Постановка проблемы на уроках
Оценка 5

Постановка проблемы на уроках

Оценка 5
pptx
16.02.2023
Постановка проблемы на уроках
постановка проблемы на уроках .pptx

Постановка проблемы на уроке формирования функционально грамотной личности

Постановка проблемы на уроке формирования функционально грамотной личности

Постановка проблемы на уроке формирования функционально грамотной личности.

тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через…

тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через…

тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование функционально грамотной личности.

Проблемное обучение - это

Этапы постановки проблемы: Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы

Этапы постановки проблемы: Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы

Этапы постановки проблемы: Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы

Решение проблемы:
возникновение проблемной ситуации
осознание сущности затруднения и постановка проблемы
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы
доказательство гипотезы
проверка правильности решения проблем.

Приемы создания проблемы :
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными

Приемы создания проблемы «Классические» «Сокращенные» 1

Приемы создания проблемы «Классические» «Сокращенные» 1

Приемы создания проблемы

«Классические»

«Сокращенные»

1. Проблемная ситуация «с удивлением».
2. Проблемная ситуация «с затруднением».




1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
2. Подводящий к проблеме диалог.
3. Подводящий от проблемы диалог.

«Мотивирующие»

1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
2. Демонстрация непонятных явлений.
3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

Приёмы актуализации знаний в начале урока

Приёмы актуализации знаний в начале урока

Приёмы
актуализации знаний
в начале урока

Приём “Цепочка признаков“ Универсальный приём

Приём “Цепочка признаков“ Универсальный приём

Приём “Цепочка признаков“

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Приём “Да-нет”.


Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём “Я беру тебя с собой» Универсальный приём

Приём “Я беру тебя с собой» Универсальный приём

Приём “Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Приём “Шаг за шагом”.

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приём «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения

Приём «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём “Игровая цель”

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.
Формирует:
учебные умения;
умение работать в команде;
умение слушать и слышать друг друга.
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.


Приём “Развивающий канон”

Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Слагаемое – сумма = множители - ?
Круг – окружность = шар -?
Береза – дерево = стихотворение - ?
Песня – композитор = самолет - ?

Приём «До-После» Описание: прием из технологии развития критического мышления

Приём «До-После» Описание: прием из технологии развития критического мышления



Приём «До-После»
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.



Приём “Ложная альтернатива”

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Стратегия “Вопросительные слова”

Стратегия “Вопросительные слова”

Стратегия “Вопросительные слова”.
 
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

 
Вопросительные слова
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?

Приём «Согласен – Не согласен»

Приём «Согласен – Не согласен»


Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

Приемы создания проблемы

Приемы создания проблемы

Приемы создания проблемы Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр антрополог

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемы



С удивлением

Между двумя (более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Межу житейскими представлениями и научными фактами

3. Шаг 1. Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку»
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспери-ментом или наглядностью

Приемы создания проблемы Тип проблемной ситуации

Приемы создания проблемы Тип проблемной ситуации

Приемы создания проблемы

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемы


С затруднением

Между необходимо-стью и невозможно-стью выполнить задание

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать задание, не сходное с предыдущим.
Шаг 1. Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим,
Шаг 2 . Доказать, что задание учениками не выполнено.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Побуждения к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Прием 2. Сколько в нашем классе мнений?
Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее?
Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?



Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?

Побуждающий к гипотезам диалог

Побуждающий к гипотезам диалог

Побуждающий к гипотезам диалог Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф, амер. журналист

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?»

к аргументу / контраргументу:
«Согласны с этой гипотезой? Почему?»

к плану проверки
«Как можно проверить эту гипотезу?»

Подсказка

к решающей гипотезе

к аргументу / контраргументу

к плану проверки

Сообщение

решающей гипотезы

аргумента / контраргумента

плана проверки

Сравнительная характеристика диалогов

Сравнительная характеристика диалогов

Сравнительная характеристика диалогов

Побуждающий

Подводящий

Струк-тура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли

Призна-ки

Мысль ученика делает скачок к неизвестному,
Переживание учеником чувства риска,
Возможны неожиданные ответы учеников,
Прекращается с появлением нужной мысли ученика.

Пошаговое жесткое ведение мысли ученика,
Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога,
Почти невозможны неожиданные ответы учеников,
Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.

Резуль-тат

Развитие творческих способностей

Развитие логического мышления

Урок развития функционально грамотной личности

Урок развития функционально грамотной личности

Урок развития функционально грамотной личности.

Традицион-ное обучение

1. Методы постановки проблемы, определения темы
(развитие познаватель-ного интереса)

СЛОЖНЫЕ

ПРОСТЫЕ


Сообщение темы, целей и задач урока

Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления
«учитель» (малопродуктивно)
«ученик» (редко, продуктивно),
Побуждающий диалог

Имитация творческой работы
Подводящий диалог (к теме)
Мотивирующий прием

2. Методы поиска решения, открытия знания

Побуждающий к гипотезам диалог

Подводящий диалог от проблемы или
без проблемы


Сообщение знания – репродуктив-ные методы

Проверка гипотез (поиск решения):

выдвигают

ученики

учитель

решают

учитель

ученики

Еще кое -что…. Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так» , побуждение к переформированию «кто думает иначе»

Еще кое -что…. Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так» , побуждение к переформированию «кто думает иначе»

Еще кое -что….

Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так», побуждение к переформированию «кто думает иначе»

После формулирования учебной проблемы в виде вопроса (не совпадающего с формулировкой темы) следует сразу переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даем ответ на изначальный вопрос.
Тема урока может быть объявлена не в начале урока!

При выходе из проблемной ситуации обязательно обеспечить два творческих действия: осознание противоречия и формулирование проблемы.

Если проблемная ситуация не возникла (чаще при использ. приема № 5 - учащиеся справились с заданием), разумен выход «Все это сделали? Чуть позже посмотрим, как вы это сделали. Чем это задание отличается от предыдущих. В чем его новизна».

Что делать, если вдруг… Заклинило на ошибках

Что делать, если вдруг… Заклинило на ошибках

Что делать, если вдруг…

Заклинило на ошибках

Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы

Идея невразуми-тельна

Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе»

Раз – и в дамки

Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), «подбросьте «ошибочную идею для проверки

Стойко молчат

Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку

Звенья научного творчества название содержание результат

Звенья научного творчества название содержание результат

Звенья научного творчества

название

содержание

результат

Постановка проблемы

Возникновение проблемной ситуации,
Осознание противоречия,
Формулировка проблемы

Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения

Поиск решения

Выдвижение гипотез
Проверка гипотез

Решение – понимание нового знания

Выражение решения

Выражение нового знания научным языком в принятой форме

Продукт – рукопись статьи, доклада…

Реализация продукта

Предоставление продукта через публикацию, выступление

Реализованный продукт реферат, статья, доклад, книга

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2023