ребёнка и могут увидеть, как
формируется культура самостоятельной деятельности ребёнка, какими способами действий владеет их ребёнок в этом возрасте и каков уровень
успешности этих действий.
На сегодняшний день родители учащихся класса уже выросли из
состояния, когда они время от времени напоминали ребёнку о необходимости
сбора и систематизации материалов. Родители, увлечённые идеей портфолио,
поиному видят своего ребёнка, радуются его успехам, обсуждают различные
способы демонстрации достижений, помогаю ему подготовиться и выступить с
сообщением на классной конференции, включиться в интересный проект и т.д.
Создание портфолио – повод для родителей посмотреть на своего ребёнка
иными глазами, помочь ему продемонстрировать свои достижения в учебной,
творческой, социальной, коммуникативной деятельности. Работая с ребёнком
над портфолио, родители становятся моими помощниками и активными
участниками выращивания опыта детей по работе со своими материалами, их
систематизации, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке.
Портфолио учащихся, объединяя в совместной творческой деятельности
учителя, ученика и семью, создает крепкую основу для содержательного
общения с родителями, обеспечивает их активное и деятельное участие в
определении перспектив развития своего ребёнка.
Библиографический список
1. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений/А.В. Иванов. – 2е изд. – М.: Просвещение,
2012.
2. Иванов А.В. Мой портфолио. 1 класс:
пособие для учащихся
общеобразоват. организаций / А.В.Иванов. – 2е изд. – М.: просвещение,
2013.
3. Иванов А.В. Мой портфолио. 2 класс:
пособие для учащихся
общеобразоват. организаций / А.В.Иванов. – 2е изд. – М.: просвещение,
2013.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Екатеринбург, 2013. Приложение 1. РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
ПАПКА «РАБОТЫ»
Презентация моих увлечений и размышлений Презентация моих учебных достижений Приложение 2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО РЕБЕНКА
НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ Приложение 3. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА НАД ПОРТФОЛИО В СЕМЬЕ
Приложение 4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА В КЛАССЕ Приложение 5. СТРАНИЦЫ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКОВ 2Б КЛАССА
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.