Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г. Вилючинск |
Раздел 2. Государства Европы и Америки в XVIII в. Урок 3. «Последний век старого порядка во Франции» |
История 8 класс. Учебник «Всеобщая история. История Нового времени XVIII в.». Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова. М: «Русское слово», 2020г. |
|
Гудзишевская Нина Валентиновна |
|
Конспект |
Конспект
Цель: проследить процесс «заката» старого порядка во Франции в XVIII в.
Задачи:
· выяснить причины утраты господствующего положения Франции в XVIII в; характеризовать состояние социально-экономической и политической сфер французского общества; устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений накануне революции;
· анализировать различные исторические источники, систематизировать выводы в тезис-планах, схемах и таблицах; оценивать государственную деятельность правителей и государственных чиновников XVIII в., причины провала преобразований общественной жизни;
· развивать навыки участия в дискуссии по проблемным вопросам урока
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии развития критического мышления, игровых и здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Всеобщая история. История Нового времени XVIII в.». Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова. М: «Русское слово», 2020г.
Ход урока.
1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2.Актуализация знаний учащихся.
2.1. Какие изменения произошли в международных отношениях в XVIIIв.?
2.2. Удалось ли сохранить баланс сил в международных отношениях в XVIIIв.?
2.3. Какое место занимала Османская империя в международных отношениях XVIII в.?
2.4. Письменно:
Дата: _____________Работу выполнил(-а)________________________________
Установить соответствие (множественный выбор):
Событие |
Характеристика |
А. война за испанское наследство Б. война за австрийское наследство В. Семилетняя война Г. разделы Речи Посполитой Д. Северная война |
1. «дипломатическая революция» 2. отсутствие сильной королевской власти 3. конец планов Франции на господство в Европе 4. вход российских войск в Берлин 5. нарушение порядка престолонаследия 6. утрата Швецией статуса великой европейской державы 7. исчезновение государства с карты Европы 8. превращение Великобритании в ведущую морскую державу |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Ответ: за каждый правильный выбор по 1 баллу.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
3; 8 |
5 |
1;4 |
2; 7 |
6 |
Всего 8 баллов: «3» - 4-5 баллов; «4» - 6 баллов; «5» - 7-8 баллов.
3. Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Разгадайте ребус.
Старый порядок - политическое и социально-экономическое устройство Франции с к.XVI - нач. XVII в. до Французской революции XVIII в. (анимация, запись понятия в тетрадь).
Формулировка цели и задач урока.
Слайд 2. Гипотеза:
· новые явления социально-экономической жизни требовали отказа от «старого порядка»;
· неудачные попытки реформ французского абсолютизма поставили Францию на грань революции.
4. Изучение нового материала.
Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 4. План:
1.Закат «короля – солнца». Франция в период регентства.
2. Франция при Людовике XV.
3. Правление Людовика XVI.
Слайд 5. Закат «короля – солнца». Франция в период регентства.
В XVIII в. шли войны за испанское, австрийское, польское наследства. Вполне вероятна ещё одна война – война за французское наследство.
Последние два года жизни Людовика XIV отмечены катастрофическими событиями для французской династии – умирали один за другим наследники престола. Многие, недовольные положением дел в стране, видели в этих событиях божью кару.
По завещанию «короля-солнца» в 1715 г. престол перешел к пятилетнему правнуку Людовику XV. Регентом при малолетнем правителе стал герцог Филипп Орлеанский.
Слайд 6. Регентство стало для Франции периодом некоторого ослабления абсолютистс-кого режима:
· амнистия гугенотам и другим религиозным сектам
· восстановление политических позиций Парламента, расширение его полномочий
· наследственная знать и буржуазия проводили время в постоянных балах.
Это только углубляло серьезную проблему, доставшуюся в наследство от правления Людовика XIV и постоянных войн, которые вела Франция – финансовый кризис.
Филипп Орлеанский втянул Францию в финансовую аферу, доверившись шотландскому финансисту Джону Лоу.
Что такое афера? (ответы учащихся).
Обобщение учителя: афера – это рискованное, сомнительное и неблаговидное дело, предприятие с целью личной наживы.
Задание: стр. 42, последний абз. – 43. Почему деятельность Джона Лоу вошла в историю как афера? (обсуждение ответов учащихся).
Слайд 7. Обобщение. Комментарии к схеме:
Слайд 8. Франция при Людовике XV.
В 1723г. Людовик XV достиг совершеннолетия и начал самостоятельное правление. Он хотел восстановить былое величие Франции.
« Я во всем хочу следовать примеру усопшего короля, моего прадеда», - заявил Людовик XV.
Слайд 9. Задание: § 6, п.2, стр. 43 – 45.
Заполните таблицу и сделайте вывод – удалось ли королю достичь поставленной цели.
Вопросы сравнения |
Достижения |
Слабые стороны |
Экономическое развитие |
|
|
Положение сословий |
|
|
Государственное управление |
|
|
Обсуждение результатов работы учащихся.
Слайд 10. Обобщение учителя. Вариант заполнения таблицы.
Вопросы сравнения |
Достижения |
Слабые стороны |
Экономическое развитие |
Подъем экономики: - II место по уровню развития - развитие текстильного произ-водства, металлургии, производ-ства бумаги, предметов роскоши |
- незначительное применение машин |
Положение сословий |
|
- сохранение сословных привилегий - низкие доходы крестьян – большинства населения |
Государственное управление |
- усиление роли парламента (критика власти) |
- падение авторитета королевской власти - трудности с поступлением налогов в казну |
Вывод: экономические достижения были связаны не столько с экономическими причи-нами, сколько с климатическими и ростом населения. В остальных сферах -углубление кризиса «старого порядка» продолжалось.
Однако можно предположить, короля это мало беспокоило. Людовику XV приписывают слова: «Монархия продержится, пока мы живы, а после нас - хоть потоп!» (анимация).
Слайд 11. Правление Людовика XVI.
После смерти Людовика XV в 1774г. на престол взошел его внук Людовик XVI. Личность короля вызывает противоположные суждения и оценки. Одни характеризуют его как образованного человека высоких моральных качеств, хорошего семьянина. Познакомьтесь с небольшим фрагментом из дневника Людовика XVI. Обладал ли король, по вашему мнению, задатками крупного государственного деятеля, способного изменить Францию?
«Январь. 1-е - большой обед. Снег.
Февраль. 19-е - ничего. Маленький бал у моих детей.
23-е - охота на оленя в павильоне Триво, застрелили двух оленей. Вечерняя молитва. Вечеринка у моих детей.
25-е - ничего. Великопостный обед внизу.
Апрель. 2-е - дождь помешал охоте на косулю. Проповедь, вечерняя молитва.
6-е - прогулка пешком в Майль, чтобы посмотреть лошадей, застрелил двух косуль.
12-е - большой обед.» Дневник Людовика XVI, 1789 г.
Обсуждение проблемы.
Слайд 12. Начало правления Людовика XVI связано с обновлением состава королевского совета, попытками провести программу реформ. Комментарии к схеме:
Как вы думаете, какова судьба реформ Тюрго? (обсуждение предположений учащихся).
Слайд 13. Обобщение ответов учащихся. Продолжение схемы:
5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
6.Обсуждение домашнего задания.
Слайд 14. Домашнее задание:
§ 6, презентация* «Исторический портрет» (по выбору учащегося).
Слайд 15. Источники:
https://sitekid.ru/istoriya/novoe_vremya/zakat_francuzskoj_monarhii.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1241365
https://istorja.ru/articles.html/france/louis-xv/
http://www.world-history.ru/persons_about/2174.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.