Пословица недаром молвится
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Пословица недаром молвится

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
01.03.2020
Пословица недаром молвится
Пословица.docx

Пословица недаром молвится

Пословица

Тематика: 

 Русский язык

Автор работы: 

 Руденко Татьяна

Руководитель проекта: 

 Очур-оол Светлана Салчаковна

Учреждение: 

 МБОУ Кара-Хаакская СОШ      

Класс:   6 «Б»

 

В своей исследовательской работе по русскому языку и литературе "Пословица недаром молвится" я хочу выяснила, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной речи. Для этого я изучила материал о пословицах и поговорках, выделила тематические группы, проанализировала учебник, провела анкету.

Современная молодежь сейчас очень мало читает. Чтение современных детей порой ограничивается школьным учебником.

Поэтому в процессе исследовательской работы (проекта) по русскому языку "Пословица недаром молвится" я планировала узнать, используют ли авторы школьного учебника русского языка (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) возможности русской пословицы.

   Ведь тогда любой ученик сможет обогатить свой и без того бедный словарный запас этими краткими, правильными и запоминающимися выражениями русской речи.

Содержание

Введение.
I. Теоретические основы.

1.1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
1.2. Прямой и переносный смысл пословиц.
1.3. Источники появления пословиц.
1.4. Тематические группы пословиц.
II. Практическая часть.
2.1. Анализ учебника «Русский язык» 5 класс под ред. Т.А. Ладыженской.
2.2. Анкетирование учащихся 5-Б, 5-В классов.
Заключение
Список литературы.
Приложение.

Введение

Пословицы и поговорки существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение. Чтобы яснее и образнее выражать свои мысли, мы используем всё многообразие ресурсов языка, в том числе и пословицы.

К сожалению, речь современных подростков отличается бедностью словаря, в ней зачастую вовсе отсутствуют какие бы то ни было средства выразительности. А ведь пословицы и поговорки – удивительное явление в языке.

Пословицы могут заставить задуматься над своими поступками и поведением, помогают выразить свою мысль лаконично, ёмко, чётко; рассказывают об истории движения народа по пути цивилизации.

Несомненно, пословицы и поговорки обогащают нашу речь, поэтому я решила познакомиться со сборниками пословиц и поговорок, понять насколько часто и грамотно мы их используем в речи, пополнить свой словарный запас, заинтересовать своих одноклассников данной темой, рассказав им о происхождении некоторых пословиц.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что словарь школьников обеднён, лишён выразительных образных конструкций, в том числе пословиц и поговорок. Учащиеся испытывают необходимость в расширении своего словарного запаса, чтобы грамотно, ясно, доходчиво, образно выражать свои мысли.

Объект исследования – пословицы и поговорки русского народа.

Предмет исследования – устная и письменная речь младших подростков.

Гипотеза: я предполагаю, что пословица не утеряла своей актуальности в речи современных людей.

Цель моей исследовательской работы: выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в современной речи.

Задачи:

1.                     Изучить теоретический материал по теме «Пословицы и поговорки русского народа».

2.                     Выделить тематические группы пословиц.

3.                     Проанализировать учебник русского языка на предмет наличия пословиц в качестве материала для упражнений.

4.                     Провести анкетирование учащихся 5-х классов, проанализировать полученные данные.

Методы исследования:

·  изучение и анализ литературы;

·  анализ учебных пособий;

·  анкетирование школьников.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что пословицы – сокровищница народной мудрости, которая живёт веками и не теряет актуальности и сегодня.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что материал работы может быть использован школьниками для повышения своего образовательного уровня, педагогами - при проведении уроков по теме «Пословицы и поговорки», для формирования дидактического материала по самым различным темам курса русского языка.

I. Основная часть.

1.1. Пословицы как жанр фольклора. Отличие пословиц от поговорок.

Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества, бесценное наследие народа. Они появились задолго до появления письменности и устно передавались из поколения в поколение.

А.Н. Толстой очень ярко и точно отразил особенности этого бессмертного жанра фольклора: «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.

Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».

Пословицы - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные как предложения, нередко оформленные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный характер.

Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер.

Согласно определению Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей.

Даль также отмечает, что поговорка – это такое ходячее выражение, которое не смогло доразвиться до полной пословицы и по сути представляет собой новый образ, который заменяет какое-то обычное слово.

Например, вместо "пьян" – "лыка не вяжет", вместо "дурак" - "пороха не выдумал" и так далее.

