тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование функционально грамотной личности.
Проблемное обучение - это
Этапы постановки проблемы:Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы
Решение проблемы:
возникновение проблемной ситуации
осознание сущности затруднения и постановка проблемы
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы
доказательство гипотезы
проверка правильности решения проблем.
Приемы создания проблемы :
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными
Приемы создания проблемы
«Классические»
«Сокращенные»
1. Проблемная ситуация «с удивлением».
2. Проблемная ситуация «с затруднением».
1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
2. Подводящий к проблеме диалог.
3. Подводящий от проблемы диалог.
«Мотивирующие»
1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
2. Демонстрация непонятных явлений.
3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
Приём “Цепочка признаков“
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Приём “Да-нет”.
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Приём “Я беру тебя с собой»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Приём “Шаг за шагом”.
Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём “Игровая цель”
Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.
Формирует:
учебные умения;
умение работать в команде;
умение слушать и слышать друг друга.
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.
Приём “Развивающий канон”
Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Слагаемое – сумма = множители - ?
Круг – окружность = шар -?
Береза – дерево = стихотворение - ?
Песня – композитор = самолет - ?
Приём «До-После»
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Приём “Ложная альтернатива”
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
Стратегия “Вопросительные слова”.
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Вопросительные слова
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Приемы создания проблемы Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр антрополог
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемы |
| Между двумя (более) положениями | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. |
Межу житейскими представлениями и научными фактами | 3. Шаг 1. Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку» |
Приемы создания проблемы
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемы |
| Между необходимо-стью и невозможно-стью выполнить задание | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. |
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждения к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? |
|
Побуждающий к гипотезам диалог Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найтиЭвви Неф, амер. журналист
Структура | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | ||
Общее побуждение | к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?» | к аргументу / контраргументу: | к плану проверки |
Подсказка | к решающей гипотезе | к аргументу / контраргументу | к плану проверки |
Сообщение | решающей гипотезы | аргумента / контраргумента | плана проверки |
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий | Подводящий | |
Струк-тура | Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. | Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
Призна-ки | Мысль ученика делает скачок к неизвестному, | Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, |
Резуль-тат | Развитие творческих способностей | Развитие логического мышления |
Урок развития функционально грамотной личности. | Традицион-ное обучение | ||
1. Методы постановки проблемы, определения темы | СЛОЖНЫЕ | ПРОСТЫЕ |
|
Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления | Имитация творческой работы | ||
2. Методы поиска решения, открытия знания | Побуждающий к гипотезам диалог | Подводящий диалог от проблемы или |
|
Проверка гипотез (поиск решения): |
выдвигают | ученики | учитель |
решают | учитель | ученики |
Еще кое -что….
Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так», побуждение к переформированию «кто думает иначе» |
Что делать, если вдруг…
Заклинило на ошибках | Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы |
Идея невразуми-тельна | Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе» |
Раз – и в дамки | Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), «подбросьте «ошибочную идею для проверки |
Стойко молчат | Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку |
Звенья научного творчества
название | содержание | результат |
Постановка проблемы | Возникновение проблемной ситуации, | Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения |
Поиск решения | Выдвижение гипотез | Решение – понимание нового знания |
Выражение решения | Выражение нового знания научным языком в принятой форме | Продукт – рукопись статьи, доклада… |
Реализация продукта | Предоставление продукта через публикацию, выступление | Реализованный продукт реферат, статья, доклад, книга |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.