"Порядковые и количественные числительные"
Оценка 4.8

"Порядковые и количественные числительные"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
03.03.2023
"Порядковые и количественные числительные"
Урок русского языка в классе с детьми ОВЗ по теме "Порядковые и количественные числительные" с применением прием создания ситуации успеха
Tekhnologicheskaya_karta_uroka_Razepin_VV.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (урока, занятия)

 

Учитель: Разепин Владимир Викторович, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 18

Предмет: русский язык

Класс: 6 класс для обучающихся с ЗПР

УМК/программа: «Русский язык. 6 класс» авторы:  М.Т.Баранов , Т.А. Ладыженская

Тип урока/занятия: Урок освоения новых знаний.

Тема урока/занятия: Количественные и порядковые имена числительные.

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по изучению нового материала.

Задачи:

1) Дать понятие о количественных и порядковых именах числительных; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине. Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.

Планируемые результаты:

Предметные - различают порядковые и количественные числительные в тексте по вопросам.

Метапредметные:

Личностные - оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после ее завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Оборудование:    компьютер, экран и проектор, 2 листа формата А4, клей, карандаши, фотографии Кунгура с текстами, аншлаги слов, алгоритм правила.

Инновационные технологии: проблемное обучение, игровая, проектная деятельность.

Виды и формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

 

Ход урока

 

Этапы урока (занятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

1.Организационный этап. 

Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний.

Приветствие.

- Доброе утро! Сегодняшний урок русского языка проведу я. Меня зовут Владимир Викторович, я учитель русского языка и литературы СОШ № 18.

 Прием «Снятие страха»

Какое у вас сегодня настроение? Я, как и вы, немного волнуюсь, но трудностей не боюсь! Подарим друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой!

 

Слушают.

 

 

 

 

 Ударяют в ладоши соседа по парте.

Эмоциональный настрой на урок

2. Мотивации к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прием «Вопросник»

- Давайте поближе познакомимся!

- В какой школе вы учитесь?

- Сколько вам лет?

- В каком вы классе учитесь?

- Сколько мальчиков в классе?

(Записывает ответы на доску)

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

- Шестой.

- тринадцать

- первая

- десять

 

Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности, самоопределение к деятельности.

 

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений.

 

Прием «Шаг за шагом»

- Что объединяет все эти слова?

- Что обозначает числительное?

 

- На какие две группы можно разделить ЭТИ числительные?

(Помогает в случае затруднения)

- Попробуем тогда задать вопросы к этим числительным.

М/о Итак, числительные можно разделить на две группы: одни отвечают на вопрос сколько? Другие на вопрос какой?

 

 

- Это числительные.

- Часть речи, которая отвечает на вопросы ....

(Предлагают способы деления на группы)

 

Задают вопросы, понимают, что они разные.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: выделение информации.

 

4. Целеполагание. Постановка учебной задачи

Цель: формулировка цели и задач урока

 

- О чем мы будем говорить на уроке?

(помогает сформулировать тему урока)

 

 

 - Что нам нужно узнать?

- Да, а как они называются? Надо решить эту небольшую проблему. Но, уверен, мы справимся.

- О числительных, которые отвечают на вопросы сколько, какие.

- Разные числительные.

- Как они называются. и т.д.

 

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Общеучебные УУД:

самостоятельное выделение познавательной цели.

5. Поиск путей решения проблемы.

Цель: осуществление учебных действий по решению учебной задачи.

 

Прием «Эврика»

- Давайте, попробуем сами догадаться, как они называются.

На какие вопросы отвечают числительные на доске? (показ презентации)

Как думаете, что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

- Как их можно назвать?

Как думаете, что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой по счету?

- Как их можно назвать? (схема правила на слайде)

Молодцы, мы справились!

-М/о: Итак, числительные могут быть количественными и порядковыми. Верно? Количественные отвечают на вопрос сколько?, порядковые на вопросы: который?

- Хлопните, кто согласен.

- Выяснили, как называются разряды числительных. Чему мы должны научиться на уроке?

- Как мы их можем различить?

(снова повторяют вопросы и название группы числительных)

 

 

- Который? Какой?.

- Сколько?

- Обозначают количество.

 

- Количественные.

 

- Обозначают порядок.

- Порядковые.

 

 

 

Присоединяются к беседе.

 

 

(Хлопают в ладоши)

 

 

- Научиться их различать.

- по вопросам.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

 сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания.

 

Прием «Иди со мной»

- Учимся различать! (слова на слайде) Вам в помощь алгоритм, лежи у каждого на парте.

семь, седьмой, девятый, два, десятый, одиннадцать, сто.

 

М/О (правило)

- Молодцы, вы справились. Подарите «пятерки друг другу».

 

 

Дети по вопросу определяют категорию числительного.

 

 

Хлопают в ладоши друг другу в паре.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: выполнение заданий для самоконтроля

- А где в жизни мы используем числительные? Что мы можем посчитать?

