Урок литературы в 8 классе
Тема: Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа
Цели:
- Дать понятие контраста в литературе как художественного приема.
- Анализировать текст: провести наблюдение над языковыми средствами, выявить, какие приёмы позволяют отразить душевное состояние человека в искусстве? Увидеть взаимосвязь формы и содержания. Раскрыть гуманистический пафос рассказа «После бала».
Ход урока
«Нравственность не может быть ни на чем другом основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы» (Из «Дневников»)
Оргмомент.
История создания рассказа.
Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого
Сергеем.
«Варвара Андреевна Корейш… была
дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич
знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой
девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое
утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из
казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через
пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»
1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на
чувства брата Л.Н.Толстого?
2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата
спустя пятьдесят с лишним лет?
Особенности жанра.
Жанр – разновидность, тип повествования.
Жанры бывают:
-эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка и др.);
- лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание и др.);
- лиро-эпическими (поэма, баллада);
- драматическими ( комедия, трагедия, драма, водевиль и др.)
Какова жанровая принадлежность произведения Л.Н.Толстого «После бала»?
Анализ композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Композиция – построение
произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.
Какой принцип использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа?
Как вы думаете, почему рассказ имеет название «После бала»?
Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.
1. Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
2. Почему этот текст по жанру является рассказом? (Т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение)
3. - Почему рассказ называется «После бала»? (основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
4. Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).
5. - Назовите действующих лиц рассказа.
(Иван Васильевич,
Варенька,
Петр Владиславович – отец Вареньки,
Мы, собеседницы
повествователь)
Когда происходят описываемые события? (Бал – в последний день Масленицы; после бала - в день начала Великого Поста). Почему повествователь дважды упоминает этот праздник? Что происходит в день Масленицы? Когда проходит Масленица? (Это день Прощеное воскресенье). (Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке. Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там)
Анализ рассказа.
Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.
1. На сколько частей можно разделить этот рассказ? (Две – основные; или 1 – как бы экспозиция, 2 – 3 –основные (до и после бала), 4 – как бы эпилог).
2. А на сколько частей делит текст автор произведения? (Не делит. Одна часть). Почему?
3. Есть ли какая-нибудь особенность в построении произведения? (Есть. Это рассказ в рассказе (литературный прием).)
4. В каком литературном направлении употребляли такую структуру произведения? (В романтизме. Лермонтов, Пушкин.)
Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.
- Где происходит действие?
Описание дома у губернского предводителя.
… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный...
- Что герой видит, когда приходит в доме губернского предводителя? (Добродушного старичка, добродушную жену его, прекрасную залу, великолепный буфет…)
-Какие чувства у Ивана Васильевича, когда он попадает в это пространство? (Положительные, ему всё нравится.)
- Что слышит Иван Васильевич, когда приходит в этот дом? (Звуки музыки, которые ему нравятся).
- Какое общее впечатление у вас создалось от этой картины?
Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
- Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери…).
1. Как Варенька чувствует себя на балу?
2. Как она относится к Ивану Васильевичу?
3. Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?
4. Можно ли Вареньку назвать жертвой обстоятельств? Почему?
Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?
- Отец.
- Насколько хорошо он выполняет эту роль? (на 100%)
- Ещё роль полковника. Работник. (тоже на 100%)
- Небольшая роль танцора (тоже на 100%)
- А от какой роли он отказывается и тоже на 100%? (От роли знакомого Ивана Васильевича.)
- Почему он это делает? Хочет ли он, чтобы кавалер Вареньки видел его в роли жестокого полковника?
- Тогда что мы можем сказать об этом человеке? О его характере?
(Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе.)
- Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
- Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
Может ли случай изменить жизнь человека?
В каких случаях это может произойти? (Ответы учеников.)
Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.
- А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
- В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
- Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
- Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
- А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками.
Берегите свою жизнь.
Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.
Анализ литературного героя.
Литературный герой – художественный образ, персонаж, созданный воображением
писателя.
1.О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана
Васильевича? О чем он «старался узнать»?
2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
Выставление оценок.
Итоги урока.
Как вы считаете, ребята, актуальна ли проблема ответственности человека за происходящее вокруг нас, в современном мире? Давайте поговорим на эту тему. По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.