ЛГ МАДОУ ДСОВ № 2 «Брусничка» |
Пособие для логопедов
«СТУПЕНЬКИ
Пояснительная записка.
По данным авторитетных исследователей детской речи среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушение является стёртая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). В исследованиях, посвященных
проблеме речевых нарушений при стёртой дизартрии отмечается, что фонетические нарушения являются распространенными и имеют стойкий характер (Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Р.И.Мартынова, Л.В.Мелехова, Е.Ф.Соботович ).
Практикующим логопедам известно, насколько сложна работа по коррекции звукопроизношения с такими детьми. Зачастую на автоматизацию одного и того же звука в слогах, словах и предложениях уходят месяцы. Возникает необходимость повторять один и тот з звук, слог, слово, предложение несколько раз, отрабатывая правильное произношение. При этом важно, чтобы задания были интересным для ребенка. Задания, предлагаемые в многочисленных пособиях по коррекции звукопроизношения, содержат обособленные друг от друга картинки, не связанные игровой ситуацией, поэтому ребёнок к таким заданиям быстро теряет интерес.
Пособие «Ступеньки» предназначено для автоматизации звуков у детей, имеющих нарушения звукопроизношения стойкого характера. Работа с пособием позволяет сохранить у ребёнка интерес к заданиям и обеспечить должную мотивацию к деятельности по формированию звукопроизношения. Каждое задание содержит интересную для ребёнка сверхзадачу. Например, если ребёнку нужно произносить слова, содержащие определенный звук, то сверхзадача преподносится так : «пройди лабиринт», «помоги мышонку», «поднимись на лифте». Это позволяет отрабатывать произношение одного и того же звука, слога, слова, предложения не вызывая у детей пресыщения. Пособие не содержит текстового материала, отвлекающего внимание ребёнка от картинок и игр. Каждая игра - задание «запрограммирована» на выполнение определенного количества речевых заданий, тем самым обеспечивая самостоятельность детей при их выполнении. Материал пособия предполагает последовательную работу над речевым материалом: от звука к слогу, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению.
Пособие «Ступеньки» поможет логопедам в игровой форме:
Закрепить физиологический образ поставленных звуков.
Упражнять детей в изолированном произнесении звуков.
Закрепить представления детей о твердых, мягких, звонких, глухих фонемах.
Автоматизировать поставленные звуки на материале слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Тренировать навыки дифференциации фонем, сходных по акустическим признакам.
Активизировать словарь детей.
Работать над увеличением объёма предложения.
Закрепление физиологического образа звука.
Работа с пособием начинается с опосредованного закрепления акустико - артикуляциоиного образа звука. Посмотрев на картинку, ребенок должен вспомнить, как расположены губы, зубы, язык при произнесении автоматизируемого звука и оценить его акустические свойства(звонкость, глухость, твердость, мягкость).
Автоматизация изолированных звуков
Для автоматизации изолированных звуков предназначены игры «Моряк», «Путешествие», «Лабиринт», «Капельки».
Закрепление изолированное произнесение звуков, ребенок «помогает» машине проехать к дому ( заводит мотор - [р-р-р ], шуршит шинами - [ ш-ш едет по сухим листьям [с-с-с]). Игра «Капельки» поможет отрабатывать длительное и короткое произнесение звуков.
Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Игры «Лесная полянка», «Лифт», «Столбики», «Индюки», «Капельки» позволяют в игровой форме автоматизировать звуки в слогах, словах и предложениях, а также увеличить объем предложения за счет его распространения второстепенными членами предложения. Варианты заданий к играм:
«Капельки»- ребенок длительно произносит звук ррррр, а в конце произносит слог или слово со звуком р.
.«Индюки» - Чтобы накормить голодных индюков, нужно произнести слог (слово, словосочетание, предложение) столько раз, сколько и: нарисовано на картинке;
«Лифт» - чтобы подняться на лифте, нужно назвать слова с заданным звуком в начале слова, а чтобы спуститься - назвать слова с заданным звуком в конце слова,
«Лесная полянка» - Чтобы собрать грибы на поляне, нужно повторить за логопедом цепочку слов с отрабатываемым звуком (количество слов соответствует количеству грибов).
Определение позиции звуков в словах
Игры «Кит», «Гусеница» тренируют ребенка в определении позиции звука в слове. Возможны варианты выполнения заданий:
1. Логопед произносит слово, ребенок перемещает фишку в соответствии с позицией звука.
2. Логопед перемещает фишку, а ребёнок подбирает слово в соответствии с указанной схемой.
Дифференциация звуков.
«Камушки-травка», «Фотоальбом», «Зима-лето», «Бельчата», «Лесная полянка» - с помощью данные игр можно научить детей различать твердый-мягкий, звонкий-глухой звук, свистящие-шипящие звуки.
С помощью данного пособия каждый педагог или родитель сможет самостоятельно придумать множество интересных и увлекательных игровых упражнений на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
согласный ЗВУК [Ш]
|
Гласный звук Согласный звук.
«Фотоальбом»
«Лабиринт»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
«Столбики»
«Лифт»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.