В отличие от пословицы, поговорка не содержит никакого поучительного обобщающего смысла. Это просто образ, который замещает обычное слово или определяет какое-либо явление: "яйца курицу не учат"; "слово не воробей".

Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы: «Два сапога – пара, да оба на левую ногу надеты».

1.2. Прямой и переносный смысл пословиц.

Пословицы имеют прямой и переносный смысл, поэтому не так просто понять пословицу: в них часто говорится о предмете, казалось бы, к нашей жизни не имеющем никакого отношения, но оказывается, что это относится непосредственно к нам.

К примеру, пословица «Волков бояться – в лес не ходить» говорит о том, что, выполняя какое-либо дело, придётся столкнуться с трудностями.

Человек, употребивший эту пословицу, совсем не имеет в виду известных хищников, хотя и говорит о них. Именно эта многозначность делает пословицы трудными для восприятия.

Таким образом, каждое слово в пословице несёт обобщающий смысл, и наша задача – увидеть сходство между жизненными явлениями.

1.3. Источники возникновения пословиц.

Основным источником народных пословиц и поговорок является сама жизнь. Подобные пословицы и поговорки связаны с самыми разнообразными сторонами жизни.

Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как «Битый небитого везет», «По щучьему велению» и другие.

Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: "Бог дал, Бог взял".

Сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок.

Читаем у И.А. Крылова:
«Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», у А.С. Пушкина – «У разбитого корыта», «Любви все возрасты покорны», у А.С. Грибоедова – «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей.

Например, выражение «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету.

 

1.4. Тематические группы пословиц.

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

Пословица всегда поучительна. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа, качества человека.

Таким образом, мы можем выделить самые многочисленные, а значит, самые важные с точки зрения и наших предков, и современников, тематические группы пословиц:

1. Пословицы о Родине.

Любовь к Родине - неотъемлемая черта русского национального характера.
Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Где кто родился, там и пригодится.

Где ни жить – Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Без корня и полынь не растёт.

Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:

На чужой стронушке рад своей воронушке.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужбине и собака тоскует.

Призывают защищать и любить свою Родину:

Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.

2. Пословицы о семье.

Именно в семье лежат корни русской духовности.

В дружной семье и в холод тепло.

В своём доме и стены помогают.

В семье разлад, так и дому не рад.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Человек без семьи,что дерево без плодов.

3. Пословицы о труде.

Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Делу время – потехе час.

Нечего хвалиться, если из рук всё валится.


4. Пословицы об учёбе.

Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.

За учёного трёх неучёных дают.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

С книгой жить- век не тужить.

5. Пословицы о человеке, о его недостатках.

Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:

Белые ручки чужие труды любят.

Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.

В глаза ласкает, а за глаза лает.

В душу влезет, а за грош продаст.

Весёлая голова живёт спустя рукава.

Вору потакать, что самому воровать.

Ему говорят – стрижено, а он - брито.

Из плута скроен, мошенником подбит.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».

Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти».

Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».

Никогда не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не суйся в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» и т.д.

Таким образом, пословица – это школа национальных идеалов для подрастающего поколения, но не скучное назидание, а рождаемое самой жизнью присловье, входящее в ум и душу ребёнка и ограждающее его от неправильных действий.

II. Практическая часть.

2.1. Анализ учебника русского языка на предмет использования в нём пословиц в качестве дидактического материала.

Современные подростки очень мало читают. Многие из них изучают только учебники, поэтому мне было интересно узнать, используют ли авторы учебника русского языка (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) неисчерпаемые возможности русской пословицы, а значит, любой школьник может пополнить свой словарный запас этими краткими и образными выражениями.

Оказывается пословицы стали дидактическим материалом при изучении почти каждого раздела учебника. Наиболее широко пословицы представлены в разделе «Глагол». Попробую проанализировать их с точки зрения тематики.

При изучении темы «Не с глаголами» в упражнении 609 приведены пословицы с указанной орфограммой.

Пословицы говорят о важности труда в жизни человека, учат трудолюбию, коллективизму, умению работать сообща, дружно, осуждают праздность и леность. (Лентяю всё неможется да нездоровится.

Дело делать и за себя не может, а кричит за всехБез труда не проживёшьКто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.)

При изучении темы «Неопределённая форма глагола» в упражнении 629 дана часть пословицы, нужно завершить высказывание, подобрав подходящий глагол-антоним.

Пословицы говорят об ответственности за свои поступки (Любишь брать, люби и отдаватьУмел потерять, умей и найти.)

Учебник Ладыженской Т.А. при отработке навыка правописания –тся и –ться в глаголах в упражнении 634 тоже предлагает в качестве дидактического материала пословицы.

