ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ
Постановка вопроса, оценка уровня его понимания и действие в зависимости от ответа учеников требует от учителя профессионального мастерства. В связи с этим Врагг Э.К. и Браун Г. (2001г.) в своих исследованиях определили следующие ошибки, допускаемые учителями при постановке вопросов (www.cpm.kz):
Учитель
- Задает сразу много вопросов;
- Задает вопрос и сам отвечает на него;
- Не дает ученикам время на размышление;
- Задает вопросы самым умным и любимым ученикам;
- Спрашивает только у мальчиков/девочек или конкретного ученика (слишком рано ставит сложные вопросы);
- Неправильные последовательности, например, ставит очень трудные вопросы на ранней стадии, до получения учениками достаточной информации для формирования своего ответа;
- Задает неуместные вопросы (не имеющие отношения к теме);
- Постановка одного и однотипных вопросов, к примеру, вопросы для того, чтобы ученики вспомнили (те, кто знает) – часто ставит однообразные вопросы;
- Не использует для развития мышления проблемные вопросы, вопросы побуждающие к мысли;
- Задает вопросы, подавляющие желание учеников отвечать или недоказуемые, опасные вопросы (задает вопросы в устрашающем виде);
- Не уделяет внимания вопросам (к примеру, за счет изменения темпа/ ударения);
- Не обращает внимания на ошибки/неуместность при создании цепочки выявления правильных ответов;
- Не называет изменения в форме вопроса;
- Не использует вопросы для проверки значения;
- Не показывает последствия ответов;
- Не контролирует развитие ответов;
- Не корректирует ответы;
- При попытке дать правильный ответ не замечает двойного смысла слов;
Недопущение учителями вышеназванных ошибок, привлечение учеников к активной беседе, развитие критического мышления путем более частой постановки ценных открытых вопросов по таксономии Блума, требующих мышления на высоком уровне вместо вопросов более низкого уровня обеспечивает эффективные уроки.
При всей важности знания доказательств и законов, исторических дат и событий, очень важно понимать и принимать информацию умом и уметь сознательно обрабатывать ее, принимать высказанные в них основные идеи и видеть их взаимосвязь, отбирать необходимое, а ошибочные обосновывать, указав ошибки, то есть анализировать и оценивать. Только такие действия могут адаптировать детей к жизни в современном мире, развивающемся с космической скоростью.
Русский психолог В.М.Снетков приходит к выводу «Хороший вопрос – это вопрос, нацеливающий на широкое мышление, поиск всех возможных ответов» и отмечает следующие функции вопросов:
- посредством вопроса можно получить новую информацию;
- посредством правильной постановки вопроса можно конкретизировать то, что знаешь;
- посредством постановки вопроса можно изменить направление обсуждения;
- посредством постановки вопроса можно выразить собственное мнение;
- правильно поставленный вопрос инициирует поиск ответа.
Педагоги замечают уровень познавательного мышления учеников и по их способности задавать вопросы. умение учеников ставить хорошие вопросы, касающиеся темы, показывает их умение мыслить критически.
Следует учесть и то, что развитие критического мышления учеников на уроках – это их умение ставить открытые вопросы, глубоко анализировать информацию, а также не просто выражать свои мысли и мнение, но и их попытка доказать их и изменить мнения одноклассников.
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Вопрос |
Ответ |
1. Почему мы задаем вопросы в классе?
|
|
2. Что такое хороший вопрос?
|
|
3. Кто больше всего ставит вопросы в вашем классе? Почему?
|
|
4. Как вы привлекаете всех учеников к процессу постановки вопросов и ответов на них?
|
|
5. Какие методы и подходы вы используете в классе для вовлечения в процесс постановки вопросов и ответов на них?
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.