Прием «ПИКТОГРАММА» (Работа в парах).

- Буквы в алфавите тоже располагаются по порядку. Каждой букве соответствует свое числительное: А –первая, Б – вторая. Используя алфавит, решите пиктограмму. Выясните, что за слово зашифровано у вас.

- Какие слова получились?

- Как связаны эти два слова?

- Что для вас Родина? Что для вас Кунгур?

- Все мы живём в огромной прекрасной стране – России. Любим её всем сердцем, как сказал великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «одна у человека мать, одна у него и Родина». Но любовь к родной стране начинается с любви к своему городу, селу.

- Как мы должны относиться к своей малой Родине?

- Какая знаменательная дата в этом году связана с Кунгуром?

- А, что дарят на д.р.?

- Какой подарок мы можем сделать, чтобы все узнали про юбилей родного города?

- А если связать это с нашей темой урока – числительные?

- Предлагаю оформить юбилейный календарь!

- Чем мы можем оформить наш календарь?

- ДА, у нас есть памятник самовару. Кунгур в 19 веке называли чайной столицей Российской империи.

- То, что можно посчитать.

 

 

(Выполняют задание на карточке в паре.)

 

 

 

- Родина, Кунгур

- Кунгур – это наша малая Родина.

 

 

 

 

 

 

 

- Бережно, ….

 

- Юбилей, 360 лет.

 

- Подарки!

 

Рисунок, открытка, …

 

 

 

- Фотографии города, фото событий, памятники,  ...

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

 

7. Включение в систему заданий и повторения.

Цель: активность, направленная на выявление связей между новым материалом и знакомым, возможности его применения в повседневной жизни.

 

Прием «Чаепитие». (деление на группы)

- Предлагаю «выпить чаю». Взять чашку чая, прочитать числительное с обратной стороны, по вопросу определить его название и сесть за стол к порядковым или количественным числительным.

 

Проектная деятельность. (Работа в группах).

- У вас на столе есть все необходимое для создания юбилейного календаря: лист с готовыми числами календаря, клей, карандаши. А главное – фотографии Кунгура и краткая информация об этой фотографии.

 

Прием «Работа по алгоритму»

- Алгоритм вашей работы (слайд)

 

Прием «Скрытое инструктирование»

- Выполняя работу, не забудьте, что вы работаете в группе, а это значит уважать мнение одноклассников, учиться договариваться, убеждать. Выслушивать мнение остальных. Помогать друг другу.

 

Прием «Эмоциональный всплеск»

- Так хочется поскорее увидеть ваши календари! Не волнуйтесь, я не сомневаюсь в вашем успешном результате.

 

 

(Снимают «чашку с чаем», определяют разряд числительного, определяются с группой)

 

 

 

 

 

(Оформляют календарь предложенным материалом. Защита проекта, поиск числительных в текстах.)

 

8. Подведение итогов урока

Прием «Оценка деталей»

- Отличные получились работы, вы большие молодцы! Наивысшей похвалы заслуживают ваши работы!

У нас получилось два календаря, один оставим себе, а другой?

 

Прием «Дополни предложение»:

Итак, давайте обобщим. Дополните мою фразу.

Имя числительное – это …

 

Имя числительное может быть …

Порядковые числительные отвечают на вопрос …

Количественные числительные изменяются …

 

 

 

 

- Соглашаются / предлагают свои варианты.

 

 

 

- часть речи, которая обозначает количество предметов.

порядковым и количественным.

- какой, который?

- сколько?

Соотносить цель и результаты своей деятельности.

9. Информация о домашнем задании

Цель: предъявление домашнего задания разного уровня на выбор учащихся

Прием «Дифференцированное задание»

1) Найти 3 загадки с числительными.

2) Составьте небольшой рассказ о себе и своём классе, используя имена числительные.

Выбирают д.з.

 

10. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

 

Кунгур связан с ярким событием, которое обычно проходит летом. Что это за мероприятие?

Прием «Вверх по лестнице»

Давайте поднимемся на аэростате.

Они разноцветные.

Выбирайте красный, если вы УСПЕШНО справились с сегодняшним материалом поняли на уроке всё на 5, на этом шаре вы будете выше всех, зеленый – не совсем все понял, серый – ничего не понял.

 

- Спасибо за урок. Я считаю, вы сегодня были успешны!

 

- Небесная ярмарка.

 

 

Выбирают, приклеивают на календарь.

Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (урока, занятия)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (урока, занятия)

Ход урока Этапы урока (занятия)

Ход урока Этапы урока (занятия)

Целеполагание. Постановка учебной задачи

Целеполагание. Постановка учебной задачи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Предлагаю оформить юбилейный календарь! -

Предлагаю оформить юбилейный календарь! -

Отличные получились работы, вы большие молодцы!

Отличные получились работы, вы большие молодцы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2023