Большинство из этих пословиц вновь говорят, что труд-основа благополучной и счастливой жизни человека (От работы руки не отнимутсяНа миру и работа споритсяВсякий человек по делу узнаётся.)

В упражнении 649 на материале пословиц школьники должны научиться правописанию корней с чередованием. Пословицы осуждают легкомыслие, скупость, лицемерие, леность (Нос задирает, а в голове ветер гуляетСкупой запирает крепко, а потчует редкоМягко стелет, да жёстко спать.)

Авторы учебника опять выбирают пословицы о важности труда в жизни человека в упражнении 686 при изучении темы «Правописание безударных личных окончаний глагола» (Работа и мучит, и кормит, и учит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Кто труд любит, долго спать не будет.)

При повторении темы авторы учебника вновь обратились к пословице (упр. 700). «Мягкий знак после шипящих в различных частях речи» - именно этот навык отрабатывается на примере пословиц.

Тематически пословицы продолжают раскрывать народное представление о тех качествах характера, которые необходимы человеку (Кто не слушает советов,тому нечем помочь. На помощь надейся, а сам не плошай. Всякая вещь хороша на своём месте. И т.д.), говорится и о важности самой пословицы («Красна речь пословицей»).

Таким образом, пословицы достаточно широко представлены в учебнике Т.А. Ладыженской. Пословицы образно говорят о вечных ценностях в человеческой жизни.

 

2.2. Анкетирование учащихся 5-А и 5-Бклассов.

Мною было проведено анкетирование учащихся 5-А и 5-Б классов нашей школы. Мне было интересно узнать, насколько важны пословицы для младших подростков.


1. Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?

·  На этот вопрос все ребята ответили утвердительно.

Что такое пословицы и поговорки

2. Употребляете ли вы пословицы в современной жизни?

·         Половина опрошенных ответила иногда, время от времени;

·         20% считают, что употребляют пословицы часто;

·         30 % - редко, очень редко.

Употребляете ли вы пословицы

3. Назовите пословицы, которые вы слышите очень часто?

·         Согласно анализу анкет, лидером стала пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (52% назвали именно её);

·         отстаёт от неё на 6% «Сделал дело – гуляй смело».

·         24% опрошенных назвали пословицу «Друг познаётся в беде».

·         «Всё тайное становится явным» и «Не зная броду, не суйся в воду» назвали по 16% респондентов.

Пословицы, которые вы слышите часто


4. Объясните прямой и переносный смысл пословиц.

Были предложены для толкования следующие пословицы и поговорки:

- Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.

- После драки кулаками не машут.

- Цыплят по осени считают.

- Лес рубят – щепки летят.

Буквальный смысл объяснили 88% школьников, а переносный раскрыли только 40%.

Прямой и переносный смысл пословиц


Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что школьники используют в своей речи пословицы, но этот запас нуждается в пополнении.

Тематика пословиц жизненна, отражает интересы школьников: учёба, трудолюбие, овладение нормами принятого поведения в обществе, ответственность за свои поступки. Увидеть обобщённый смысл незнакомых, редко употребимых пословиц моим одноклассникам ещё очень трудно.

Заключение

Пословицы переходили из века в век и не утеряли своей жизненной и поэтической ценности.
Прямой смысл многих пословиц устарел, а переносный живёт.


Таким образом, пословицы продолжают бытовать в народе и радуют не только метким наблюдением, но и тем, как образно оно выражено.

Список использованной литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

6. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 — 69.

7. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .

8. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616 .

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

10. Кабинетская Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.

11. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаьа И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык 5 класс//Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2014.

12. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 191 с.

13. Тупицина Т.С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

14. Шейко Н.И. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Вече, 2006. – 304 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Пословица недаром молвится

Пословица недаром молвится

II. Практическая часть. 2.1.

II. Практическая часть. 2.1.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что пословицы – сокровищница народной мудрости, которая живёт веками и не теряет актуальности и сегодня

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что пословицы – сокровищница народной мудрости, которая живёт веками и не теряет актуальности и сегодня

Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы: «

Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы: «

В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа, качества человека

В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа, качества человека

Пословицы о человеке, о его недостатках

Пословицы о человеке, о его недостатках

Дело делать и за себя не может, а кричит за всех

Дело делать и за себя не может, а кричит за всех

Употребляете ли вы пословицы в современной жизни? ·

Употребляете ли вы пословицы в современной жизни? ·

Объясните прямой и переносный смысл пословиц

Объясните прямой и переносный смысл пословиц

Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах

Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку