В сборнике собраны дидактические игры, направлены на закрепление количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение представлений о геометрических фигурах, на совершенствование ориентировки в пространстве, на закрепление временных представлений, методические рекомендации к их проведению. Материал пособия способствует развитию интереса детей к математике. Такой подход делает учебную деятельность учащихся на уроке более интересной, повышает интерес дошкольников к математике.
№35 балабақша Мемлекеттік қазыналық коммуналдық кәсіпорын
Государственное казеннокоммунальное предприятие яслисад №35
«Дидактические игры по математике»
1Павлодар 2015
Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических
представлений у дошкольников.
Составитель: Мальцева И.В
Воспитатель ГККП «Яслисада №35»
Рецензент: К. филол.н., ст. преподаватель кафедры «Дошкольное и начальное
образование», директор Центра развития детей дошкольного возраста
Павлодарского государственного педагогического института
А.Ж. Бахралинова.
Пособие представляет собой сборник игр по математике для детей 45 летнего
возраста. В сборнике дана классификация игр по характеру познавательной
деятельности дошкольников:
игры на закрепление количественных
представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение
представлений о геометрических фигурах, на совершенствование ориентировки
в пространстве, на закрепление временных представлений, методические
рекомендации к их проведению. Материал пособия способствует развитию
интереса детей к математике. Сборник дидактических игр по формированию
элементарных математических представлений рекомендуется работникам
системы дошкольного образования.
2Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Игры на закрепление количества и счета 5
3. Игра «Кому сколько?» 5
4. Игра «У кого столько же?» 5
5. Игра «Которая игрушка спрятана?» 5
6. Игра «Узнай цифру» 5
7. Игра «Многомало» 5
8. Игра «Посади щенка в будку» 6
9. Игры на закрепление величины 7
10.Игра «Что изменилось?» 7
11.Игра «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)» 7
12.Игра «Разложи по порядку» 7
13.Игра «Раз, два, три – ищи!» 8
14.Игра «У кого длиннее хвост?» 8
15.Игра «Кто скорее свернет ленту?» 8
16. Игры на закрепление формы 10
17. Игра «Угадай что это?» 10
18. Игра «Найди предмет такой же формы» 10
19. Игра «Найди такой же» 10
20. Игра «Геометрическое лото» 10
21. Игра «Из каких геометрических фигур состоит предмет?» 11
22. Игры на ориентировку в пространстве 12
23. Игра «Что где находится?» 12
24. Игра «Кто быстрее соберет?» 12
25. Игра «Кто за кем стоит?» 12
26. Игра «Угадай, что?» 13
27. Игры на ориентировку во времени 14
28. Игра ««Вчера, сегодня, завтра» 14
29. Игра «Когда это бывает?» 14
30. Игра «Лови, бросай, дни недели называй» 14
31. Игра «Что наступило?» 15
32. Игра «Разложи по порядку» 15
33. Приложение 16
34. Список литературы 22
3Пояснительная записка
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на
занятиях по математике в ДОУ, справедливо усматривает в них возможности
эффективного взаимодействия педагога и учащихся, усвоения материала в
доступной форме, естественного интереса.
Именно в игре следует искать скрытые возможности для успешного
усвоения дошкольниками математических идей, понятий, формирование
необходимых умений и навыков. Дидактические игры позволяют ознакомить
детей с новым материалом и его закреплением, познакомить с новыми
понятиями и определениями. Систематическое использование игр повышает
эффективность обучения.
Подбирая игры, продумывая игровую ситуацию, необходимо
обязательно сочетать два элемента познавательный и игровой. Создавая
игровую ситуацию в соответствии с содержанием программы, воспитатель
должен четко спланировать деятельность дошкольников, направлять ее на
достижение поставленной цели.
В сборнике собраны дидактические игры, направлены на закрепление
количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов,
на расширение представлений о геометрических фигурах,
на
совершенствование ориентировки в пространстве, на закрепление временных
представлений, методические рекомендации к их проведению. Материал
пособия способствует развитию интереса детей к математике. Такой подход
делает учебную деятельность учащихся на уроке более интересной, повышает
интерес дошкольников к математике.
41. Игры на закрепление количества и счета:
Игра «Кому сколько?»
Цель: учить детей устанавливать равенство предметов при разном их
пространственном изображении.
Оборудование: карточки с девочками и мальчиками (разное количество
детей), карточки с одеждой (разное количество).
Правила игры: В игре «Кому сколько?» ведущий раздает карточки с
нарисованными мальчиками и девочками, и их одеждой, а на стол кладет
карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети
отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя
шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д.
Игра «У кого столько же?»
Цель: учить детей узнавать количество предметов по картинке.
Оборудование: карточки с кружочками.
Правила игры: Если нет возможности пригласить для игры 4 – 6 детей, то
можно использовать игрушки. Каждый игрок получает карточку с кружками.
Взрослый показывает карточки из второго комплекта. Ребёнок должен
определить, у кого из играющих карточка с заданным количеством кружков.
Игра «Которая игрушка спрятана?»
Цель: учить детей усвоению порядкового счета.
Оборудование: разнообразные игрушки (в пределах 5ти).
Правила игры: Помогает усвоению порядка следования чисел
натурального ряда, упражнения в прямом счете. Стоят полукругом. Перед
началом игры завязывают глаза игроку. Во время того, как завязываются глаза
ребенку, ведущий прячет одну игрушку. Игроку развязываются глаза, он
должен ответить какой игрушки нет, и какой она была по счету. Игра проходит
в быстром темпе.
5Игра «Узнай цифру»
Цель: В рисунках из цифр надо узнать и назвать знакомые цифры.
Оборудование: рисунки из цифр.
Правила игры: Ребенку дается рисунок из цифр. Ребенок разглядывает
рисунок, и называет увиденные знакомые цифры [пр. 1].
Игра «Многомало»
Цель: учить различать понятия «один» «много».
Оборудование: картинки с разным количеством предметов.
Правила игры: На доске вывешиваются картинки с разным количеством
предметов. Ведущий называет слова много, мало, один, а дети должны показать
соответствующее количество предметов [пр. 2].
Игра «Посади щенка в будку»
Цель: Научить детей соотносить количество с цифрой (в пределах пяти).
Оборудование: будки с цифрами в произвольном порядке, щенки
(далматинцы) с разным количеством пятен.
Правила игры: На полянке изображены будки с цифрами 1 – 5,
расположенными в произвольном порядке. В сундучке находятся щенки
(далматинцы), на которых нарисовано определенное количество пятен. Нужно
посчитать количество пятен на щенке и посадить его в будку с
соответствующей цифрой [пр. 3].
62. Игры на закрепление величины:
Игра «Что изменилось?»
Цель: учить детей находить изменения в круге (количество детей).
Правила игры: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей.
По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие
изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок
должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и,
сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.
Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего
ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу
детей и,
кого нет.
Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же
(в пределе пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто
из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше
внимания
наблюдательности.
Усложнение этой игры может пойти и по линии изменения порядка
расстановки играющих. В этом случае нужно будет вспомнить, как дети
стояли, и отгадать, какие изменения произошли. Это задание требует развития
зрительной памяти. Можно менять позу детей.
посмотрев на оставшихся,
установить,
и
Игра «Что Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)»
Цель: Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить
сходство предметов по признаку величины.
Оборудование: мяч
Правила игры: Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают,
бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие,
7высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А
сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять,
какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч.
Он бросает его ребёнку и говорит слово. Например,
Взрослый: Длинный
Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.
Игра «Разложи по порядку»
Цель: учить детей раскладывать геометрические фигуры в ряд в порядке
возрастания или убывания размера.
Оборудование: набор геометрических фигур разных размеров.
Правила игры: Ребенку дается набор геометрических фигур разных
размеров. И ведущий просит разложить геометрические фигуры в ряд в
порядке возрастания или убывания размера (в пределах 5ти) [пр. 4].
Игра «Раз, два, три – ищи!»
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и
использовать его в игровых действиях.
Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством
колец не менее семи, 23 пирамидки каждого цвета.
Правила игры: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель
раскладывает на 23 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки
ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем
вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит
найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и
постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя
колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом,
воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое
колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои
колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же
величины.
Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова»
Раз, два, триищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и
накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок
ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на
другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как
образец пирамидку другого цвета [пр.5].
Игра «У кого длиннее хвост?»
8Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по
длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее",
"широкий", "узкий.
Оборудование: игрушки с хвостиками разной длины.
Правила игры: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик,
медведь, обезьяна – друзья ВиниПуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост.
ВинниПух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей
зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый
раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине,
пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий
и т.д. [пр.6].
Игра «Кто скорее свернет ленту?»
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому
признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный",
"короткий".
Оборудование: длинная и короткая ленты.
Правила игры: Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и
показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает
поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает
одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто
первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче.
После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была
хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами.
Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает
детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет
эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная» и
обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная
медленно" [пр.7].
93.Игры на закрепление формы:
Игра «Угадай что это?»
Цель: учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть
плоскостные геометрические фигуры (круг,
треугольник,
прямоугольник, овал)
Материал: Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице
контурные изображения двухтрёх фигур в разных положениях и сочетаниях.
Правила игры: Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно
закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть
геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их.
На одном занятии можно показать ребёнку 2 3 таблицы.
квадрат,
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: учить и называть геометрические фигуры.
Оборудование: нарисованные геометрические фигуры.
Правила игры: У взрослого имеются нарисованные на бумаге
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и
т.д.
10Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать
предмет такой же формы.
Игра «Найди такой же»
Оборудование: 2 одинаковых набора карточек с геометрическими
Цель: закрепление названий геометрических фигур, развитие внимания и
ловкости.
фигурами.
Правила игры: Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три
четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою
карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти
такую же карточку и поднять ее.
Игра «Геометрическое лото»
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Правила игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3
геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются
расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по
одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на
карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на
свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в
каком порядке расположены фигуры [пр.8].
Игра «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»
Цель: назвать геометрические фигуры.
Оборудование: картина из геометрических фигур.
Правила игры: Перед ребенком лежит картинка, на ней изображены
машина, кусты, солнце из геометрических фигур. Ребенок должен назвать те,
фигуры, которые он увидит на этом рисунке [пр.9].
114. Игры на ориентировку в пространстве:
Игра «Что где находится?»
Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по
отношению к себе, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: мяч.
Правила игры: игра проводится в кругу. В центре круга стоит воспитатель с
мячом, объясняет правила игры.
Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я
брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: "Слева",
12"справа", "впереди", "позади". Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает:
"Где стол? " Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: "Впереди меня," и бросает
мяч воспитателю.
иди до конца,
отступи влево на один шаг».
Игра «Кто быстрее соберет?»
Цель: по заданному направлению собрать предметы.
Оборудование: игрушка Буратино.
Правила игры: Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти
до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно
выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там предмет.
Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения,
количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем
количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например,
«Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни
направо,
В
развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий по
математике, особую роль играют подвижные игры, физкультурные упражнения,
музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные
режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), бытовая ориентировка
детей не только в своей групповой комнате, но и в помещении всего детского
сада.
Игра «Кто за кем стоит?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Материал: карточки.
Правила игры: Дети (7–8 человек) встают в определенном порядке в
соответствии с указаниями педагога. Например, «Таня, встань возле меня. Олег
встанет рядом с Таней, Вася впереди Тани, Оля между Васей и Олегом, Маша
встанет за Олегом».
В заключение каждому из ребят предлагается ответить на вопрос: «Где ты
стоишь?» Если дети затрудняются, педагог дает образец ответа: «Я стою за
Олегом и перед Таней».
Игру можно повторить с другими детьми.
Примечание. Отвечать на вопрос «Кто где стоит?» могут дети, не
принимающие участие в игре. Они также могут давать задания играющим.
Педагог следит за тем, чтобы во время повторной игры дети не повторяли чье
либо месторасположение и поразному отвечали на вопросы, используя
слова: перед, между, возле, рядом.
