"Портрет будущего первоклассника"

  • Лекции
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». О Введении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Начального Общего Образования С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Иконка файла материала портрет будущего первоклассника.docx
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». О Введении Федеральных Государственных Образовательных  Стандартов Начального Общего Образования           С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России  перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (ФГОС НОО). Что такое Федеральный  государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в  соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и  представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП  НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную  аккредитацию».  Что является отличительной особенностью нового Стандарта?             Отличительной особенностью нового стандарта является  его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности  учащегося. Система образования отказывается от традиционного  представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков,  формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми  учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к  результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта  являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают  «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные  действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программаформирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД  рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.  Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы  начального общего образования задает деятельностный подход в  образовательном процессе начальной школы. Важным элементом  формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени  начального общего образования, обеспечивающим его результативность  являются ориентировка младших школьников в информационных и  коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их  грамотно применять (ИКТ­компетентность). Использование современных  цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма  «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая  задача внедрения нового образовательного стандарта. Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?            Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,  освоивших основную образовательную программу начального общего  образования: личностным,  включающим  готовность и  способность обучающихся к  саморазвитию, сформированность мотивации  к обучению и познанию,  ценностно­смысловые установки  обучающихся, отражающие их  индивидуально­личностные  позиции, социальные компетенции, личностные  качества; сформированность основ  гражданской  идентичности; метапредметным,  включающим освоение обучающимися универсальные  учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими  основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным,  включающим  освоенный обучающимися в ходе изучения  учебного предмета опыт  специфической для данной предметной области  деятельности  по получению  нового знания, его преобразованию и  применению, а также систему основополагающих  элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри  которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник  научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник  получит возможность научиться …», не достижение этих требований  выпускником не может служить препятствием для перевода его на  следующую ступень образования. Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?             Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность  организуется по направлениям развития личности (спортивно­ оздоровительное, духовно­нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,  общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом  пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной  образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно  допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной  деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с  родителями обучающихся.Как вывод следует сказать: « Основанием  для преемственности между  дошкольным, начальным общим и основным образованием становится  ориентация на приоритет непрерывного образования – формирование  умения учиться, которое обеспечивается развитием системы  универсальных учебных действий».        Каждый родитель хочет, чтоб ребенок, идя в школу, умел читать и писать, был предельно внимателен и самостоятелен. Однако, не многие родители  задумываются, а готов ли малыш к школе? Каждый конечно оценивает это по  своему, но в основном мы ориентируемся на общие навыки чада (умение  читать, писать, рисовать и считать). И что выходит в результате такой  невнимательности? Учителя уже в первый день замечают в классе таких детей, которые не  способны высидеть даже сокращенный урок, не внимательны, кричат и  устраивают истерики, встают без разрешения, не могу одеться  самостоятельно. А это означает, что умение ребенка читать и писать далеко  не самое главное, чему необходимо научиться перед школой. Готовность ребенка к обучению, оказывается, зависит от его навыков и  качеств характера. Проще говоря, ребенок должен осознавать, куда он попал  и чего от него хотят. В современном мире психологи выделяют три основные  определения зрелости: эмоциональная, социальная и интеллектуальная. О  интеллектуальной зрелости и готовности ребенка говорит его речь, развитие  мелкой моторики и координация движений, умение мыслить логически. В отличии от умений читать и писать, над которыми та упорствуют  родители, оказывается далеко не главным. Эти умения являются всего лишь  приобретенным навыком, который нормально развитый ребенок очень быстро  освоит. Об эмоциональной готовности ребенка к школе свидетельствует его  умение контролировать собственное поведение, сдерживать и осознавать своиэмоции и поведение. Проще говоря, ребенок, эмоционально подготовленный к школе, будет четко понимать, что кричать и бегать по кабинету во время  урока неприемлемо и недопустимо. Что же касается определения социальной  зрелости? О социальной зрелости ребенка говорит его умение и потребность в общении с окружающими и сверстниками, а также готовность и желание стать учеником. Ребенок должен четко знать для чего и зачем он идет в школу, а также  свои обязанности и то, что от него требуется. Все эти навыки и знания  необходимы ребенку, это является фундаментом, который позволит ему  обучаться в школе. Ведь большая часть первоклассников попросту не готова к школе и тем нагрузкам, которые там даются. Поэтому важно общаться с  ребенком, правильно распределить его рабочий день и распорядок. Ведь ваш  малыш и без того находиться в стрессе, а сильные нагрузки и переутомление  могут пагубно повлиять на его обучаемость.        1. Социальное развитие 1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. 2. Общается со сверстниками, знает правила общения. 3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя,  неагрессивен, недрачлив. 4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен. 5. Хорошо адаптируется к новой обстановке. 6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого. 7. Не избегает общения.2. Организация деятельности 1. Может планировать свою деятельность. 2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы. 3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт  конкретных указаний. 4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10­15 минут. 5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых. 6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой  выполняет задание. 7. Не отказывается от заданий. 3. Речевое развитие 1. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка. 2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова. 3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать  событие, задать вопрос и ответить на него. 4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит  предложения. 5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по  картинке. 6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа  (пауз, запинок). 4. Развитие движений и пространственная ориентация 1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается,  раздевается. 2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки. 3. Хорош  ориентируется  в пространстве (способен выполнить движения  руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо). 4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо  манипулирует мелкими деталями. 5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др. 6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических  движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии,  рисовать круг, квадрат, треугольник). 5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно­моторные координации. 1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет  их характерные признаки. 2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и  другим признакам. 3. Различает расположение фигур (над­под, на­за, перед­возле, сверху­ снизу и т.п.).4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания  фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и  направление всех штрихов и элементов. 5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех  штрихов и элементов. 6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по  образцу­схеме. 7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу. 6. Личностное развитие 1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми. 2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе  общения со взрослыми, и со сверстниками. 3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать  самостоятельно, не нужно присутствия взрослого. 4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые  выполняет, способен достаточно объективно оценить результат. 5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо»,  оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения  взрослого. 6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам  деятельности, к миру взрослых и т.п.7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я  уже знаю, умею…) 7. Здоровье 1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3­4 раза в  год). 2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям. 3. Спокоен, усидчив, нераздражителен. 4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного  недержания мочи). 5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества). 6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание,  моргание). 7. В речи нет выраженных задержек в развитии. 8. Развитие внимания и памяти 1. Ребёнок удерживает внимание в течении 10­15 минут, не отвлекается,  даже если деятельность ему не интересна (или трудна). 2. Для концентрации внимания в течении 10­15 минут не требуется  дополнительных инструкций, внешней организации. 3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается  на внешние раздражители.4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3­4 кратном  повторении. 5. Правильно запоминает 10­12 слов при подкреплении наглядными  образами. 6. Сгруппировать по замыслу слова и запомнить их. 7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4­8 строк.