Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, - ращ-, -рос-
Цели урока:
· Образовательные:
o углубить знания учащихся по теме «Чередующиеся гласные в корнях слов»
o формировать теоретические знания по новой теме
· Развивающие:
o развивать навыки анализа, синтеза, сравнения
o способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся
· Воспитательные:
o воспитывать стремление к индивидуальной самореализации
Оборудование урока:
· Презентация
· Дидактический материал
ХОД УРОКА
1. Мотивационная часть
С добрым утром.
Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
–
Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Чередующиеся гласные в корнях
слов». Мы с вами совершили много открытий, но нас ждет еще одно.
– Прочтите предложения шепотом, затем вслух читает один ученик.
Папирус – это
болотное растение. Еще в древние времена оно росло в Египте по берегам
Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу.
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это
плотная стена.
Корни папируса сплетаются. Группа растений отрывается от берегов и образует
своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки
задерживают движение кораблей.
– Является ли
данная группа предложений текстом?
– Что означает знак вопроса перед текстом?
– Озаглавьте данный текст.
– Назовите опорные слова.
– Перескажите текст, опираясь на ключевые слова.
– Посмотрите еще раз на текст. Что случилось с некоторыми словами?
Папирус – это
б…лотноер…стение. Еще в древние вр…мена оно росло в Египте по берегам
Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу.
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это
плотная ст…на.
Корни папируса спл…таются. Группа р…стений отрывается от берегов и обр…зует
своеобразный остр…вок, который медленно плывет по реке. Такие остр...вки
задерживают дв…жение к…раблей.
– Чем отличаются друг от друга слова с пропущенными буквами?
ГРУППОВАЯ РАБОТА
– 1 группа выписывает слова с безударными гласными в корне слова,
проверяемые ударением, а 2 группа– слова с безударными гласными в
корне слова, не проверяемые ударением. Проверк
– В какой столбик выписали слово растение?
– У нас с вами возникла проблема – почему в слове растениепишется
а?
2. Основная часть – открытие нового
ГРУППОВАЯ РАБОТА
– У вас на карточках слова:
1 группа
Вырастают
– выросло
Зарастет – подросли
Растет - проросли
2 группа
Возраст
– заросли
Растешь – выросли
Разрастается – подросли
– Почему
в словах 1 столбика пишется в корне гласная а, а в словах 2
столбика – о?
– Так какая же гласная пишется в корне слова растение?
– Как называются такие гласные?
– Как будет звучать тема урока?
– Давайте попробуем сформулировать правило. Проверьте себя по учебнику.
- Для вашего удобства, ребята, предлагаю рифмованное правило:
О напишем в корне -рос-: вырос, перерос, подрос.
Но не путай никогда – в -раст- и - ращ- напишем А!
Откройте грамматические тетради и запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Вернемся к тексту. Выпишите слова на данное правило и объясните написание слов.РАБОТА В ТЕТРАДИ
3. Закрепление нового материала
– А теперь потренируемся в правописании корней -раст – ращ – рос.
Игра «Дерево, расти»
Ребята беруткарточки со словами: вырастить, проросло, выращивать, заросли, растениевод, росток, возраст – объясняют правописание слов.Выходят к доске и прикрепляют слова с помощью магнитов по разные стороны доски.
– Возникла проблема: почему в слове росток пишется в корне буква о? Есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называют исключениями: РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК. Я предлагаю вам рифмованное правило:
Ростовщик
в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.
Игра «Третий лишний»
Р…стущий
Возр…ст
Р…столстеть
Далее проверка
Тест
1. В каком слове пишется чередующаяся гласная а?
1) р…стет
2) зар…сли
3) Р…стов
2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?
1) р…сло,
выр…щиваем, водор…сли
2) зар…стает, пор…сль, возр…ст
3) отр…сль, дикор…стущие р…стения
- Итак, ребята, совершили мы с вами открытие? СЛАЙД_ 15
Скоро мы услышим
звонок,
Пора заканчивать урок.
4. Рефлексивная часть
Учащимся предлагается закончить фразы:
· Сегодня на уроке я…
· Я узнал, что…
· Я не совсем понял…
· Я постараюсь…
5. Домашнее задание: П. , упр. № , кроссворд
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.