Игра «Угадай, что?»
Цель: по словамопорам угадать предмет.
Оборудование: словаопоры.
13Правила игры: Дети играют парами.
Ребята в каждой паре договариваются, кто из них начнет игру. Первый
ребенок придумывает рассказзагадку, используя слова: за, между, около,
рядом, внутри. Например, «Назови предмет. Он находится за твоей спиной,
внутри шкафа, между двумя куклами».
Второй ребенок поворачивается и зрительно отыскивает предмет, а затем
называет его.
Роли меняются, и игра продолжается.
5. Игры на ориентировку во времени:
Игра ««Вчера, сегодня, завтра»
Цель: закреплять временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера».
Оборудование: мяч.
14Правила игры: Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый
бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать
соответствующее время и бросить мяч взрослому.
Например, Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т.д.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: закрепление частей суток.
Оборудование: карточки с частями суток, фишки.
Правила игры: Детям раздаются карточки, на которых изображены
картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку
дня.
Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток,
например, вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны
поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер. За
правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку [пр.10].
Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление названий дней недели.
Материал: карточки, мяч.
Правила игры: Дети встают в круг. С помощью считалки выбирают
ведущего:
Раздва, раздва, раздватри,
Вслед за мною говори.
В понедельник, вторник среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и пятницу
Дрожки к дому катятся,
За субботой – воскресенье,
В этот день дают печенье,
Раздва, раздва, раздватри,
Всю считалку повтори.
Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты
продолжай, дни недели называй – вторник». Ребенок, поймав мяч, называет три
дня подряд: «Среда, четверг, пятница…» и бросает мяч со словами: «Я начну –
… (называет любой день недели)».
Игра продолжается.
Игра «Что наступило?»
15Оборудование:
Цель: Учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.
картинки с изображением частей суток.
Правила игры: У детей по одной картинке, на которой определённый
вопрос:
временной
встаёт?
т.п.
Тот ребёнок, у которого на картинке изображено утро (день…), показывает
свою картинку и говорит, какое это время суток и почему.
Воспитатель
раньше
отрезок.
дети
Когда
задаёт
всех
улице?
играют
Когда
на
И
петушок
Игра «Разложи по порядку»
Оборудование:
Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части
суток.
картинки с изображением частей суток.
Правила игры: У детей по одной картинке, на которой определённый
временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и
построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной
отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей
проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.
16Приложение
Приложение №1
Приложение №2
17Приложение №3
18Приложение №4
Приложение №5
19Приложение №6
20Приложение №7
Приложение №8
21Приложение №9
Приложение №10
22Список литературы
231. Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Программнометодическое
пособие. М.: 1999. – 30 с.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: 2002. – С. 3 – 4.
3. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного
возраста «Зерек бала» (от 3 до 5). – Астана, 2010. – 141 с.
4. Белошистая А. Дошкольный возраст, формирование и развитие
математических способностей ∕∕Дошкольное воспитание, 2000, №2.
5. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для
воспитателя / 2е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.:
Баласс, 2003 г. 256 с.
7. Садикова,З.Т. Игра как средство нравственного воспитания детей
младшего дошкольного возраста [Текст] : материалы о Д/саде / З. Т.
Садикова // Бала мен балабакша Ребенок в детском саду. 2013. № 1.
С. 13 – 15.
8. Садыкова Г.А., Айдарханова Д.А. Игровые технологии в процессе
обучения детей 67 летнего возраста [Text] / Садыкова Г.А., Айдарханова
Д.А. // Козыбаевские чтения. Материалы республиканской научно
практической конференции. 1. 1 . С.226.
9. Тарунтаева Т.В. «Развитие элементарных математических представлений
дошкольников». ∕∕Дошкольное воспитание, 2003, №1.
10.Тимофеева Л., Андреева В Дидактические игры по математике [Текст] /
Тимофеева Л., Андреева В // Ребенок в детском саду. 2012. №5. С. 34.
11.http://www.maam.ru
242526