1 класс Обучение грамоте. Азбука В.Г. Горецкого
Тема :Звуки [д],[д*],буквы Дд. Чтение текстов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Еленовская школа№2 Волновахского района
Учитель начальных классов
Миллер Людмила Сергеевна
Тема урока:«Согласные звуки [д], [д`], буквыД ,д. Чтение текстов .Логические упражнения.»
Цель:
познакомить детей с согласными звуками [д], [д`], буквамиД, д.
Задачи
учить слышать эти звуки и давать им характеристику;
вырабатывать навыки осознанного чтения;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
фонематический слух и культуру звукопроизношения, произвольное внимание, развивать речь, логическое мышление, память учащихся;
воспитывать доброту и желание совершать добрые поступки, интерес к чтению.
УУД
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Образовательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; ; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование, презентация, учебник «Азбука» модели звуков, предметные картинки, карточки слогов, карточки-ребусы, графический образец буквы
1.Введение. Организационный момент(эмоциональный настрой)
Мы отправимся в путешествие на морское дно, этот удивительный и загадочный мир. Нам нужно будет выполнить много заданий, чтобы приплыть к намеченной цели. А цель у нас найти клад- сокровище. Это ценный клад- знания. О букве. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:
. В мяч играет, веселится
И в воде всегда резвится.
Плавает он, и ныряет
И людей всегда спасает… (Дельфин)Слайд№ 2
Работа с рисунком на стр. 104
Мы будем путешествовать с дельфинёнком Димой.
-Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под
водой? (маска, трубка, ласты, баллон с кислородом, гидрокостюм) - Кто знает, как называют людей, которые работают на
морском дне? Водолазы, аквалангисты.
- Есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно.
- Кто знает, как называется этот вид спорта? ДайвингСлайд№3
-Чтобы отправится на морское дно нужно надеть специальные костюмы аквалангами, запастись воздухом (имитация надевания костюмов)
II. Речевая разминка
Дыхательная гимнастика ‘Ароматный цветок” “Воздушный шарик
Артикуляционные упражнения.
“Рыбка” “Щечки“Стрелочка” (Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.
Раскрывай пошире рот
И тяни язык вперёд.
Раз, два, три, четыре ,пять –
Стрелку будем выполнять.
Звучит аудиозапись “Музыка моря”.
Закрыли глаза. Мы подошли к океану. Как красиво на берегу. Приятно пахнет водорослями и полезным йодом. Мы слушаем приятный плеск волн, крик чаек. Никаких лишних звуков, нам хорошо и спокойно, хочется работать и узнавать новое.
Открыли глаза.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно
Фонетическая зарядка
Море шумит – (ш-ш-ш)
Чайки кричат – (а-а-а)
Мухи звенят – (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
Ш. Актуализация и систематизация знаний.
1. Какие гласные буквы выучили?
Какие согласные буквы?
Сколько всего букв выучили?
Назовите твёрдые согласные звуки.
2.Игра “”Эхо”(Учитель называет слово , дети последний слог.
Погода-да Надя-дя
Беда-да следы ды
Веду-ду авокадо до
Воде-де
Сколько слов в предложении?
Дятел долго долбил дуб.
На какую букву начинаются слова?
Что мы сегодня будем изучать?
.Слайд 4
IV.Открытие» новых знаний. Поиск решения
1.Знакомство с буквами Дд.Слайд №5-6
Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная
Буква « ДЭ» обозначает согласный звонкий, парный звук. Может быть мягким или твёрдым.
.Физкультминутка
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.Слайд№7
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке
Работа на стр.105
Дельфинёнок показывает нам ключ(Показ печатной буквы Д д.)
для погружения в воду.
Выполним задание.
Характеристика звуков
Звуковой анализ слов:гвозди два
Чтение слогов
2.Первичное закрепление новых знаний
Опускаемсяна глубинусДельфином Димой.
3.Чтение слогов с новой буквой.
Чтобы продолжить поиски сокровища, надо прочитать слоги с новой буквой.
Чтение слогов с новой буквой на маленьких рыбках. Рыбки у детей на столах.
-В каких слогах звук твердый? (да, ды, до, ду).
Мягкий? (ди, де).
Напишите на рыбках печатную букву Д – заглавную и строчную
Игра «Закончи предложение».
- Я читаю начало предложения, а вы хором договариваете. Если звук мягкий, встают девочки. Если звук твердый- мальчики. (Слад 3)
На
- Постарайтесь эти слова еще запомнить.
- Готовы?
Тут наш… (дом). Слайд №8
Из трубы идет … (дым).
У дома растет… (дерево).
На дереве… (дупло).
У дупла сидит… (дятел).
К дому ведет… (дорожка).
У дома сидит… (дед).
- Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?
[д] – встают девочки, [д’] – встают мальчики: дельфин, дочка, ,дежурный, дача, дыня, кубики, динозавр, дети, радость.
