Пословицы при изучении слов с удвоенными согласными

  • docx
  • 01.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пословицы при изучении слов с удвоенными согласными.docx

Пословицы при изучении слов с удвоенными согласными

Изучение написания слов с удвоенными согласными опирается на зрительный и рукодвигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написания слов с удвоенными согласными хорошо использовать плакат с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются.

Хороша нива у дружного коллектива.

Ссора до добра не доводит.

При закреплении материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы:

• Недаром говорится, что нужда коллектива боится.

 Утренний дождь не долог.

• Хороший лен — дохода миллион.

 Русский солдат не знает преград.

Подчеркнутые слова пишутся цветными мелками. Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов. Затем учитель стирает слова с удвоенными согласными, после чего учащиеся списывают пословицы, дописывая отсутствующие слова.

В III классе при изучении этой же темы прежде всего вспоминается написание уже известных учащимся слов. Учитель напоминает, что во II классе они записали и изучили пословицы, в которых есть слова с двойными согласными, и предлагает их вспомнить. Ученики называют пословицы, а нужные слова записывают на доске, выделяя удвоенные согласные цветными мелками. Если учащиеся затрудняются, то следует напомнить им слова: коллектив, русский, утренний, миллион, ранний — или напомнить сами пословицы. Затем записываются новые пословицы:

 Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.

 Весенние ветры приносят летние дожди.

 Русский в словах горд, в делах тверд.

В III или IV классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц.

Примерный текст диктанта.

Всякая ссора красна миром.

Утренний дождь путника не остановит.

К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Осенняя сушь что острый нож.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза

продирает.

Ниже приводится ряд пословиц, которые могут быть использованы при повторении написания слов с удвоенными согласными в III—IV классах.

• Храброму не нужна длинная шпага.

• По дрожжам пирогов не узнаешь.

• Худой мир лучше доброй ссоры.

• Ранняя осень — убыток, поздняя осень — достаток. (Кит.)

• Острый язык — дарование, а длинный — наказание.

• Один утренний час лучше двух вечерних. (Англ.)

• Между «говорить» и «делать» — длинная дорога. (Испан.)

• Если в чужой стороне идет золотой дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на своей земле. (Афр.)

Важно обратить внимание детей на то, что написание одних слов с удвоенными согласными нужно просто заучить (коллектив, дрожжи, жужжать, суббота), а для запоминания других требуется знание состава слова. Например, длинный, каменный, русский — удвоение согласных происходит здесь на стыке корня и суффикса. А в словах поддакивать, оббежать — на стыке приставки и корня. Для иллюстрации правила можно подобрать пословицы:

• Длинный язык до добра не доведет.

• Недруг поддакивает, а друг спорит.


 

Посмотрите также