тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование функционально грамотной личности.
Проблемное обучение - это
Этапы постановки проблемы:Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы
Решение проблемы:
возникновение проблемной ситуации
осознание сущности затруднения и постановка проблемы
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы
доказательство гипотезы
проверка правильности решения проблем.
Приемы создания проблемы :
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными
Приемы создания проблемы
«Классические»
«Сокращенные»
1. Проблемная ситуация «с удивлением».
2. Проблемная ситуация «с затруднением».
1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
2. Подводящий к проблеме диалог.
3. Подводящий от проблемы диалог.
«Мотивирующие»
1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
2. Демонстрация непонятных явлений.
3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
Приём “Цепочка признаков“
Приём “Да-нет”.
Приём “Я беру тебя с собой»
Приём “Шаг за шагом”.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём “Игровая цель”
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Приём “Развивающий канон”
Приём «До-После»
Приём “Ложная альтернатива”
Стратегия “Вопросительные слова”.
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Вопросительные слова
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?
Приём «Согласен – Не согласен»
Приемы создания проблемы Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр антрополог
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемы |
| Между двумя (более) положениями | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. |
Межу житейскими представлениями и научными фактами | 3. Шаг 1. Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку» |
Приемы создания проблемы
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемы |
| Между необходимо-стью и невозможно-стью выполнить задание | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. |
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждения к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? |
|
Побуждающий к гипотезам диалог Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найтиЭвви Неф, амер. журналист
Структура | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | ||
Общее побуждение | к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?» | к аргументу / контраргументу: | к плану проверки |
Подсказка | к решающей гипотезе | к аргументу / контраргументу | к плану проверки |
Сообщение | решающей гипотезы | аргумента / контраргумента | плана проверки |
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий | Подводящий | |
Струк-тура | Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. | Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
Призна-ки | Мысль ученика делает скачок к неизвестному, | Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, |
Резуль-тат | Развитие творческих способностей | Развитие логического мышления |
Урок развития функционально грамотной личности. | Традицион-ное обучение | ||
1. Методы постановки проблемы, определения темы | СЛОЖНЫЕ | ПРОСТЫЕ |
|
Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления | Имитация творческой работы | ||
2. Методы поиска решения, открытия знания | Побуждающий к гипотезам диалог | Подводящий диалог от проблемы или |
|
Проверка гипотез (поиск решения): |
выдвигают | ученики | учитель |
решают | учитель | ученики |
Еще кое -что….
Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так», побуждение к переформированию «кто думает иначе» |
Что делать, если вдруг…
Заклинило на ошибках | Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы |
Идея невразуми-тельна | Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе» |
Раз – и в дамки | Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), «подбросьте «ошибочную идею для проверки |
Стойко молчат | Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку |
Звенья научного творчества
название | содержание | результат |
Постановка проблемы | Возникновение проблемной ситуации, | Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения |
Поиск решения | Выдвижение гипотез | Решение – понимание нового знания |
Выражение решения | Выражение нового знания научным языком в принятой форме | Продукт – рукопись статьи, доклада… |
Реализация продукта | Предоставление продукта через публикацию, выступление | Реализованный продукт реферат, статья, доклад, книга |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.