Игра “Не попадись в ловушку”.
Прикрепляется на доску нарисованная рыбка.
О, кто это? К нам на помощь в поиске клада пришла очень веселая, добрая, что-то рыбка. Она сама очень часто попадает в ловушки. и чтобы не попасть в них в игре вместе с ней, надо быть очень внимательными: если в словах звук д твердый, топаем, а если мягкий- хлопаем.
Игра “Не попадись в ловушк”Слайд№ 9
Дуб, дерево, котик, Денис, садовник, девочка, дождик, Тима, люди, Даша, орден, Дима, радуга.
Сделайте вывод о новых звуках.
4.Работа с родственными словамиСлайд№ 10
5Встреча с– семьёй Димы дельфин, дельфиниха, дельфинчик.
Стр.105
Чтение слов, выделенных жирным шрифтом.
-Что общего у этих слов? Как они называются? (Родственные)
- Какие слова вам непонятны?
Вывод: в этих словах есть одинаковые части, поэтому они и обозначают нечто общее: в первом столбике слова связаны с водой, во втором – с трудом.
- Такие слова называются родственными или однокоренными
- Найдите и прочитайте односложные слова, двусложные
5.Чтение текста учеником( хорошо читающий)
Краткий анализ
-О людях какой профессии прочитали?
-Где работают водолазы?
-Что они делают под водой?
- Какое название можно придумать к этому тексту?
6. Повторное чтение «цепочкой»
Вывод: Почему работа водолазов трудна?
работа в темноте и на ощупь
тяжелое снаряжении весом до 80—110 кг
приходится не только спасать купальщиков летом, снимать людей со льдин и вытаскивать рыбаков из прорубей зимой
7.Логическое упражнение “Кто лишний?”.Слайд№11
Прикрепляется на доску нарисованная зубастая Акула.
Нашим друзьям на пути попалась огромная, зубастая Акула. И она может проглотить рыбку- друга Дельфинёнка, если вы не выполните ее задание. Поможем рыбке?
Доска. На ней три столбика слов.
Прочитайте.
дым |
длина |
домино |
дуб |
дно |
Данил |
Дима |
дни |
кудри |
дума |
дома |
туман |
- Прочитайте слова из одного слога? (дым, дуб, дно, дни).
Как определили количество слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников).
-Прочитайте слова 3 столбика.
Что такое домино? (настольная игра).
Найти в 3 столбике лишнее слово (туман).
Почему? (в этом слове нет буквы д).
Придумайте предложение с любым из слов.
И вот мы уплыли от злой Акулы и вместе, попадаем на страницы учебника
Работа по учебнику. (Азбука с. 106)Встреча с морскими жителями – друзьями Димы. Они очень быстро разговаривают. И нам нужно научиться быстро разговаривать
8. Работа со скороговорками
-Откройте учебник на стр. 106. Слайд№ 12
– Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.
– Какие звуки повторяются?
Физкультминутка для предупреждения зрительного утомления “Рыбка на указке”.
Плывет наша рыбешка
Вперед-назад,
Вперед-назад,
Ныряет и купается
Ей каждый рад.
Пока в волнах качается
Уж столько раз подряд.
На рыбку нашу желтую
Переводи свой взгляд.
Д/з: Рассмотреть иллюстрацию на стр. 104 и составит небольшой рассказ.работа с иллюстрацией
Выучить наизусть пословицу по выбору. Уметь объяснить, почему так говорят.
9.Многозначные слова(учебник, с. 106)Слайд №13
Дима познакомил с рыбой –клоуном, рыбой -попугаем
– Прочитайте предложения, рассмотрите рисунки. Какое слово звучит одинаково, но имеет разные значения? (– Звезда: небесная, морская, символ)
10. Отгадывание загадок(учебник, с. 106)
– Отгадайте загадки в «Азбуке».
– Найдите отгадку на рисунке
Физминутка(музыкальная, танцевальная)
5. Работа с текстом(учебник, с. 106)
– Прочитайте текст.
– Что сделал Тима?
– Что после обеда делает Лида?
– Что она ставит на полку? .
6. Выделение звуков [д], [д,].
- Проведем небольшую исследовательскую работу.
– Посмотрите на доску: дом, арбуз, шар, автобус(картинки)
- Составьте новое слово по первым звукам слов. Узнали? Слайд 14
- Назовите это слово. (Даша)
- А с какой буквы мы будем писать слово ДАША? Почему?
- Как будут называть Дашу, когда она станет взрослой? (Дарья)
- Как назвать Дашу ласково?
VI. Рефлексивно-оценочный
Физминутка(музыкальная, танцевальная)
VI. Рефлексивно-оценочный
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок
Если вам всё удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились
- Если у вас не всё получилось, но вы старались
- Если было очень трудно и вам нужна помощьСлайд 15
!
- Спасибо за урок. Вы все большие МОЛОДЦЫ!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.