ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (урока, занятия)
Учитель: Разепин Владимир Викторович, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 18
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс для обучающихся с ЗПР
УМК/программа: «Русский язык. 6 класс» авторы: М.Т.Баранов , Т.А. Ладыженская
Тип урока/занятия: Урок освоения новых знаний.
Тема урока/занятия: Количественные и порядковые имена числительные.
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по изучению нового материала.
Задачи:
1) Дать понятие о количественных и порядковых именах числительных; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине. Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.
Планируемые результаты:
Предметные - различают порядковые и количественные числительные в тексте по вопросам.
Метапредметные:
Личностные - оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после ее завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.
Оборудование: компьютер, экран и проектор, 2 листа формата А4, клей, карандаши, фотографии Кунгура с текстами, аншлаги слов, алгоритм правила.
Инновационные технологии: проблемное обучение, игровая, проектная деятельность.
Виды и формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Ход урока
Этапы урока (занятия) |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
1.Организационный этап. Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний. |
Приветствие. - Доброе утро! Сегодняшний урок русского языка проведу я. Меня зовут Владимир Викторович, я учитель русского языка и литературы СОШ № 18. Прием «Снятие страха» Какое у вас сегодня настроение? Я, как и вы, немного волнуюсь, но трудностей не боюсь! Подарим друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой! |
Слушают.
Ударяют в ладоши соседа по парте. |
Эмоциональный настрой на урок |
2. Мотивации к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Прием «Вопросник» - Давайте поближе познакомимся! - В какой школе вы учитесь? - Сколько вам лет? - В каком вы классе учитесь? - Сколько мальчиков в классе? (Записывает ответы на доску)
|
Дети отвечают на вопросы учителя. - Шестой. - тринадцать - первая - десять
|
Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности, самоопределение к деятельности.
|
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений.
|
Прием «Шаг за шагом» - Что объединяет все эти слова? - Что обозначает числительное?
- На какие две группы можно разделить ЭТИ числительные? (Помогает в случае затруднения) - Попробуем тогда задать вопросы к этим числительным. М/о Итак, числительные можно разделить на две группы: одни отвечают на вопрос сколько? Другие на вопрос какой?
|
- Это числительные. - Часть речи, которая отвечает на вопросы .... (Предлагают способы деления на группы)
Задают вопросы, понимают, что они разные. |
Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: выделение информации.
|
4. Целеполагание. Постановка учебной задачи Цель: формулировка цели и задач урока
|
- О чем мы будем говорить на уроке? (помогает сформулировать тему урока)
- Что нам нужно узнать? - Да, а как они называются? Надо решить эту небольшую проблему. Но, уверен, мы справимся. |
- О числительных, которые отвечают на вопросы сколько, какие. - Разные числительные. - Как они называются. и т.д.
|
Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. Общеучебные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели. |
5. Поиск путей решения проблемы. Цель: осуществление учебных действий по решению учебной задачи.
|
Прием «Эврика» - Давайте, попробуем сами догадаться, как они называются. На какие вопросы отвечают числительные на доске? (показ презентации) Как думаете, что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? - Как их можно назвать? Как думаете, что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой по счету? - Как их можно назвать? (схема правила на слайде) Молодцы, мы справились! -М/о: Итак, числительные могут быть количественными и порядковыми. Верно? Количественные отвечают на вопрос сколько?, порядковые на вопросы: который? - Хлопните, кто согласен. - Выяснили, как называются разряды числительных. Чему мы должны научиться на уроке? - Как мы их можем различить? (снова повторяют вопросы и название группы числительных) |
- Который? Какой?. - Сколько? - Обозначают количество.
- Количественные.
- Обозначают порядок. - Порядковые.
Присоединяются к беседе.
(Хлопают в ладоши)
- Научиться их различать. - по вопросам. |
Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы. Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения. Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания.
|
Прием «Иди со мной» - Учимся различать! (слова на слайде) Вам в помощь алгоритм, лежи у каждого на парте. семь, седьмой, девятый, два, десятый, одиннадцать, сто.
М/О (правило) - Молодцы, вы справились. Подарите «пятерки друг другу». |
Дети по вопросу определяют категорию числительного.
Хлопают в ладоши друг другу в паре. |
Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выполнение заданий для самоконтроля |
- А где в жизни мы используем числительные? Что мы можем посчитать? Прием «ПИКТОГРАММА» (Работа в парах). - Буквы в алфавите тоже располагаются по порядку. Каждой букве соответствует свое числительное: А –первая, Б – вторая. Используя алфавит, решите пиктограмму. Выясните, что за слово зашифровано у вас. - Какие слова получились? - Как связаны эти два слова? - Что для вас Родина? Что для вас Кунгур? - Все мы живём в огромной прекрасной стране – России. Любим её всем сердцем, как сказал великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «одна у человека мать, одна у него и Родина». Но любовь к родной стране начинается с любви к своему городу, селу. - Как мы должны относиться к своей малой Родине? - Какая знаменательная дата в этом году связана с Кунгуром? - А, что дарят на д.р.? - Какой подарок мы можем сделать, чтобы все узнали про юбилей родного города? - А если связать это с нашей темой урока – числительные? - Предлагаю оформить юбилейный календарь! - Чем мы можем оформить наш календарь? - ДА, у нас есть памятник самовару. Кунгур в 19 веке называли чайной столицей Российской империи. |
- То, что можно посчитать.
(Выполняют задание на карточке в паре.)
- Родина, Кунгур - Кунгур – это наша малая Родина.
- Бережно, ….
- Юбилей, 360 лет.
- Подарки!
Рисунок, открытка, …
- Фотографии города, фото событий, памятники, ... |
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: сотрудничество.
|
7. Включение в систему заданий и повторения. Цель: активность, направленная на выявление связей между новым материалом и знакомым, возможности его применения в повседневной жизни.
|
Прием «Чаепитие». (деление на группы) - Предлагаю «выпить чаю». Взять чашку чая, прочитать числительное с обратной стороны, по вопросу определить его название и сесть за стол к порядковым или количественным числительным.
Проектная деятельность. (Работа в группах). - У вас на столе есть все необходимое для создания юбилейного календаря: лист с готовыми числами календаря, клей, карандаши. А главное – фотографии Кунгура и краткая информация об этой фотографии.
Прием «Работа по алгоритму» - Алгоритм вашей работы (слайд)
Прием «Скрытое инструктирование» - Выполняя работу, не забудьте, что вы работаете в группе, а это значит уважать мнение одноклассников, учиться договариваться, убеждать. Выслушивать мнение остальных. Помогать друг другу.
Прием «Эмоциональный всплеск» - Так хочется поскорее увидеть ваши календари! Не волнуйтесь, я не сомневаюсь в вашем успешном результате. |
(Снимают «чашку с чаем», определяют разряд числительного, определяются с группой)
(Оформляют календарь предложенным материалом. Защита проекта, поиск числительных в текстах.) |
|
8. Подведение итогов урока |
Прием «Оценка деталей» - Отличные получились работы, вы большие молодцы! Наивысшей похвалы заслуживают ваши работы! У нас получилось два календаря, один оставим себе, а другой?
Прием «Дополни предложение»: Итак, давайте обобщим. Дополните мою фразу. Имя числительное – это …
Имя числительное может быть … Порядковые числительные отвечают на вопрос … Количественные числительные изменяются …
|
- Соглашаются / предлагают свои варианты.
- часть речи, которая обозначает количество предметов. порядковым и количественным. - какой, который? - сколько? |
Соотносить цель и результаты своей деятельности. |
9. Информация о домашнем задании Цель: предъявление домашнего задания разного уровня на выбор учащихся |
Прием «Дифференцированное задание» 1) Найти 3 загадки с числительными. 2) Составьте небольшой рассказ о себе и своём классе, используя имена числительные. |
Выбирают д.з. |
|
10. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности
|
Кунгур связан с ярким событием, которое обычно проходит летом. Что это за мероприятие? Прием «Вверх по лестнице» Давайте поднимемся на аэростате. Они разноцветные. Выбирайте красный, если вы УСПЕШНО справились с сегодняшним материалом поняли на уроке всё на 5, на этом шаре вы будете выше всех, зеленый – не совсем все понял, серый – ничего не понял.
- Спасибо за урок. Я считаю, вы сегодня были успешны! |
- Небесная ярмарка.
Выбирают, приклеивают на календарь. |
Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.